15.3 Динамика работоспособности в процессе труда.
Работоспособность это функциональные и психические возможности организма человека к выполнению конкретной работы. Работоспособность характеризуется количеством и качеством работы за определенное время и является основным показателем трудовой деятельности человека.
Современные психофизиологические исследования показывают, что работоспособность человека закономерно изменяется в течение рабочей смены. Для оценки динамики работоспособности в ряде случаев можно определить почасовую производительность труда, т.е. какое количество продукции изготовил рабочий в 1-й, 2-й и последующие часы смены. Если же рабочий выполняет отдельную операцию, то определяют время, затрачиваемое на ее выполнение в разные периоды смены с помощью хронометражных исследований.
Рассмотрим динамику работоспособности в течение 8-часовой рабочей смены. Восьмичасовая продолжительность рабочего дня физиологически была обоснована еще И.М. Сеченовьим. Как правило, при всех видах работ в каждой половине рабочего дня наблюдаются три фазы работоспособности .
1 -я фаза — врабатывания или нарастающей работоспособности - этот период уровень работоспособности постепенно повышается в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека. Продолжительность 1 фазы от 20 минут до 1 часа.
2-я фаза — высокой устойчивой работоспособности, ее деятельность 2. . 2,5 часа в зависимости от тяжести и напряженности’ для этой фазы характерно сочетание высоких трудовых показателей относительной стабильностью напряжения физиологических функций.
3-я фаза—снижения работоспособности или развивающегося утомления. Характеризуется уменьшением функциональных возможностей основных рабочих органов человека и сопровождается чувством усталости.
После обеденного перерыва имеют место те же три фазы работ способности, но характер кривой изменяется. 1-я фаза короче по времени, чем в начале рабочего дня. Человек находится на производстве, занят производственными проблемами, поэтому процесс врабатываемости происходит быстрее. 2-я фаза короче по времени и меньше по абсолютной величине, после обеденного перерыва уже не удается достигнуть уровня работоспособности первой половины дня. 3-я фаза больше по продолжительности и абсолютной величине. В конце рабочей смены, в ряде случаев наблюдается некоторый рост работоспособности, что объясняется «конечным порывом» — эмоциональным подъемом в связи с окончанием рабочей смены и желанием быстрее закончить работу.
Важной задачей, вытекающей из анализа динамики работоспособности в течение рабочего дня, является разработка рекомендаций поддержанию высокого уровня работоспособности в течение большей части рабочей смены, т.е. максимальное увеличение 2 фазы и смещение З фазы в самый конец рабочего дня. Можно предложить несколько таких рекомендаций.
Правильное планирование рабочего времени. Необходимо учитывать, что в начале и конце рабочего дня работоспособность на 20.. .30% 4 НЖС, чем в середине. Поэтому не следует сразу начинать с самых сложных заданий, надо дать возможность организму вработаться, также нельзя оставлять решение наиболее сложных вопросов на конец рабочего дня. По возможности, наиболее сложные задания желательно выполнять в первую половину рабочего дня.
2. Перерывы в течение рабочего дня. Многочисленными исследованиями доказано, что чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивой работоспособности. Введение на различных производствах регламентированных перерывов не только не снижает суммарную выработку за смену, но и повышает ее в зависимости от характера производства на 5. . .20% и снижает ошибочность действий работающих. Оптимальную продолжительность обеденного перерыва (от 30 минут до часа) устанавливают с учетом удаленности рабочих мест от столовых и способа организации раздачи пищи. Продолжительность и число кратковременных перерывов (кроме обеденного) определяют с учетом тяжести и напряженности труда и, как правило, закрепляют в правилах внутреннего трудового распорядка на предприятии. При выполнении работы, требующей значительных физических усилий, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10... 12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу 15. . .20 минут с отдыхом такой же продолжительности. При работах с высокими психологическими нагрузками целесообразны более частые, но короткие 5... 10-минутные перерывы. Регламентированные перерывы эффективны при условии, если они приходятся на начальные стадии появления утомления и не возвращают работающего (вследствие большой продолжительности) к 1 фазе — врабатываемости.
3. Смена рода деятельности по своему психологическому воздействию часто равноценна перерыву. В основе этой рекомендации лежит феномен активного отдыха И.М. Сеченова — «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп».
Работоспособность человека колеблется не только в течение рабочего дня, но и в течение суток: организм по-разному реагирует на физическую и нервноэмоциональную нагрузку. На физиологической кривой динамики суточной работоспособности (см. рис. 14.4) отчетливо выделяются два минимума. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, второй минимум приходится на ночное время, по законодательству с 22 ч до 6 часов. При этом Наименьший уровень работоспособности отмечается с 3 до 4 ч утра. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в время обеденного перерыва, перерывы на отдых и сон. Очевидно, что работая в ночную смену, человек совершает определенное насилие над своим организмом. Поэтому производственная нагрузка в ночную смену должна быть существенно ниже, чем в дневную.
Работоспособность человека в течение рабочей недели также одинакова: она повторяет одну из половинок рабочего дня. Понедельник - день тяжелый, происходит врабатываемость. Во второй, третий и четвертый дни работоспособность достигает высокого в последующие дни недели резко падает, достигая минимума на шестой день работы в связи с утомлением организма. В связи с этим большинстве предприятий с 1967 г. была введена пятидневная - неделя с сохранением общего количества рабочих часов в неделю.
В известном романе американского писателя Артура Хейли «Колеса» описывается крупный автомобильный концерн. Рабочие никогда не покупали для себя автомобили, собранные в (фазу врабатываемости) или пятницу (фаза развивающегося утомления), так как они содержали наибольшее количество ошибок в сборке.
Утомление — это психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате выполнения труда большей тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов. Утомление — обратимое физиологическое состояние человека. Однако если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление — более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем приводит к снижению сопротивляемости организма и развитию заболеваний. Утомление и переутомление могут быть причиной травматизма на производстве. Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе — при длительной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере и др.). Утомление бывает физическое — в результате повышенной тяжести труда и умственное — в результате повышенной напряженности труда. Следует заметить, что с физическим утомлением человек справляется легче. Мышцы отдыхают и восстанавливаются быстрее, чем голова, которую очень трудно «выключить» даже после окончания рабочего дня. В то же время физическое и умственное утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа мало продуктивна, а при умственном утомлении человек испытывает физическую усталость.
Повышению работоспособности и снижению утомляемости на производстве способствуют научная организация труда (некоторые элементы которой были рассмотрены выше) и соблюдение эргономических принципов проектирования оборудования и организации рабочих мест.
- Производственная санитария и гигиена труда
- Введение
- 1. Техническое регулирование в области производственной санитарии
- 1.1 Законодательные акты по производственной санитарии
- Раздел IV. Рабочее время. Главы 15 и 16.
- Раздел V. Время отдыха, Главы 17, 18, 19.
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда. Глава 21.Заработная плата.
- Раздел X. Охрана труда.
- Глава 41. Особенности регулирования
- Глава 42. Особенности регулирования
- 1.2 Подзаконные акты
- 1.3 Нормативные правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда
- 1.4 Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2.Вредные вещества и их классификация.
- 2.1 Определение и нормирование содержания вредных веществ в рабочей зоне.
- 2.2 Заболевания, возникающие от воздействия вредных веществ.
- 2.3 Средства коллективной и индивидуальной защиты от вредных веществ.
- 2.4 Приборы и методы контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны
- 2.5. Понятие и классификация пыли. Действие пыли на организм человека.
- Действие пыли на организм человека
- 2.6 Профилактическая токсикология
- Контрольные вопросы к главе 2
- Микроклимат производственных помещений.
- 3.1Влияние параметров микроклимата на здоровье и работоспособность человека
- 3.2 Физиологическое действие метеорологических условий на организм человека.
- 3.3 Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека
- Охлаждение
- Перегрев
- Влажность воздуха
- Подвижность воздуха.
- Тепловое излучение.
- 3.4 Терморегуляция организма человека.
- 3.5 Гигиеническое нормирование производственного микроклимата
- Принципы нормирования параметров микроклимата.
- 3.6 Методы и средства нормализации производственного микроклимата
- 3.7 Приборы для измерения параметров микроклимата
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Производственная вентиляция
- 4.1 Назначение, классификация. Естественная и механическая вентиляция. Определение необходимого воздухообмена.
- 4.2 Санитарно - гигиенические и технические требования к вентиляционным системам
- 4.3 Естественная вентиляция
- 4.4 Механическая вентиляция
- 4.5 Определение необходимого воздухообмена при общеобменной вентиляции
- 4.6 Местная вентиляция.
- Основы расчета приточной-вытяжной вентиляции для удаления избыточных теплоты, водяных паров, газов и пыли
- Удаление избыточной теплоты
- Расчет избыточной теплоты
- Удаление избыточных паров
- Плотность воздуха при разных температурах при давлении
- 760 Мм рт. Ст. (значения плотности в 10 г/см )
- Пример расчета приточно-вытяжной вентиляции для удаления избыточной теплоты.
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Производственное освещение
- 5. 1 Основные светотехнические величины
- 5.2 Системы и виды производственного освещения
- 5.3 Источники искусственного освещения
- Светильники
- 5.4 Виды искусственного освещения
- 5.5. Влияние параметров световой среды на здоровье и работоспособность человека.
- 5.6 Гигиеническое нормирование освещения
- 5.6.1 Нормирование искусственного освещения
- 5.6.2 Нормирование естественного и совмещенного освещения
- 5.7 Методы контроля параметров освещения
- 5.8 Расчет естественного и искусственного освещения
- 5.8.1. Расчет искусственной освещенности
- 5.8.2 Расчет коэффициента пульсации
- 5.8.3. Расчет показателя ослепленности
- 5.8.4. Показатель дискомфорта
- 5.8.5. Расчет естественного освещения
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Производственный шум. Характеристики ультразвука и инфразвука.
- 6.1 Защита от шума
- 6.1.1 Физические характеристики шума
- 6.1.2 Действие шума на организм человека
- 6.1.3 Классификация шумов
- 6.1.4 Нормирование шума
- 6.1.5 Приборы и методы контроля шума на производстве
- 6.1.6 Методы борьбы с шумом
- 6.2 Защита от инфразвука
- 6.2.1 Характеристика инфразвука, источники инфразвука на производстве
- 6.2.2 Классификация инфразвука
- 6.2.3 Нормирование инфразвука
- 6.2.4 Действие инфразвука на человека
- 6.2.5 Приборы и методы контроля инфразвука
- 6.2.6 Методы борьбы с инфразвуком
- 6.3 Защита от ультразвука
- 6.3.1 Основные сведения об ультразвуке, источники ультразвука.
- Действие ультразвука на человека
- 6.3.2. Классификация ультразвука
- Нормирование ультразвука
- 6.3.3. Приборы и методы контроля характеристик ультразвука
- 6.3.4. Методы борьбы с ультразвуком
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Защита от вибрации
- Физические характеристики вибрации
- 7.2 Классификация вибрации
- Нормирование вибрации
- 7.4 Действие вибрации на организм человека
- 7.5 Методы контроля и средства измерения вибрации
- 7.6 Системы защиты от вибрации
- Контрольные вопросы к главе 7
- Защита от электромагнитных полей
- 8.1 Характеристика электромагнитных полей и излучений
- Источники электромагнитных полей
- 8.3 Воздействие электромагнитного излучения на организм человека
- 8.4 Нормирование эмп
- Нормирование геомагнитного поля
- Нормирование электростатических полей
- Нормирование постоянных магнитных полей
- Нормирование электромагнитных полей промышленной частоты (эмппч)
- Нормирование эмп радиочастот (рч)
- Нормирование эмп, создаваемых вдт, пэвм и системами сотовой связи
- 8.5 Методы и средства контроля эпм
- Системы защиты от воздействия эмп
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Защита от ионизирующих излучений
- 9.1 Факторы, влияющие на поражение человека ионизирующим излучением
- Виды ионизирующего излучения
- Дозы облучения
- 9.2 Путь воздействия ионизирующего излучения на человека
- Поведение радионуклидов в организме человека
- 9.3 Источники ионизирующих излучений
- 9.4 Воздействие ионизирующего излучения на человека Механизм действия ионизирующего излучения
- Эффекты облучения
- 9.5 Нормирование ионизирующего излучения
- 9.6 Методы обеспечения радиационной безопасности
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Защита от лазерных излучении
- 10.1. Характеристика и источники лазерного излучения
- 10.2 Классификация лазерной опасности
- Нормирование лазерного излучения
- Воздействие на организм человека
- Методы и средства контроля лазерного излучения
- Средства и методы защиты от лазерных излучений
- Контрольные вопросы к главе 10
- 11. Средства индивидуальной защиты
- 11.1 Костюмы изолирующие
- 11.2 Средства индивидуальной защиты органов дыхания (сизод)
- 11.3 Одежда специальная защитная
- 11.4 Средства защиты ног
- 11.5 Средства защиты рук
- 11.6 Средства защиты головы
- 11.7 Средства защиты глаз и лица
- 11.8 Средства защиты органа слуха
- 11.9 Средства дерматологические защитные
- Контрольные вопросы к главе 11.
- 12. Санитарно – гигиенические основы предприятия
- 12.1 Развитие гигиены как науки
- 12.2 Коммунальная гигиена
- 12.3. Гигиена питания
- 12. 4. Гигиена труда или профессиональная гигиена
- 12.5. Гигиена детей и подростков
- 12.6. Гигиена и общественная медицина
- 12.7 Группы производственных процессов
- Контрольные вопросы к главе 12.
- 13. Устройство и содержание промышленных предприятий
- 13.1. Принципы размещения зданий и сооружений. Благоустройство территории
- Не допускается совместное размещение в канале и тоннеле:
- 13.2. Требования безопасности к производственным и бытовым помещениям Требования к производственным помещениям
- Требования к бытовым помещениям
- 13.3. Системы водоснабжения, канализации и очистки промышленных сточных вод
- Основными задачами предприятия при эксплуатации очистных сооружений являются:
- 13.4 Выявление признаков аварийного состояния несущих конструкций зданий и сооружений
- Контрольные вопросы к главе 13.
- 14. Профессиональные заболевания
- 14.1. Классификация профессиональных болезней
- 14.2 Профессиональные заболевания у рабочих
- Силикоз
- Антракоз
- Асбестоз
- Бериллиоз
- Контрольные вопросы к главе 14
- Гигиеническая оценка условий труда
- 15.1 Классификация условий туда.
- Классы условий труда
- 15.2 Оценка тяжести и напряженности труда.
- 15.3 Динамика работоспособности в процессе труда.
- 15.4. Статистика условий труда в Удмуртской Республике
- Доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, % от общего числа работающих в исследуемых видах экономической деятельности
- Доля работников, занятых в условиях факторов, превышающих допустимые значения, % от общего числа работающих в исследуемых видах экономической деятельности
- Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, % от общего числа работающих в исследуемых видах экономической деятельности
- Удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, % от общего числа работников в исследуемых видах экономической деятельности
- Заключение
- Литература