logo
Анализ условий труда на основе аттестации рабочего места врача-хирурга

1. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ УТ) - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 6 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Понятие условий труда раскрыто в статье 209 ТК РФ. В соответствии с положениями названной статьи под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Абзац 10 части 2 статьи 212 ТК РФ вменяет обязанность работодателя проведение АРМ УТ.

Аттестация включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защита (СИЗ). Для выявления опасных или вредных производственных факторов при проведении АРМ оценивается несколько факторов в целях их нивелрования работодателями, что в конечном итоге направлено на создание безвредных и безопасных условий труда.

С точки зрения работодателя - аттестация рабочих мест процедура обязательная. А работнику проведённая аттестация рабочих мест может принести дополнительные преференции. Если в результате проведения АРМ будет выявлено, что условия труда на рабочем месте не соответствуют существующим нормативам и являются вредными или опасными, то работодатель должен предоставить работникам дополнительные льготы и компенсации. В частности, к таким гарантиям относятся:

· установление повышенного размера оплаты труда (ст. 146 ТК РФ);

· установление сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. ст. 92, 94 ТК РФ);

· предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 116 ТК РФ);

· обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ);

· выдача молока и другого лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, данные аттестации рабочих мест по условиям труда можно использовать в целях:

· предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах защиты от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся в связи с этим гарантиях и компенсациях;

· включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

· подготовки списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам, а также внеочередным медицинским осмотрам;

· контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

· оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, контроля и управления профессиональным риском, информирования о риске субъектов трудового права, контроля динамики показателей риска, а также проведения мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

· обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

· предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

· расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

· рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

· обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

· применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда;

· обоснования принимаемых решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

· рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

· подготовки статистической отчетности об условиях труда.

Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда должен руководитель организации. Об этом говорится в ст. 212 ТК РФ. Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о труде и об охране труда, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Уклонение от исполнения трудового законодательства согласно ст. 5.27 КоАП РФ может повлечь за собой:

· наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию от одного года до трёх лет);

· наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

· наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следует отметить, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий могут быть выявлены нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест или оформления документов по ней. При выявлении нарушений порядка проведения аттестации по требованию должностных лиц органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, рабочие места аттестуются повторно.

При организации работ по проведению аттестации применяются следующие нормативные документы:

-Трудовой кодекс РФ;

- санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, СНиПы;

- типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, обуви и других СИЗ;

-межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

- Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса;

- Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок);

- иные нормативно-правовые акты в области охраны труда.

В п. 1 Порядка установлено, что все рабочие места, имеющиеся у работодателя, подлежат аттестации. Периодичность ее проведения устанавливается организацией самостоятельно с учетом условий и характера труда, но не реже раза в пять лет. Согласно

п.7 Порядка вновь организованные рабочие места аттестуются сразу после ввода их в эксплуатацию, при этом ожидание очередного срока проведения аттестации считается нарушением. Провести аттестацию ранее установленного срока необходимо и для рабочих мест, на которые установлено новое оборудование и изменен технологический процесс.

Проведение аттестации рабочих мест возможно как собственными силами организации, так и с привлечением аттестующей организации.

Проведение аттестации собственными силами предполагает наличие в организации лаборатории, аккредитованной на право проведения инструментальных измерений и оценки опасных и вредных факторов производственного процесса. К плюсам данного способа можно отнести относительно небольшие финансовые затраты (если не считать затраты на приобретение и поверку средств измерения, а также затраты на аккредитацию лаборатории в системе ГОСТ Р и последующий инспекционный контроль за её деятельностью). К недостаткам относится тот факт, что в процедуре аттестации задействованы работники, наряду с ее проведением выполняющие свои должностные обязанности. Кроме того, у этих работников зачастую недостаточно знаний для оценки условий труда (обучение также требует дополнительных затрат).

При привлечении аттестующей организации необходимо заключить договор со специализированной организацией (согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 01 апреля 2010 года №205н, аккредитованной и внесенной в реестр). Работы по замеру производственных факторов, оценке условий труда и оформлению комплекта документов будут выполняться силами привлеченной организации. Стоимость аттестации одного рабочего места зависит от набора вредных и опасных производственных факторов, количества аналогичных мест. Но даже в этом случае аттестация рабочих мест по условиям труда не может проводиться исключительно силами сторонней организации.

Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда может аттестационная комиссия, в состав которой должны быть включены и представители аттестуемой организации.

На основании п. 9 Порядка подготовка и организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда возложены на аттестационную комиссию, которая формируется из представителей работодателя и аттестующей организации на паритетной основе. Для этого нужно издать приказ по основной деятельности, в котором следует утвердить председателя, определить состав комиссии, а также сроки и графики проведения работ по аттестации.

При проведении аттестации нужно оценивать все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы: физические, химические и биологические. Об этом говорится в п. 15 Порядка. Определение уровней опасных и вредных факторов осуществляется на основе инструментальных измерений, проводимых во время работы, в течение производственного процесса.

Согласно п. 18 Порядка результаты инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов протоколируются по ходу проведения их оценки. В протоколах, кроме фактического значения измеряемого фактора, указывается его нормативная величина и сведения о нормативной документации, в которой установлены предельно допустимые концентрации и уровни данного фактора, класс вредности и опасности по нему. Подписывается протокол испытаний непосредственным исполнителем, руководителем испытательной лаборатории и представителем организации-заказчика, присутствующим при измерениях. Примеры протоколов, оформляемых ООО "Самарский центр испытаний и сертификации", представлены здесь.

Кроме оценки условий труда, аттестация рабочих мест включает в себя исследование травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

При оценке травмобезопасности рабочих мест проверяется производственное оборудование, приспособления и инструменты, наличие, правильность ведения и соблюдение требований эксплуатационных документов на производственное оборудование (паспортов, инструкций по эксплуатации и т.п.) в части обеспечения безопасности труда, обеспеченность средствами обучения и инструктажа. В частности, при оценке средств обучения и инструктажа выясняется наличие документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение работниками необходимого обучения, и инструкций по безопасности и охране труда (п. 27 Порядка).

По результатам оценки травмобезопасности и оценки обеспеченности работников на рабочем месте СИЗ проверяемых рабочих мест составляются протоколы, форма которых приведена в Приложении 4 и 5 соответственно к Порядку.

Согласно п. 39 Порядка итоговая оценка фактического состояния условий труда должна отражать:

степени вредности и опасности производства;

степени травмобезопасности рабочих мест;

степени обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.