Аварии на трубопроводном транспорте

реферат

1. Коррозия на трубопроводе

Трубопровод, уложенный в грунт, подвергается почвенной коррозии, а проходящий над землей - атмосферной. Коррозия металлов - физико-химическое или химическое взаимодействие между металлом (сплавом) и средой, приводящее к ухудшению функциональных свойств металла (сплава), среды или включающей их технической системы. Слово коррозия происходит от латинского «corrodo» - «грызу» (позднелатинское «corrosio» означает «разъедание»). По характеру взаимодействия металла с окружающей средой различают два основных вида коррозии: химическую и электрохимическую

Химическая коррозия- это вид коррозионного разрушения металла, связанный с взаимодействием металла и коррозионной среды, при котором одновременно окисляется металл и происходит восстановление коррозионной среды. Химическая коррозия не связана с образованием, а также воздействием электрического тока.

Электрохимическая коррозия - это окисление металлов в электропроводных средах, сопровождающееся образованием и протеканием электрического тока. При этом на различных участках поверхности металла возникают анодные и катодные участки. Коррозионные разрушения образуются только на анодных участках

Важнейшими видами коррозии являются:

1. Поверхностная;

2. местная;

3. язвенная;

4. щелевая;

5. межкристаллитная;

Два последних вида коррозии представляют наибольшую опасность для подземных трубопроводов.

Методы защиты трубопроводов от коррозии подразделяются на пассивные и активные.

Пассивный метод защиты от коррозии предполагает создание непроницаемого барьера между металлом трубопровода и окружающим его грунтом. Это достигается нанесением на трубу специальных защитных покрытий (битум, каменноугольный пек, полимерные ленты, эпоксидные смолы ит.д.).

На практике не удается добиться полной оплошности изоляционного покрытия. Различные виды покрытия имеют различную диффузионную проницаемость и поэтому обеспечивают различную изоляцию трубы от окружающей среды. В процессе строительства и эксплуатации в изоляционном покрытии возникают трещины, задиры, вмятины и другие дефекты. Наиболее опасными являются сквозные повреждения защитного покрытия, где, практически, и протекает грунтовая коррозия.

Активный метод защиты от коррозии осуществляется путем катодной поляризации основан на снижении скорости растворения металла по мере смещения его потенциала коррозии в область отрицательных значений, чем естественный потенциал.

В1928 году Роберт Кун опытным путем установил, что величина потенциала катодной защиты стали составляет минус 0,85 Вольт относительно электрода сравнения. Так как естественный потенциал стали в грунте примерно равен ?0,55...-0,6 Вольта, то для осуществления катодной защиты необходимо сместить потенциал коррозии на 0,25...0,30 Вольта в отрицательную сторону.

Прилагая между поверхностью металла трубы и грунтом электрический ток, необходимо достигнуть снижения потенциала в дефектных местах изоляции трубы до значения ниже критерия защитного потенциала, равного-- 0,85В.

Катодную защиту трубопроводов можно осуществить двумя методами:

1. применением магниевых жертвенных анодов-протекторов(гальванический метод);

2. применением внешних источников постоянного тока, минус которых соединяется с трубой, а плюс -- с анодным заземлением (электрический метод). [1]

Делись добром ;)