4. Самоспасение и спасение пострадавших в авиакатастрофах
Следует заметить, что авиакатастрофа - одна из редких причин гибели человека. Тем не менее каждый год в авиакатастрофах, по данным ООН, гибнет более тысячи человек. При этом многие из пострадавших могли бы спастись, пользуясь самыми простыми знаниями и не делая простейших ошибок в аварийной ситуации на борту самолета.
Крупнейшая авиакатастрофа в мире по гражданской авиации произошла 27 марта 1977 года с самолетом «Боинг-747» компании КЛН-ПАН АМ (Тенериф). Погибло 583 человека.
Среди авиакатастроф случившихся с русскими самолетами, по своим трагическим последствиям выделяют следующие:
1) 27 августа 1992г. При заходе на посадку в 3 км. от аэродрома потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Ивановского авиаотряда, выполняющий рейс по маршруту Минеральные воды-Донецк-Иваново. Экипаж и пассажиры (83 человека) погибли.
2)3 января 1994г. Авиалайнер ТУ-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск-Москва, в результате остановки двигателей врезался в молочную ферму в поселке Момоны. Погибло 115 пассажиров и 9 членов экипажа.
3)7 декабря 1995г. Авиалайнер ТУ-154, выполнявший рейс по маршруту Южно-Сахалинск-Хабаровск-Улан-Удэ-Новосибирск, потерпел катастрофу в районе Хабаровска. Погибло 88 пассажиров и 8 членов экипажа.
4)3 июля 2001г. Авиалайнер ТУ-154,выполнявший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток, потерпел катастрофу под Иркутском. Все 145 пассажиров погибли.
5)1 июля 2002г. Из-за ошибки швейцарского авиадиспетчера в воздухе над Германией столкнулись два самолета - грузовой БОИНГ-757 и пассажирский ТУ-154, перевозивший детей из Уфы на отдых в Испанию. Оба пилота и все пассажиры и члены экипажа (69 человек) погибли.
Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в воздухе, является декомпрессия - снижение содержания кислорода в связи с «уходом» воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, объясняет стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, так как аварийная ситуации, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.
Также причинами авиакатастроф являются: остановка двигателя, невозможность дальнейшего управления, не включение форсажа, человеческий фактор.
Остановка двигателя происходит по различным причинам: из-за отказа перекачивающих насосов или поплавкового клапана, регулирующего подачу топлива, а также самопроизвольная остановка двигателя в полете, проблемы со смазкой и даже из-за попадания в него птицы. Кстати, последствия попадания птицы в остекленение кабины самолета могут быть не менее серьезными, чем в двигатель. Примером можно привести попадание аиста в кабину самолета после взлета на высоте 400м., которое привело к травме летчика.
Около 70% авиапроисшествий происходит по причине «человеческого фактора». Сегодня этим термином характеризуют действия экипажа самолета, которые привели к летному происшествию, а также наземного персонала, выполняющего техническое обслуживание авиационной техники. Причины:
1)невыполнение ограничений по скорости и высоте полета;
2)столкновение с возвышениями (горами, сопками);
3)неправильный расчет при посадке;
4) недостаток навыков вывода самолета при попадании в штопор;
При падении самолета очень важно выявить причину. Этим занимается комиссия на месте падения. Это очень трудоемкая работа. Необходимо не только собрать, но и зафиксировать положение каждого элемента конструкции - составить специальные схемы, так называемые - кроки. Затем начинается исследование деталей. Необходимо обращать внимание на мельчайшие детали. Даже по положению летчика (если он не успел покинуть самолет) судебно-медицинская экспертиза устанавливает реальную картину происшествия. Например, если в крови обнаружено большое количество адреналина, то это говорит о том, что перед катастрофой он осознавал опасность ситуации и пытался ее предотвратить. А если адреналина нет, то возможно, что аварийная ситуация возникла внезапно.
Большое значение имеют знаменитые «черные ящики» - просты и представляют собой обыкновенные записывающие устройства, помещенные в полусферы термосного типа. Они окрашены в ярко-оранжевый цвет для лучшего нахождения. Устанавливаются в киле самолета.
При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть 1-2 минуты). При этом постарайтесь защитить кожу и не дышать дымом. Главное - сохранять спокойствие и не поддаваться панике, так как от этого зависит не только Ваше спасение, но и других людей (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых).
Если самолет потерпел крушение в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить аптечку, теплые вещи и продумайте как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.
- 1. Введение. Общие понятия. Авария. Катастрофа
- 2. Самоспасение и спасение пострадавших в автомобильных авариях
- 3. Самоспасение и спасение пострадавших в железнодорожных авариях
- 4. Самоспасение и спасение пострадавших в авиакатастрофах
- 4. Самоспасение и спасение пострадавших при кораблекрушении
- 6) Дополнительный материал: «Катастрофы века. Гибель «Титаника». Сенсационные подробности»
- 3.2. Особенности аварий и катастроф на транспорте
- Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте
- Аварии и катастрофы на водном транспорте
- Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.
- Аварии и катастрофы на ж.Д. Транспорте
- На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.
- 2.6. Особенности аварий, катастроф на железнодорожном и воздушном транспорте
- Предупреждение аварий и катастроф на транспорте
- Аварии и катастрофы на водном транспорте
- Транспортные аварии и катастрофы.