logo search
Анализ потенциально опасных аварийных ситуаций на МЭЗ г. Лабинска

5.2.1 Анализ произошедших аварий

Причины аварии

Технические аварии - нории не были оборудованы взрыворазрядными устройствами.

Организационные аварии - низкий уровень производственной дисциплины на предприятии, выразившийся в отсутствии надлежащего контроля за взрывоопасными работами, выполняемыми работниками сторонней организации; нарушение положения о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Северо-Кавказкому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора; нарушение Инструкции по организации безопасности проведения огневых работ в зданиях и сооружениях взрывопожароопасных производств.

Аварии на производствах подработки и хранения растительного сырья характеризуются тем, что пылевоздушный взрыв редко бывает один. Это, как правило, несколько чередующихся друг за другом взрывов (в других помещениях, а иногда и на других объектах, которые соединены между собой едиными технологическими коммуникациями). Но при этом всегда есть первичный взрыв.

Наибольшее количество первичных взрывов происходит в оборудовании (около 50%) и в емкостях (бункерах) - свыше 40%.

Анализ причин аварий показывает, что по своим причинам все происшедшие аварии могут быть разделены на три группы:

- аварии, связанные с отказом отдельных элементов технологических схем при нормальных параметрах технологического процесса и сопровождающиеся выходом опасных веществ из оборудования;

- аварии, связанные с отказом отдельных элементов технологических схем при отклонениях параметров технологического процесса от допустимых значений;

- аварии, связанные с ошибками персонала и организационными ошибками.

Для первой группы аварий характерны следующие причины:

- неправильный выбор конструкционных материалов;

- разрушение или разгерметизация оборудования из-за коррозии или внутренних нагрузок;

- разгерметизация сварных соединений.

Для второй группы аварий характерны следующие причины:

- отказ систем автоматического управления технологическими параметрами;

- ошибки при операциях, выполняемых вручную;

- ошибки при проведении операций пуска и остановки процесса;

- образование побочных продуктов, не предусмотренных технологией (продукты тления).

Для третьей группы аварий характерны следующие причины:

- отключение систем сигнализации из-за ложных срабатываний;

- ошибки при передаче информации персоналом;

- несанкционированное проведение огневых и газоопасных работ и т.д.

Предпосылками третьей группы аварий являются:

- отсутствие у персонала знаний о возможных опасностях;

- отсутствие у персонала достаточных навыков;

- переоценка персонала своих возможностей.

Анализ представленных данных показывает, что на объектах побочных сырьевому участку возникали и далее возможны аварии, сопровождающиеся запыленностью территории, пожарами, взрывами пылевоздушных смесей и оборудовании и в помещениях.

Таблица 6 - Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций

Наименование технологического блока

Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийной ситуации

Возможные причины аварийных ситуаций

Блок №1, №2, №3, №4

1. Наличие в блоке масленичной пыли создает опасность образования взрывоопасной среды внутри оборудования и помещении склада.

1. Ошибки персонала, нарушение операций по ведению технологического процесса.

2. Неэффективная уборка помещения.

2. Несоблюдение графиков планово-предупредительного ремонта.

3. Отказ работы термоподвесок.

3. Нарушение режимов эксплуатации (перегрев, короткое замыкание).

4. Самосогревание и самовозгорание маслосемян при хранении с повышенной влажностью и засоренностью, отсутствие зачистки емкостей от пыли, сора, зависших семян перед загрузкой новый партий сырья.

4. Применение в транспортном оборудовании некачественных подшипников и их несвоевременная смазка.

5. Нарушение технических условий эксплуатации машин и транспортных средств (повышенная нагрузка, перегрев подшипников из-за плохой смазки, выход из строя подшипников вала приводного барабана или редуктора, буксование приводных ремней на транспортном оборудовании и т.д.).

5. Нарушение герметичности оборудования из-за дефектов изготовления, механических повреждений, нагрева, коррозии и т.п.

6. Нагрев движущихся частей оборудования.

6. Образование заторов сырья в транспортном оборудовании.

7. отсутствие или неудовлетворительная работа машин и устройств для отбора металломагнитных примесей.

7. Неисправности или нарушения целостности изоляции электропроводки (замыкание).

8. нарушение эксплуатации электроустановок.

8. Эксплуатация оборудования без заземления и системы молниезащиты.

9. Использование неисправных переносных электросветильников, применение открытой осветительной аппаратуры.

9. Отсутствие на переносных светильниках защитных плафонов, металлических сеток и соответствующей взрывозащиты.

10. Отсутствие или неправильное устройство молниеотводов.

10. Искрение при плохом контакте токоведущих частей.

11. Производств сварочных работ без принятия необходимых мер безопасности.

11. разряды статического электричества, возникающие при трении, ударе, перемещении семян и т.п.

12. Нарушение общего противопожарного режима.

12. Самовоспламенение промасленных материалов.

13. Пробуксовка норийной ленты в результате самозагрузки коробов нории при переполнении отводящего самотека, растяжения и недостаточного натяжения ленты.

13.Неудовлетворительное состояние систем аспирации.

14. Перекос и сбегание норийной ленты с приводного барабана. Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийной ситуации

15. Обрыв ковшей при задевании их за искривленные норийные трубы.

Блок №5, №6

1. Наличие в блоке масленичной пыли создает опасность образования взрывоопасной среды внутри оборудования и в помещении.

1. Ошибки персонала. Нарушение операций по введению технологического процесса.

2. Наличие источника зажигания.

2. Образование заторов сырья в транспортном оборудовании.

3. Нагрев движущихся частей оборудования.