3. Требования к аэродромным средствам тушения пожаров на воздушных судах
Для тушения пожаров на ВС и обеспечения спасения пассажиров и экипажа на каждом аэродроме гражданской авиации должна быть специальная (аэродромная) пожарная техника и средства, являющиеся основной частью аварийно спасательных средств. Аэродромная пожарная техника и средства должны отвечать нормативным требованиям, изложенным в Нормах годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (глава 8 «Аварийно-спасательные средства»). Требования определяют правила назначения категории ВПП по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ), минимальное количество пожарных автомобилей (ПА) для ВПП и аэродрома в целом, запасы огнетушащих составов (ОТС), укомплектованность и размещение ПА, время разв¸ртки ПА, оборудование аварийно-спасательных станций (АСС) средствами связи и оповещения, а также тактико-технические характеристики устройств для покрытия ВПП пеной. В настоящее время утверждены следующие требования к пожарной технике и средствам на аэродромах.
1. На аэродроме должна быть определена категория каждой ВПП по уровню требуемой пожарной защиты. Категория ВПП по УТЗ определяется по таблице 1 в зависимости от размеров наибольшего (по длине фюзеляжа воздушного судна использующего ВПП.
Таблица 1
#G0Длина фюзеляжа наибольшего ВС, м | Максимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС, не более, м | Категория ВПП ïî ÓÒÏÇ |
îò 0 äî 9 | 2 | 1 |
îò 9 äî 12 | 2 | 1 |
îò 12 äî 18 | 3 | 3 |
îò 18 äî 24 | 4 | 4 |
îò 24 äî 29 | 4 | 5 |
îò 28 äî 39 | 5 | 6 |
îò 39 äî 49 | 5 | 7 |
îò 49 äî 61 | 7 | 8 |
îò 61 äî 76 | 7 | 9 |
Если максимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС превышает ширину указанную в таблице 1, его категория ВПП по УТПЗ повышается на одну ступень (за исключением девятой) относительно установленной по таблице 1.
Категория ВПП по УТПЗ может быть ниже на одну ступень относительно величины, определенной по длине и максимальной ширине фюзеляжа, если на аэродроме количество движений наибольшего для данной ВПП воздушного судна менее 700.
Количество движений определяется для трех самых интенсивных по полетам месяцев года. За одно движение принимается взлет или посадка ВС.
Правила назначения категории ВПП иллюстрируются следующими примерами
Пример 1. На аэродроме имеется две ВПП (ВПП-1 и ВПП-2), на которых выполняют полеты самолеты Ту-134, Ту-154, Ил-62. Количество движений этих самолетов на аэродроме в течение трех самых интенсивных месяцев года соответственно равно 3600, 3750 и 780.
Наибольшим ВС для обоих ВПП является самолет Ил-62, которому соответствует восьмая категория ВПП по УТПЗ. Так как максимальная ширина фюзеляжа Ил-62 менее 7 метров, то категория ВПП не повышается на одну ступень. Количество движений Ил-62 на аэродроме превышает 700, поэтому категория ВПП не понижается на одну ступень. Таким образом ВПП-1 и ВПП-2 устанавливается восьмая категория по УТПЗ.
Пример 2. На аэродроме имеются ВПП-1 и ВПП-2. На ВПП-1 совершают полеты самолеты Ил-62 и Ил-86, соответствующие восьмой категории ВПП по УТПЗ. Так как максимальная ширина этих ВС не превышает 7 метров, то категория ВПП-1 не повышается на одну ступень. Количество движений наибольшего ВС, равно сумме движений Ил-62 и Ил-86 составляет 750. Поэтому ВПП-1, определенная по длине и ширине фюзеляжа наибольшего ВС, не понижается на одну ступень. Таким образом, ВПП-1 устанавливается восьмая категория по УТПЗ. Для ВПП-2 наибольшим ВС является самолет Ту-154. По длине и ширине этого самолета ВПП-2, соответствует седьмая категория. Так как количество движений самол¸та Ту-154 на аэродроме менее 700, то категория ВПП-2 по УТПЗ устанавливается шестой.
2. На аэродроме должны быть пожарные автомобили, рекомендованные для тушения пожаров на ВС.
Количество ПА, находящихся в боевой готовности, огнетушащих составов, находящихся на этих ПА, и суммарная производительность подачи составов, обеспечивающие уровень требуемой пожарной защиты для ВПП должны быть не менее приведенных в таблице 2.
Таблица 2
#G0Категория ÓÒÏÇ ÂÏÏ | Êîë-âî ÏÀ, øò. | Êîë-âî огнетушащих составов, кг | Â ò.÷. пенообразо- вателя, кг | Суммарная производитель- ность подачи, г.с. |
1 | 1 | 800 | 55 | 6 |
2 | 1 | 1700 | 120 | 14 |
3 | 1 | 2600 | 180 | 20 |
4 | 2 | 8000 | 500 | 64 |
5 | 2 | 12000 | 840 | 80 |
6 | 3 | 15200 | 1060 | 100 |
7 | 3 | 24000 | 1680 | 133 |
8 | 4 | 32500 | 2160 | 180 |
9 | 5 | 41000 | 2870 | 226 |
Общее количество ПА, огнетушащих составов и суммарная производительность их подачи на аэродроме должна обеспечивать УТПЗ для каждой ВПП.
Относительно указанного требования необходимо отметить следующее. Во-первых, на аэродроме для тушения пожаров на ВС могут использоваться только пожарные автомобили, рекомендованные МГА (см. приложение 2.1). Это обусловлено тем, что аэродромные ПА должны соответствовать специальным требованиям, разрабатываемым государственными органам с учетом рекомендаций ИКАО. Во-вторых, общее количество ПА на аэродроме определяется конкретными аэродрома и зависит от количества, длины и расположения ВПП, тактико-технических характеристик автомобилей, места размещения их на аэродроме. В-третьих ОТС, указанное в таблице 2, определяется количеством составов, которые могут подаваться лафетными стволами аэродромных ПА. Суммарная производительность подачи ОТС определяется производительностью лафетных стволов пожарных автомобилей. И наконец, на аэродроме рекомендуется иметь один резервный автомобиль с тем, чтобы количество ПА, находящихся на боевом дежурстве постоянно соответствовало нормативным требованиям.
3. Каждый пожарный автомобиль должен быть укомплектован:
- пожарно-техническим оборудованием (пожарные рукава, ручные пожарные стволы, генераторы помпы);
- средствами для обеспечения эвакуации людей из аварийного ВС (лестница, устройство для резки обшивки фюзеляжа, ножи для резки привязных ремней);
- средствами индивидуальной защиты личного состава ПСР (дыхательные аппараты, каски, теплозащитные костюмы, респираторы);
- шанцевым инструментом (лом, пожарный топор, лопата, кувалда).
4. Время развертывания в любой точке каждой ВПП первого пожарного автомобиля (из количества, установленного по табл. 2) не должно превышать 3-х минут, а последующих - 4-х минут от момента объявления пожарно-спасательным расчетам сигнала тревоги до момента начала подачи огнетушащего состава.
Выполнение требования определяется опытной проверкой, проводимой для каждого типа ПА. Время развертывания оценивается для каждого конца ВПП, уровень требуемой пожарной защиты, который обеспечивает данный ПА. Время развертывания равно интервалу времени от момента объявления сигнала тревоги до момента подачи ОТС из лафетного ствола автомобиля, достигшего конца ВПП. Перед проведением опытной проверки пожарно-спасательный расчет извещается о е¸ задачах и находиться перед началом опыта в дежурном помещении АСС. Тревога объявляется голосом в дежурном помещении, время фиксируется хронометром. Более детально правила проведения проверки разрабатываются с учетом специфических условий организации пожарной охраны на аэродроме. Результаты проверки целесообразно сводить в таблицы, представленные в приведенном примере.
Пример 3. На аэродроме имеется две ВПП (ВПП-1 и ВПП-2). ВПП-1 имеет шестую категорию по УТПЗ, ВПП-2 - седьмую. Всего на аэродроме четыре ПА: АА-60(7313)-160.01А, АА-60(7310)-160.01, АА-40(43105) ¹1 и АА-40(43105) ¹2. ВПП-1 защищают АА-60(7310).01, АА-40(43105) ¹1 и АА-40(43105) ¹2, ВПП-2 защищают автомобили АА-60(7313)-160.01А, АА-60(7310)-160.01 и АА-40(43105) ¹ 2. В результате опытной проверки получены значения времени развертывания, представленные в таблицах 3, 4.
Таблица 3.
- Рекомендации
- По тушению пожаров на воздушных судах на
- Аэродромах гражданской авиации
- Договор ¹ 80.123-1540
- 1. Общие положения
- 2. Особенности развития пожаров на воздушных судах на земле
- Пожары вс в разлитом авиатопливе
- Пожары внутри фюзеляжа.
- Пожары силовой установки
- Пожары органов приземления
- 3. Требования к аэродромным средствам тушения пожаров на воздушных судах
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-1, с.
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-2,с
- Размеры (минимальные) пенных полос
- 4. Общий порядок действий при тушении пожаров на воздушных судах и спасании пассажиров и экипажа
- Характерные случаи аварийной ситуации
- 5. Тушение пожара авиатоплива разлитого под воздушным судном
- 6. Тушение пожара внутри фюзеляжа
- Минимально необходимые количества отс для тушения пожаров внутри фюзеляжа.
- Количество хладонов и комбинированных составов для тушения пожаров в отсеках вс, кг
- 7. Тушение пожара силовой установки
- 8. Тушение пожаров органов приземления (извлечение)
- 9. Дымоудаление и вентиляция в салонах и отсеках воздушных судов
- Варианты вентиляции и дымоудаления в салонах (отсеках) самолетов га.
- 10. Действия пожарно-спасательных расчетов при аварийной посадке воздушного судна
- Типы и минимальные размеры пенных полос, наносимых на впп
- Минимально необходимое количество воды и пенообразователя для нанесения пенных полос, м
- Производительность подачи пены (по раствору) при покрытии впп л/с
- Остаточная толщина пенного слоя за заданное время, %
- 11. Меры безопасности при тушении пожаров на воздушных судах
- 12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов
- Оперативный план
- 2. Пожарная охрана аэропорта
- 3. Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара
- Примерные схемы
- Тактико-технические характеристики аэродромной пожарной техники и средств
- Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, рекомендованных для тушения пожаров на вс
- Тактико-технические характеристики устройства для покрытия впп пеной
- Тактико-технические характеристики пенообразователей, рекомендуемых для тушения пожаров на гражданских воздушных судах
- Тактико-технические характеристики порошка п-2ак
- Тактико-технические характеристики дыхательных
- Изолирующих аппаратов на сжатом воздухе,
- Рекомендованных для пожарно-спасательных
- Расчетов авиапредприятий га
- Тактико-технические и эксплуатационные характеристики передвижных огнетушителей, используемых на местах стоянок и технического обслуживания вс
- Технические характеристики учебно-тренировочного полигона в авиапредприятиях га.
- Рекомендации по выбору огнетушителей для мест стоянки и технического обслуживания воздушных судов.
- На местах стоянки вс