logo search
Анализ пожарных рисков Псковской области и управление ими

ВВЕДЕНИЕ

Наступление XXI века ознаменовано глобальными переменами в развитии мировой цивилизации, ее стремительном выходе на новый уровень научно-технического прогресса. Оборотная сторона такого движения вперед - усиление воздействия техногенных факторов на природу и население, повышение риска возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф, тянущие за собой массовую гибель людей, негативные экономические последствия, имеющие региональные, национальные и глобальные аспекты.

Современные условия жизни общества способствуют росту числа пожаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. По данным Центра пожарной статистики (ЦПС) - подразделения при Международной ассоциации пожарно-спасательных служб (КТИФ), ежегодно в мире возникает более 8 млн. пожаров, при которых погибает порядка 90 тыс. человек и уничтожается материальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц.

Пожарная безопасность является необходимым условием для успешного решения важнейших социально-экономических проблем общества и государства - охрана жизни и здоровья граждан, сохранения и приумножения национального богатства, устойчивого функционирования экономики страны. Актуальность обеспечения пожарной безопасности как составляющей, природно-техногенной безопасности населения и территории России, обусловлена в первую очередь, стабильно устойчивыми показателями человеческих потерь, ущерба территориям, наносимых катастрофами и авариями.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства [1]. Основным направлением в данной дипломной работе является разработка рекомендаций по совершенствованию управления пожарными рисками в Псковской области, на основе их всестороннего анализа и оценки. Решение поставленной задачи позволит обеспечить защиту каждого человека и его материальных ценностей, на территории области, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера связанных с пожарами.

На современном этапе, всё чаще приходит понимание и научное обоснование того, что мера опасности и есть мера риска. Поэтому пожарный риск представляет собой осознанную опасность (количественно определенную) наступления негативного события с определенными во времени и пространстве последствиями. Издано большое количество публикаций по данной тематике, где раскрываются вопросы, связанные с риском в различных его аспектах, со всевозможных точек зрения и применительно к всесторонним областям знаний.

Ряд специалистов, деятельность которых направлена на изучение рисков, считает, что отличительной особенностью опасности от риска является то, что опасность человек может и не осознавать, не подозревать о ее существовании, а риск - это осознанная величина опасности и в зависимости от решения человека она может наступить или не наступить. Риск сочетает в себе вероятность неблагоприятного события и величину потерь, то есть как бы две составляющие - меру возможности наступления события и меру последствий.

Рассматривая варианты построения этих элементарных мер, адекватных складывающейся ситуации, человеку (субъекту) необходимо оценивать уровень опасности и принимать решение на последующие действия (что в свою очередь относится к управлению риском). Описанное сочетание элементарных мер и является в конечном итоге мерой опасности, называемой риском.

Такая интерпретация риска может быть подкреплена совершенно прозрачными логическими непротиворечивыми выводами человека (субъекта) об опасности, находящегося в одной из трех идеализированных ситуаций: вероятность возможного события весьма большая, но ущерб субъекту, связанный с этим событием, бесконечно мал (или равен нулю), в этой ситуации субъект явно понимает, что он не подвергается этой опасности (риск равен нулю); ущерб от возможного события велик, но вероятность его появления равна нулю, следовательно опасности нет (риск равен нулю); вероятность события и ущерб от него равны нулю, ситуация характеризуется как достоверное отсутствие опасности (абсолютное отсутствие риска). Во всех других ситуациях, когда и вероятность, и опасность, и ущерб принимают значения, отличные от нуля, а так же когда при данном стечении обстоятельств какой - либо субъект осознано осуществляет свою деятельность, зная о негативных последствиях, такая ситуация характеризуется как риск.

В более лаконичной форме определение риска может выглядеть следующим образом: - риск представляет собой осознанную опасность (количественно определенную) наступления негативного события с определенными во времени и пространстве последствиями.

На протяжении развития человеческого сообщества постоянно возрастают риски природного и техногенного характера, не исключением является и Россия. Переход России к концепции управления рисками в техногенной сфере и смягчения последствий стихийных бедствий, как основополагающей системы регулирования безопасности населения и территорий должен обеспечить преодоление негативных тенденций роста числа промышленных аварий и значительно снизить потери от пожаров и аварий [10].

Управление риском - это возможный путь к обеспечению безопасности. Как правило, под управлением риском понимают разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности [8]. Основой управления пожарным риском является управление системой предотвращения пожара (СПП) и системой противопожарной защиты (СППЗ). Критерии возможности наступления пожара и последствий от него, можно находить расчетно-аналитическим методом (например, по ГОСТ 12.1.004) или на основе имеющихся данных статистики.

При определении расходов на обеспечение пожарной безопасности необходимо выдерживать ту, «золотую середину», когда затраты на обеспечение пожарной безопасности, гарантируют возврат дополнительных расходов благодаря уменьшению потерь от пожаров.

Международный опыт свидетельствует, что в условиях должной государственной координации мер пожарной безопасности и, прежде всего, обеспечения опережающего развития ГПС МЧС России можно добиться положительных результатов в борьбе с пожарами. Это наглядно показали США в 70-е годы, когда при помощи энергичных государственных мер и необходимого увеличения затрат на пожарную охрану смогли за несколько лет существенно улучшить обстановку с пожарами (снижение числа погибших людей в 2,2 раза и сокращения потерь от пожаров) [10,11].

Для определения необходимых мероприятий, объемов затрат направленных на стабилизацию обстановки, прежде всего важно представлять реальное состояние и количество пожарных рисков. В данной ситуации можно опираться на данные пожарной статистики. Пожарная статистика - раздел прикладной статистической науки, изучающей количественные отношения и закономерности таких массовых явлений как пожары и связанные с этими явления и процессы [9].

Иными словами, под пожарной статистикой следует понимать сбор и обработку совокупности статистических данных о пожарах, их социальных, экономических, экологических последствиях, деятельности противопожарных служб и всего мирового сообщества по предупреждению и тушению пожаров. Поэтому в более широком смысле можно говорить о статистике пожарных рисков или еще точнее статистике пожарной безопасности.

В настоящее время накоплен определенный опыт оценки обстановки с пожарами, который отражается в различных методологических подходах, а также в приемах формирования и представления ее результатов. Наличие достоверных статистических показателей последствий пожаров позволяет разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на снижение последствий пожаров. Псковская область входит в число регионов, где отмечается наибольшее количество пожаров и крайне высокий уровень гибели людей при пожарах[19], поэтому необходимо искать пути управления рисками, найти пути совершенствования управления на основе анализа рисков, что в свою очередь приведет к совершенствованию управления пожарной безопасностью региона.

Настоящая работа посвящена анализу пожарных рисков в Псковской области, на основе которого обосновываются рекомендации для улучшения пожарной безопасности. Цель данной дипломной работы - является совершенствование управления на основе комплексного анализа, оценки, прогноза пожарных рисков в Псковской области.

псковский пожар риск управление