logo
Обеспечение пожарной безопасности объектов ОАО "РЖД"

1. Назначение, устройство и тактико-технические характеристики пожарных и специализированных пожарных поездов

Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта и на других, имеющих железнодорожные подъезды. Они служат для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразователя. Подразделения, вооруженные пожарными поездами, осуществляют боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной любой кратности, а также оказывают помощь при авариях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Такие подразделения работают самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями пожарной охраны гарнизона.

Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне - водонасосной станции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя.

В состав поезда входит цистерна-водохранилище с устройством для подогрева, налива и забора воды и транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСКП-20) предназначенная для комбинированного тушения и нейтрализации токсичных жидких, газообразных веществ в открытых и закрытых вагонах и пакгаузах. Тактико-технические характеристики пожарных поездов приведена в таблице 1.

Таблица 1. Тактико-технические характеристики пожарных поездов

Показатели

Количество

Мотопомпы:

МП-1200 или МП-1600, шт.

МП-600 или МП-800, шт.

2

1

Электростанция мощностью 4-6 кВт (для внутреннего освещения и переносных прожекторов), шт.

1

Установка для получения ВМ пены, шт.

1

Рукава всасывающие 100 мм, L=4 м. с соединительной арматурой, шт.

3

Рукава всасывающие 76 мм, L=4 м. с соединительной арматурой, шт.

2

Рукава напорные прорезиненные 51 мм, м

100

Рукава напорные льняные 51 мм, м

400

Рукава напорные прорезиненные 66 мм, м

300

Рукава напорные льняные 66 мм, м

700

Стволы, шт.: лафетный (переносной)

РС-70

РС-50

воздушно-пенный СВП-4

воздушно пенный

1

4

4

2

2

Пеносмеситель ПС-5 переносной, шт.

1

Эжектор водоуборочный ЭВ-200 или гидроэлеватор Г-600, шт.

2

Пеногенератор ПГ-50М, шт.

2

Лестница выдвижная трехколенная, шт.

1

Катушка рукавная переносная или ранец, шт.

3

Пенообразователь ПО-1, т.

25-45

Пеногенераторный порошок

-

Пила ножовка, шт.

1

Костюм брезентовый, комплект

10

Специализированные пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, ведения работ сопутствующих тушению и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

Учитывая опыт работы таких подразделений Управление ведомственной охраны МПС России, реализуя Приказ Министра от 28 апреля. 2000 г. №11Ц «О мерах по повышению пожарной безопасности на федеральном железнодорожном транспорте», внесло изменения в Правила содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Указание от 21.12.2000 г. № Г-3098у). Эти дополнения касаются введения в подразделения пожарной охраны МПС России специализированных пожарных поездов, их оснащения дополнительным оборудованием и снаряжением. В соответствии с Указанием от 21.12.2000 г. № Г-3098у специализированные пожарные поезда относятся к пожарным поездам I категории. В табл. №2 приведен Типовой табель специализированного пожарного поезда I категории

Таблица 2. Типовой табель специализированного пожарного поезда первой категории

№ п/п

Наименование подвижного состава

Тип вагона

Количество

Примечание

1.

Вагон-водонасосная станция.

4-осный ЦМВ

1

2.

Цистерна-водохранилище

Цистерна объёмом 73,1 или 50 куб.м

2

3.

Вагон-перекачивающая станция (для размещения насосных установок и дизель-электростанции)

4-осный ЦМВ или 4-осный ЦМГВ

1

Могут использоваться и другие вагоны рабочего парка МПС России

4.

Цистерна-приемник (для перекачки нефтепродуктов)

Цистерна объёмом 50-70 куб.м

1

Схема боевого развертывания специализированного пожарного поезда при тушении нефти установкой «Пурга»

Рисунок 1. Подача воды и пены от 2-х мотопомп СПУ-40/100 через установку “Пурга”