logo
Обеспечение пожарной безопасности объектов ОАО "РЖД"

2. Назначение, устройство и тактико-технические характеристики восстановительного поезда

Восстановительный поезд -- специальное формирование ОАО «РЖД», предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера. Расстояние между пунктами постоянной дислокации восстановительных поездов должно быть не более 200 км.

В восстановительном поезде устанавливается телефонная связь из расчета не менее двух абонентных номеров с выходом в город, а также прямой телефонной линии для связи с дежурным по станции дислокации и (по согласованию) с соответствующим структурным подразделением филиала ФГП ВО ЖДТ России на железной дороге и линейным отделом внутренних дел на транспорте.

Каждый восстановительный поезд должен иметь Паспорт восстановительного поезда (форма РБУ-4, утверждена ОАО «РЖД» 21 июня 2004 г.).

Паспорт является основным документом, отражающим технические возможности восстановительного поезда. Он должен содержать:

- ситуационный план стоянки с указанием железнодорожных путей и стрелочных переводов, инженерных сетей, дорог, зданий и сооружений;

- схему формирования;

- список и характеристики технических средств и железнодорожного подвижного состава;

- штатное расписание;

- схему участка обслуживания;

- ситуационный план и характеристики оборудования и железнодорожного подвижного состава учебно-тренировочного полигона.

Паспорт восстановительного поезда составляется и уточняется ежегодно по состоянию на 1 января.

Восстановительный поезд оснащается железнодорожным подвижным составом, техническими средствами, укомплектовывается спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, противопожарным и кухонно-столовым инвентарем, горючесмазочными и другими материалами в соответствии с Примерным табелем оснащения восстановительного поезда, прилагаемым к Положению о восстановительных поездах на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденным Министерством путей сообщения Российской Федерации 2 февраля 1996 г. № ЦРБ-364. Для оперативного управления аварийно-восстановительными работами восстановительный поезд обеспечивается двухдиапазонными радиостанциями поездной радиосвязи не менее двух радиостанций на восстановительный поезд), многоканальными носимыми радиостанциями, а также мобильными (сотовыми) и спутниковыми телефонами.

Отправление на место аварии восстановительного поезда (ВП) должно быть обеспечено не позднее чем через 40 минут после получения приказа дежурного по отделению (управлению) железной дороги. Начальник ВП получает приказ поездного диспетчера с указанием мер

Поездной диспетчер, на участке которого произошел сход подвижного состава, обязан:

- своевременно подготовить ближайшие станции и участок для беспрепятственного продвижения ВП;

- обеспечить оперативное продвижение ВП и передачу по поездной радиосвязи начальникам ВП всей необходимой для подготовки к проведению работ информации;

- до прибытия ВП организовать уборку стоящих на рельсах вагонов, обеспечивая свободность путей для маневров с прибывающими к месту аварии восстановительными поездами.

Перед началом работ, связанных с подъемом и уборкой сошедшего подвижного состава, начальник ВП проверяет закрепление находящегося на рельсах подвижного состава и обследует место схода.

Организация восстановительных работ включает:

- выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств;

- выбор схемы и установление очередности их производства, разработку планов по организации восстановления;

- обеспечение охраны и ограждение мест работы;

- обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты;

- принятие необходимых мер пожарной безопасности;

- оценку принимаемых решений с позиций ущерба окружающей природной среде.

Работы должны выполняться в определенной последовательности, соответствующей принятому плану. По мере освобождения земляного полотна от сошедшего подвижного состава работники восстановительных поездов приступают к ремонту пути, установке поврежденных опор контактной сети, восстановлению средств связи и устройств СЦБ. Начальник ВП отвечает за строгое выполнение оперативного плана восстановления в части подъема сошедшего с рельсов подвижного состава. Дополнительные повреждения подвижного состава и контейнеров с опасными грузами не допускаются.