Введение
Актуальность работы. Курение является одной из вредных и распространенных привы-чек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоро-вью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формиро-ванию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет лич-ностный и нравственный рост.
К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Об-щественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же вре-мя в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, нев-ротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей, и прежде всего молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилакти-ческой медицины Российской Федерации академиком Р. Г. Огановым о том, что курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.
Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь из-бавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?
Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреж-дение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лече-ние, когнитивную терапию, создание групп поддержки. К сожале-нию, все это дает только временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают курить после принятых мер, большинство же возоб-новляют привычку.
Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. В данной работе представлен курс профилактических занятий, ключевыми моментами которого явля-ются: предоставление полной информации о вреде курения на орга-низм человека; показ механизмов влияния сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения; моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки; проведение профилактических занятий по формированию ответственного и безопасного поведения, социаль-ных и жизненных навыков.
Целью работы является составление и изучение эффективного курса профилактических занятий, направленные на формирование у детей и подростков установок на здоровый образ жизни, а также повышению отрицательного отношения к курению.
Особенно велико отрицательное действие на неокрепший растущий организм подростка. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной - одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята думают что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье.
Объект исследования - подростки.
Предмет исследования - отношение подростков к табакокурению.
Задачи исследования:
1.Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.
2.Выявление условий, влияющих на распространение табакокурения у подростков.
3.Проведение опроса.
4.Составление и реализация программы профилактических занятий.
5.Изучение уровня эффективности курса.
Гипотезой исследования является предположение о том, что курс занятий способен оказать: продуктивное влияние на формирование системы знаний подростков о негативных последствиях табакокурения; выработать умение противодействовать вовлечению в употребление табачных изделий.
Практическая значимость заключается в изучении и выработке условий повышения профилактики курения у подростков, что понизит негативное влияние распространения табакокурения и психической зависимости в среде молодежи.
Теоретическая значимость заключается в укреплении знаний о влиянии табакокурения на психологическое и физиологическое развитие молодежи.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, сравнение, изучение, анализ, синтез, беседа.