logo
Анализ общих, прикладных, правовых и экономических вопросов безопасности жизнедеятельности в условиях производства и быта

Вопрос 3. За какие виды загрязнения окружающей среды в настоящее время взимается плата? Приведите примеры

Государство разрабатывает ряд специальных мер, направленных на охрану и восстановление окружающей среды.

Одной из таких мер является установление административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Такая ответственность установлена главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако помимо административной ответственности в качестве метода экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Далее Закон №7-ФЗ), являющимся основным нормативным документом, регулирующим вопросы охраны окружающей среды в России.

В соответствии со статьей 16 Закона №7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду [7,12].

В соответствии со статьей 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Заметим, что плату за загрязнение окружающей среды, часто еще называют экологическим платежом.

Плата за использование природных ресурсов установлена Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ в 1991 г. (ст. 20.) Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения. Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной платы являются предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды" (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. №190 [1,3].

Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.

К ним относятся:

· плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

· плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

· плата за размещение отходов;

· плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) [6,7].

Таким образом, основная цель экологических платежей - не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги всегда поступают в бюджеты. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» 10% общей суммы эмиссионных платежей направляется федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90% перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.