5.2.1 Анализ произошедших аварий
Причины аварии
Технические аварии - нории не были оборудованы взрыворазрядными устройствами.
Организационные аварии - низкий уровень производственной дисциплины на предприятии, выразившийся в отсутствии надлежащего контроля за взрывоопасными работами, выполняемыми работниками сторонней организации; нарушение положения о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Северо-Кавказкому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора; нарушение Инструкции по организации безопасности проведения огневых работ в зданиях и сооружениях взрывопожароопасных производств.
Аварии на производствах подработки и хранения растительного сырья характеризуются тем, что пылевоздушный взрыв редко бывает один. Это, как правило, несколько чередующихся друг за другом взрывов (в других помещениях, а иногда и на других объектах, которые соединены между собой едиными технологическими коммуникациями). Но при этом всегда есть первичный взрыв.
Наибольшее количество первичных взрывов происходит в оборудовании (около 50%) и в емкостях (бункерах) - свыше 40%.
Анализ причин аварий показывает, что по своим причинам все происшедшие аварии могут быть разделены на три группы:
- аварии, связанные с отказом отдельных элементов технологических схем при нормальных параметрах технологического процесса и сопровождающиеся выходом опасных веществ из оборудования;
- аварии, связанные с отказом отдельных элементов технологических схем при отклонениях параметров технологического процесса от допустимых значений;
- аварии, связанные с ошибками персонала и организационными ошибками.
Для первой группы аварий характерны следующие причины:
- неправильный выбор конструкционных материалов;
- разрушение или разгерметизация оборудования из-за коррозии или внутренних нагрузок;
- разгерметизация сварных соединений.
Для второй группы аварий характерны следующие причины:
- отказ систем автоматического управления технологическими параметрами;
- ошибки при операциях, выполняемых вручную;
- ошибки при проведении операций пуска и остановки процесса;
- образование побочных продуктов, не предусмотренных технологией (продукты тления).
Для третьей группы аварий характерны следующие причины:
- отключение систем сигнализации из-за ложных срабатываний;
- ошибки при передаче информации персоналом;
- несанкционированное проведение огневых и газоопасных работ и т.д.
Предпосылками третьей группы аварий являются:
- отсутствие у персонала знаний о возможных опасностях;
- отсутствие у персонала достаточных навыков;
- переоценка персонала своих возможностей.
Анализ представленных данных показывает, что на объектах побочных сырьевому участку возникали и далее возможны аварии, сопровождающиеся запыленностью территории, пожарами, взрывами пылевоздушных смесей и оборудовании и в помещениях.
Таблица 6 - Перечень основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций
Наименование технологического блока |
Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийной ситуации |
Возможные причины аварийных ситуаций |
|
Блок №1, №2, №3, №4 |
1. Наличие в блоке масленичной пыли создает опасность образования взрывоопасной среды внутри оборудования и помещении склада. |
1. Ошибки персонала, нарушение операций по ведению технологического процесса. |
|
2. Неэффективная уборка помещения. |
2. Несоблюдение графиков планово-предупредительного ремонта. |
||
3. Отказ работы термоподвесок. |
3. Нарушение режимов эксплуатации (перегрев, короткое замыкание). |
||
4. Самосогревание и самовозгорание маслосемян при хранении с повышенной влажностью и засоренностью, отсутствие зачистки емкостей от пыли, сора, зависших семян перед загрузкой новый партий сырья. |
4. Применение в транспортном оборудовании некачественных подшипников и их несвоевременная смазка. |
||
5. Нарушение технических условий эксплуатации машин и транспортных средств (повышенная нагрузка, перегрев подшипников из-за плохой смазки, выход из строя подшипников вала приводного барабана или редуктора, буксование приводных ремней на транспортном оборудовании и т.д.). |
5. Нарушение герметичности оборудования из-за дефектов изготовления, механических повреждений, нагрева, коррозии и т.п. |
||
6. Нагрев движущихся частей оборудования. |
6. Образование заторов сырья в транспортном оборудовании. |
||
7. отсутствие или неудовлетворительная работа машин и устройств для отбора металломагнитных примесей. |
7. Неисправности или нарушения целостности изоляции электропроводки (замыкание). |
||
8. нарушение эксплуатации электроустановок. |
8. Эксплуатация оборудования без заземления и системы молниезащиты. |
||
9. Использование неисправных переносных электросветильников, применение открытой осветительной аппаратуры. |
9. Отсутствие на переносных светильниках защитных плафонов, металлических сеток и соответствующей взрывозащиты. |
||
10. Отсутствие или неправильное устройство молниеотводов. |
10. Искрение при плохом контакте токоведущих частей. |
||
11. Производств сварочных работ без принятия необходимых мер безопасности. |
11. разряды статического электричества, возникающие при трении, ударе, перемещении семян и т.п. |
||
12. Нарушение общего противопожарного режима. |
12. Самовоспламенение промасленных материалов. |
||
13. Пробуксовка норийной ленты в результате самозагрузки коробов нории при переполнении отводящего самотека, растяжения и недостаточного натяжения ленты. |
13.Неудовлетворительное состояние систем аспирации. |
||
14. Перекос и сбегание норийной ленты с приводного барабана. Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийной ситуации |
|||
15. Обрыв ковшей при задевании их за искривленные норийные трубы. |
|||
Блок №5, №6 |
1. Наличие в блоке масленичной пыли создает опасность образования взрывоопасной среды внутри оборудования и в помещении. |
1. Ошибки персонала. Нарушение операций по введению технологического процесса. |
|
2. Наличие источника зажигания. |
2. Образование заторов сырья в транспортном оборудовании. |
||
3. Нагрев движущихся частей оборудования. Содержание
Похожие материалы
|