logo
Аварии на трубопроводном транспорте

2. История развития трубопроводного транспорта в России

Развитие трубопроводного транспорта в России тесно связано с историей развития нефтяной промышленности. Промышленная добыча нефти началась более 100 лет назад. В России в 1825 г. она уже составляла 3500 тонн, а в 1859 г. 5000 тонн.

Первый нефтепровод местного значения был сооружен в 1878 г. В революционное время на территории России было построено 1147 км магистральных трубопроводов.

До Великой Отечественной войны основные нефтяные ресурсы СССР сосредоточивались на Кавказе: Баку, Грозный, Майкоп. В этих условиях основной поток нефтегрузов приходился на транспортные артерии Каспия, Волжского бассейна, Северного Кавказа и Закавказья.

Для уменьшения загрузки железных дорого Кавказа, а так же для удешевления транспорта к портам черного моря уже в 1925 г. возникла необходимость в сооружении магистральных нефтепроводов. Были построены нефтепроводы Грозный-Туапсе длиной 649 км, диаметром 273 мм, второй нефтепровод Ишимбай-Уфа длиной 169 км и диаметром 300 мм, а так же продуктопроводы Усть-Балык-Альметьевск, Манглышлак-Куйбышев (Самара).

К 1941 г. в промышленной эксплуатации находились магистральные нефтепроводы и продукты проводы общей протяженностью около 4100 км, диаметр составлял 300 мм. Во время войны были построены нефтепроводы Ока-Софийское-Комсомольск-на-Амуре, Астрахань-Саратов. В период обороны Ленинграда большую роль сыграл небольшой подводный бензопровод, уложенный через Ладожское озеро.

Послевоенные годы строительство нефтепровода определялось бурным развитием нефтедобывающей промышленности в Волго-Уральском бассейне и строительством заводов на Урале и в Поволжье. В этот период были построенный трубопроводы больших диаметров до 1200 мм.

С освоение нефти в Сибири и со строительством нефтепровода Сургут-Полоцк западносибирская нефть получила выход в Центральную Россию, Белоруссию и Прибалтику. [2]