logo
Техника безопасности при эксплуатации дорожно-строительных машин

2.2.1 Техника безопасности при эксплуатации скрепера

Все рабочие операции скреперов выполняют при их движении по бездорожью или в лучшем случае по примитивно подготовленным грунтовым дорогам, по материковым поверхностям забоев или по рыхлоотсыпанным грунтам отвалов. Местные неровности и уклоны могут вызывать потерю устойчивости движения машины, а также нарушение их равновесия.

Если путь движения скрепера проходит вдоль крутого откоса котлована или вдоль бровки траншеи, то край откоса и бровка траншеи должны быть отмечены легким ограждением или забором, чтобы машинист заранее видел опасное для движения место и смог проехать мимо без происшествий.

В работе скреперов часто встречающиеся операцией является отсыпка насыпей продольной возкой. При этом рекомендуется отсыпать края насыпи выше, чем её середину. Благодаря этому уменьшается опасность бокового падения скреперов на откос насыпи при движении вдоль её кромки.

Вогнутая поверхность отсыпанной скреперами насыпи планируется автогрейдером при её отделке с уклонами во внешние стороны.

Въезды и выезды скреперов по откосам насыпи опасны, так как откосы слишком круты для движения поперек них. Косые подъемы и спуски скреперов по откосу насыпи еще опаснее из-за возможности их бокового опрокидывания. Для обеспечения безопасности на откосе насыпи устраивают слабонаклонные въезды, которые могут использоваться и как съезды. Въезды или съезды на откосах насыпей формируются при их отсыпке скреперами.

Аналогичные въезды и съезды устраивают скреперами путем планирования пути при порожних ходах на откосах котлованов и резервов по мере их углубления.

Правильно устроенные въезды и съезды обеспечивают безопасность работы на скреперных при возведении ими высоких насыпей и отрывке котлованов и резервов.

Опасными при работе на скреперных всех типов является поворот (изменение направления) при движении под уклон. При повороте возможно

боковое внешнее опрокидывание скрепера, особенно при наличии местных неровностей на пути поворота. Поэтому желательно избегать поворотов на спусках, а если это невозможно, планировать место поворота и двигаться на повороте на пониженных скоростях и по кривым большим радиусов, которые должны быть в 2,5-3 раза больше минимального радиуса разворота машины.

Движение по боковым уклонам, а также и повороты на них опасны из-за возможности бокового опрокидывания скреперов, особенно при наличии местных неровностей. У самоходных машин в таких условиях могут потерять устойчивость одноосные тягачи и при крутом повороте опрокинуться на носовую часть или на корму.

При прямолинейном движении на подъемах и спусках у скреперов, особенно груженых, должны быть в полном порядке тормоза. Если же тормоза отказали и создалась аварийная обстановка, машинист должен опустить ковш скрепера на землю механизмом управления ковшом. При этом ножи ковша вступят в контакт с поверхностью уклона, чем затормозят, а затем и прекратят движения скрепера. Опускать ковш надо плавно, чтобы избежать динамических перегрузок.

При скреперных работах небольшого объема иногда можно примириться с некоторым удлинением транспортного пути, которые вызываются необходимостью объезда мест, представляющих опасность для движущихся машин.

При планировании для скреперов работ с большими объемами перемещаемых грунтовых масс должны быть предусмотрена подготовка путей для машин, чтобы обеспечить безопасность движения.