logo search
Учебное пособие по БЖД

2.2 Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры

Планирование мероприятий по ликвидации ЧС. В Российской Федерации предотвращением террористических акций занимаются специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и спецслужбы, в первую очередь ФСБ, МВД, СВР РФ. Немалую роль в предупреждении и особенно ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими акциями, выполняет МЧС России. Входящие в его состав силы гражданской обороны приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий зачастую одновременно с работой спецподразделений и служб.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработаны методические рекомендации по применению сил гражданской обороны при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных возможными крупномасштабными террористическими акциями на территории Российской Федерации, которые содержат подробный комплекс мер и порядок как предупреждения, так и ликвидации названных ситуаций.

Правовой основой применения войск гражданской обороны для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное время, является ст. 16 Федерального закона «О гражданской обороне».

В соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями с применением средств массового поражения, по решению начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации могут быть привлечены подразделения Минобороны России.

Порядок действий должностных лиц по организации привлечения войск гражданской обороны и подразделений Минобороны России к ликвидации таких чрезвычайных ситуаций определяется соответствующими документами о взаимодействии и разделами плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными критериями, по которым может быть принято решение об использовании сил гражданской обороны для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, являются результаты оценки комиссией по чрезвычайным ситуациям характера террористической акции, количества жертв и объемов предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ; состава и возможностей выполнения имеющимися силами РСЧС работ по ликвидации последствий террористической акции, в том числе с применением средств массового поражения.

Если в результате анализа этих данных делается вывод о невозможности выполнения в приемлемые сроки силами штатных подразделений РСЧС первоочередных работ по спасению пострадавших и обеспечению жизнедеятельности населения, то по докладу председателя КЧС соответствующий начальник гражданской обороны принимает решение о привлечении дополнительных сил: войск гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны, а также подразделений Минобороны России.

При этом разрешение на выделение войск гражданской обороны дает начальник регионального центра, а соответствующих подразделений Минобороны России — командующий войсками военного округа.

Для подготовки решения об использовании сил гражданской обороны орган управления по делам ГОЧС готовит необходимые исходные данные, включающие:

Решение о привлечении соответствующих сил оформляется приказом начальника гражданской обороны. В приказе должны быть поставлены конкретные задачи привлекаемым силам, указаны должностные лица, ответственные за организацию и проведение возложенных на них задач, пункты сосредоточения сил перед началом выполнения задач, порядок их материально-технического обеспечения, меры по защите личного состава от опасных химических, радиоактивных и биологических веществ.

Организация взаимодействия, разработка соответствующих планов и их периодическое уточнение является наиболее важной и ответственной частью работы органов управления по делам ГОЧС по предупреждению и смягчению последствий возможных террористических акций.

В повышении качества взаимодействия основную роль должны играть комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые обладают правом определять и уточнять задачи, назначать ответственных за их выполнение, привлекать необходимые силы и средства. При этом решающая роль в умелой организации взаимодействия в ходе планирования, особенно при практических действиях, принадлежит органам управления по делам ГОЧС всех уровней как специалистам в данной области.

Порядок взаимодействия между правоохранительными органами и органами управления по делам ГОЧС, а также между руководством привлекаемых сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, определяется заблаговременно и закрепляется подписанием соответствующих положений о взаимодействии.

В этих положениях должны быть отражены:

Подготовка исходных данных для планирования мероприятий по предупреждению террористических акций и смягчению их последствий осуществляется на основании паспорта безопасности административно-территориальных единиц, разрабатываемого соответствующим органом исполнительной власти в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03-97.

Основные исходные данные:

1. Общая характеристика административно-территориальной единицы, включающая:

2. Характеристика опасности возникновения на территории чрезвычайной ситуации, включающая:

Основные особенности работы территориальных органов исполнительной власти по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористическими акциями:

прогнозирование чрезвычайных ситуаций в случае террористических акций на этих объектах;

На основе анализа разных сценариев террористической акции определяется комплекс мер по защите объекта и смягчению возможных последствий. При этом повышение физической стойкости зданий и сооружений к взрывам может осуществляться по двум направлениям:

Оценка террористических угроз для объектов, относящихся к критическим инфраструктурам, возможна в рамках процедуры декларирования их безопасности. Наиболее уязвимые инфраструктуры города могут быть определены при подготовке паспортов безопасности административно-территориальных единиц.

Результаты этой оценки могут быть использованы в качестве исходных данных для планирования порядка действий при реагировании на террористические акции.

Для смягчения последствий возможных террористических акций с применением средств массового поражения необходимо заблаговременно:

Учитывая особую опасность последствий применения по объектам с большим скоплением людей современных фосфорорганических отравляющих веществ, установлена необходимость формирования в крупных городах специализированных химико-биологических команд быстрого реагирования с медицинскими специалистами в составе, оснащения их необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи.

Многообразие способов осуществления террористических акций особенно с использованием средств массового поражения требует тщательного заблаговременного планирования порядка действий и организации эффективного взаимодействия всех сил, участвующих в спасательной операции.

Это может быть достигнуто путем разработки соответствующих документов по организации взаимодействия всех сил, привлекаемых к спасательным и другим неотложным работам, а также последующей практической отработкой этих вопросов в ходе учений и тренировок.

Руководители объектов, отнесенных к критическим инфраструктурам, также должны осуществлять меры по противодействию террористическим акциям, создавать необходимые силы для ведения спасательных работ и готовить персонал к действиям в условиях террористических акций.

При организации ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, необходимо учитывать ряд особенностей.

1. При планировании мероприятий по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварии на радиационно, химически и биологически опасных объектах с определенной степенью достоверности можно заранее спрогнозировать место и характер последствий возможной аварии, определить и подготовить необходимые силы и средства, принять меры по защите персонала объекта и населения, проживающего в непосредственной близости к нему.

Террористическая акция может быть совершена не только непосредственно на радиационно, химически и биологически опасных объектах, но и в любом другом месте с массовым пребыванием людей. Это могут быть крупные жилые и административные здания, спортивные и зрелищные сооружения, лечебно-профилактические учреждения, вокзалы, аэропорты, станции метрополитена.

Поэтому при планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий террористических акций будет больше неопределенностей, вариантов действий, которые необходимо тщательно анализировать и принимать соответствующие дополнительные меры.

Особенности организации действий сил гражданской обороны при террористических акциях с применением опасных химических веществ. При совершении террористической акции наиболее вероятно использование высокотоксичных опасных химических веществ, которые:

Возможными способами применения опасных химических веществ на месте проведения террористической акции могут быть распыление механическое и взрывом, вылив.

Наиболее вероятные места их применения — крупные здания учебного, торгового, культурно-зрелищного, спортивного предназначения, станции метрополитена, вокзалы, аэропорты и другие закрытые и открытые помещения с большим числом находящихся в них людей.

Для обнаружения наличия и типа опасных химических веществ на месте применения их террористами проводится химическая разведка.

В зависимости от места проведения террористической акции применяются приборы химической разведки разных типов. Химический контроль в очаге поражения должен проводиться аттестованными приборами с порогом чувствительности на уровне ПДК.

Личный состав сил гражданской обороны и РСЧС, органов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, участвующий в ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями с применением опасных химических веществ, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты.

Конкретный выбор этих средств защиты спасателей, работающих в зоне заражения, зависит от характера решаемых задач, удаления от источника заражения, прогнозируемой химической обстановки, возможных концентраций опасных химических веществ и их агрегатного состояния.

Для эвакуации людей из зоны заражения используют самоспасатели СПИ-20 и СПИ-50, портативное дыхательное устройство ПДУ-3 и портативный дыхательный аппарат ПДА, газодымозащит-ный комплект ГДЗК, фильтрующие противогазы ГП-7, ГП-7В, ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш.

Территория, подвергшаяся химическому заражению в результате применения стойких опасных химических веществ, подлежит дегазации.

Ликвидация последствий применения террористами опасных химических веществ представляет комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и прекращения действия источника чрезвычайной ситуации.

Перечень этих мероприятий в принципе аналогичен выполняемым при аварии на химически опасном объекте.

Однако необходимо иметь в виду, что возможно применение террористами опасных химических веществ в местах массового скопления людей. Поэтому целесообразно обратить внимание на выполнение ряда мероприятий.

1. В режиме повышенной готовности (когда есть информация о возможной террористической акции с применением опасных химических веществ) необходимы:

2. В режиме чрезвычайной ситуации (когда совершена террорис  тическая акция с применением опасных химических веществ)  необходимы:

При совершении террористических акций с захватом заложников в закрытых помещениях с целью их освобождения и ликвидации террористов могут применяться специальные вещества, обладающие наркотическим действием. После контакта с ними через вдыхаемый воздух в течение нескольких минут наступает нокаутирующий эффект, который вызывает временное физическое бессилие и обездвиживание. Подразделения спецназа пользуются этим моментом для ликвидации террористов, а спасатели совместно с медицинским персоналом обеспечивают своевременное применение антидотов, с помощью которых выводят заложников из наркотического состояния. При необходимости пострадавших заложников эвакуируют в медицинские учреждения.

При эвакуации должна быть исключена возможность остановки дыхания у пострадавших, для чего их ни в коем случае нельзя класть на спину. Искусственное дыхание при необходимости целесообразно проводить с помощью технических средств.

Особенности организации действий сил гражданской обороны при террористических акциях с применением биологических поражающих агентов. Из всего разнообразия патогенных микроорганизмов, существующих в природе, в качестве потенциальных биологических агентов практически могут быть использованы при террористических акциях только несколько десятков биологических видов.

Потенциальные биологические агенты характеризуются:

Биологический терроризм может быть осуществлен в форме угрозы применения биологических поражающих агентов (БПА), либо в форме непосредственного заражения окружающей среды возбудителями инфекционных болезней и токсинами. При этом действия террористов могут быть демонстративными или скрытными.

При угрозе скрытного применения БПА с указанием только некоторых деталей предполагаемой террористической акции биологическая обстановка будет менее определенной, однако возможен заблаговременный перевод сил и средств в повышенную готовность.

При демонстративном применении БПА или в случае установления факта биологического заражения биологическая обстановка может категорироваться как определенная.

При совершении террористической акции в зависимости от поставленных целей вероятно использование как контагиозных, так и неконтагиозных высоковирулентных, имеющих низкие инфицирующие дозы, возбудителей инфекционных болезней с коротким или длительным инкубационным периодом, устойчивых к неблагоприятным факторам окружающей среды, обладающих универсальными механизмами распространения возбудителей во внешней среде и путями его проникновения в организм.

Заражение местности и водоемов возможно при распространении культур микроорганизмов путем их рассыпания или разлива.

Заражение воздуха путем диспергирования биологических рецептур в закрытых помещениях и на открытых площадках будет направлено на ингаляционное поражение людей.

Заражение пищевых продуктов БПА возможно ожидать на объектах пищевой и молочной промышленности, объектах общественного питания, на складах готовой продукции и в организациях, их реализующих.

В качестве типовых объектов проведения террористической акции наиболее вероятны места массового скопления людей в закрытых помещениях (на станциях и в вагонах метрополитена, салонах автобусов, трамваев, поездов, самолетов, в зданиях спортивного, торгового, развлекательного, лечебно-профилактического назначения) и на открытом пространстве (на стадионах, рынках, площадях, в парках и т.д.).

Мероприятия по организации защиты пассажиров, зрителей, участников уличных мероприятий, обслуживакшдего персонала и личного состава органов охраны правопорядка излагаются отдельным разделом в Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, который разрабатывается соответствующим органом управления по делам ГОЧС.

Планом должны быть предусмотрены:

Личный состав сил, участвующий в ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями с применением БПА, в зоне биологического заражения, при обеззараживании источника заражения и при эвакуации людей использует средства индивидуальной защиты. Кроме того, средства индивидуальной защиты используют личный состав органов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, обеспечивающие эвакуацию людей, порядок и охрану в зоне проведения контртеррористической операции.

Тип примененного БПА устанавливается лабораторными методами экспресс-анализа в специализированных медицинских учреждениях, предназначенных для решения подобных задач. Пробы доставляются личным составом подвижных комплексов радиационной, химической и биологической разведки при исключении возможности рассеивания отобранных материалов. После доставки транспорт обеззараживается на специальной площадке, а личный состав проходит полную санитарную обработку.

Ликвидация последствий применения террористами биологических поражающих агентов представляет комплекс оперативных специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и прекращения действия источника биологических поражающих агентов.

Перечень этих мероприятий в принципе аналогичен выполняемым при аварии на биологически опасном объекте.

Необходимо иметь в виду, что применение террористами биологических поражающих агентов возможно в местах массового скопления людей, на предприятиях пищевой и мясомолочной промышленности. Поэтому целесообразно обратить внимание на выполнение следующих мероприятий.

1. В режиме повышенной готовности (когда есть информация о возможной террористической акции с применением биологических поражающих агентов) необходимы:

2. В режиме чрезвычайной ситуации (когда совершена террористическая акция с применением биологических поражающих агентов) необходимы:

Состав и расход рецептур при обеззараживании стойких и неустойчивых возбудителей определяются в соответствии с нормативными требованиями.

Порядок и технология проведения обеззараживания подробно изложены, а применяемые при этом рецептуры и комплекты дезинфекции указаны в методических рекомендациях Минздрава России «Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов» и методическом пособии МЧС России «Защита от биологических поражающих агентов, используемых при террористических актах».

В общей системе защитных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий террористической акции с применением биологических агентов, важное место занимают режимно-огра-ничительные мероприятия в зонах поражения. Они организуются и проводятся в целях предупреждения выноса и последующего распространения инфекций за пределы зон биологического поражения и представляют комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и сложившейся эпидемической и биологической обстановки подразделяются на обсервацию и карантин.

Карантин накладывается решением Санитарно-противоэпидемической комиссии и вводится при подозрении на непосредственное применение при террористической акции в качестве биологического агента возбудителей особо опасных инфекций или при взрыве в результате террористической акции на биологически опасном объекте, в результате которого возможен выброс во внешнюю среду возбудителей особо опасных инфекций или же появление в очаге биологического заражения среди населения, сотрудников биологически опасного объекта больных или подозрительных на заболевание особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок.

Обсервация в зоне поражения при террористической акции вводится решением Санитарно-противоэпидемической комиссии при установлении факта применения в качестве биологического агента возбудителей неконтагиозных инфекций, а также на территориях с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием и появлением единичных случаев контагиозных инфекций.

Медицинская служба сил гражданской обороны, участвующих в ликвидации последствий террористических акций, должна быть ориентирована на санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические и лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях обсервации (карантина).

С этой целью медицинской службой для наблюдения за спасателями с повышенной температурой или симптомами инфекционных заболеваний организуются изоляторы, а для соприкасавшихся с зараженным материалом и использовавших неисправные средства защиты без симптомов инфекционного заболевания — обсерваторы.

Введенное режимное ограничение (обсервация) для спасателей отменяется после завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ, полного обеззараживания зоны биологического заражения и истечения максимальных сроков инкубационного периода для возбудителя инфекционной болезни, вызвавшего формирование зоны биологического заражения.

П ри появлении массовых однотипных инфекционных заболеваний среди спасателей или определении в пробах биологических поражающих агентов возбудителей контагиозных болезней для участников ликвидации последствий террористической акции вводится карантин.

Особенности организации действий сил гражданской обороны при террористических акциях, сопровождаемых радиоактивным загрязнением территорий и объектов.Исходя из угроз ядерного терроризма, возможно осуществление террористических акций трех видов.

Подрыв ядерного заряда на критически важных объектах инфраструктуры. Сохраняется возможность единичного применения ядерных боеприпасов малой и сверхмалой мощности для проведения террористических акций на коммуникациях и наиболее важных объектах. Переносимые боеприпасы массой от 27 до 77 кг могут быть размещены в двух упаковках и доставлены на любой объект двумя террористами. В этом случае возможно сильное разрушение критически важных объектов инфраструктуры, в том числе плотин крупных гидроэлектростанций, и значительное радиоактивное загрязнение территорий. Террористические акции подобного характера представляют наибольшую опасность, и для их ликвидации будут задействованы все имеющиеся силы гражданской обороны и РСЧС.

1.Террористическая акция на радиационно опасных объектах. Последствия таких акций на ядерных реакторах исследовательских центров или предприятиях топливного цикла будут носить локальный характер, однако при террористических акциях на реакторах АЭС возможна глобальная катастрофа, аналогичная чернобыльской.

2. Радиоактивное загрязнение местности и других объектов внешней среды путем подрыва или распыления радионуклидов. Наиболее распространенными, обладающими длительным периодом полураспада и высокой удельной радиотоксичностью, являются изотопы цезия-137 и стронция-90. Их применение может быть осуществлено скрытно распылением в виде аэрозоля или подрывом радиационно-грязного заряда. В большинстве случаев радиоактивное загрязнение местности будет локальным. Однако применение долгоживущих радионуклидов может привести к загрязнению территории на длительное время и к дорогостоящим мероприятиям по ее реабилитации.

При получении информации о возможном проведении террористической акции функционирование РСЧС переводится в режим повышенной готовности.

Основными мероприятиями по предупреждению террористических акций, сопровождаемых радиоактивным загрязнением территорий и объектов, и уменьшению масштабов их последствий, осуществляемыми в этом режиме, являются:

По данным о состоянии радиационно опасного объекта и радиационной обстановки уточняется прогноз возможных последствий террористической акции.

Меры инженерной защиты персонала радиационно опасного объекта, на котором возможна террористическая акция, и населения, проживающего вблизи этого объекта (для АЭС в пределах 30 км), включают подготовку защитных сооружений для укрытия людей (проверка состояния сооружений, их освобождение от излишнего имущества, ремонт оборудования, доснабжение средствами жизнеобеспечения и т.п.).

Меры радиационной защиты населения включают: подготовку средств индивидуальной защиты для выдачи населению (при необходимости), а объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий — для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта; проверку готовности сооружений коллективной защиты; заблаговременную защиту продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников (запасов) воды от загрязнения радионуклидами.

Меры медицинской защиты населения включают подготовку больничной базы к приему пострадавших вследствие радиационной аварии, подготовку медицинских учреждений к экстренной выдаче медицинских средств индивидуальной защиты, организации йодной профилактики, контролю загрязненных продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников.

Перечисленные мероприятия за пределами 30-километровой зоны от АЭС планируются и выполняются соответствующими субъектами Российской Федерации.

Решение о выдвижении в предполагаемый район сил и средств, приведенных в готовность для действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации радиационного характера, принимается соответствующей КЧС в зависимости от складывающейся обстановки.

При функционировании РСЧС и в режиме чрезвычайной ситуации основными мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, являются:

Информация о совершенной террористической акции, приведшей к чрезвычайной ситуации радиационного характера, доводится до соответствующих органов управления РСЧС в порядке и сроки, определенные табелем срочных донесений МЧС России.

В целях уточнения обстановки, выработки решений по защите населения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, в зависимости от их масштабов в этот район выдвигается оперативная группа от органа управления РСЧС соответствующего уровня.

Выявление радиационной обстановки заключается в определении масштабов и характера ее последствий; установлении границ зон радиоактивного загрязнения, мощности дозы и плотности загрязнения; определении оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к месту совершения террористической акции, а также уточнении возможных маршрутов эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Установление и поддержание режима радиационной безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия на население, персонал аварийного объекта и участников ликвидации последствий террористической акции. Этот режим обеспечивается:

Йодная профилактика проводится, при необходимости, в целях защиты щитовидной железы взрослых и детей от воздействия радионуклидов йода на ранней стадии радиационных аварий на ядерной энергетической установке. Она заключается в приеме препарата стабильного йода (йодида калия).

В случае радиоактивного загрязнения заселенных территорий предусмотрено их зонирование. На ранней и промежуточной стадиях уровни вмешательства для начала и прекращения временного отселения составляют соответственно 30 и 10 мЗв в месяц. Если прогнозируется, что накапливаемая за месяц доза будет находиться выше этих пределов в течение одного года — двух лет, следует рассмотреть вопрос об отселении людей на постоянное жительство.

В процессе радиационного загрязнения отселению может предшествовать эвакуация населения для временного размещения. Вопрос возврата эвакуированных в места постоянного проживания или их дальнейшего отселения решается в зависимости от радиационной обстановки, складывающейся в результате естественного распада радионуклидов, и эффективности мероприятий по дезактивации территорий, жилых и общественных строений.

Как правило, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций радиационного характера, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, в зависимости от их масштабов осуществляется на одном из трех уровней: территориальном, региональном или федеральном.

Если в результате крупномасштабной террористической акции радиоактивному загрязнению подверглись территории нескольких субъектов Российской Федерации, то руководство (координацию) работами по ликвидации ее последствий принимает на себя Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (в отдельных наиболее сложных ситуациях может назначаться специальная Правительственная комиссия). Под ее руководством ликвидируются последствия диверсии с привлечением сил и средств гражданской обороны и РСЧС.

Основой для организации ликвидации возникшей при террористической акции чрезвычайной ситуации радиационного характера служат планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемые заблаговременно на всех уровнях РСЧС (за исключением регионального), в которых предусматриваются действия по ликвидации последствий радиационных аварий. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска чрезвычайных ситуаций для соответствующей территории, в том числе радиационного характера, и выработки возможных решений на проведение работ. Их проекты рассматриваются и согласуются заинтересованными ведомствами (организациями), а утверждаются — председателями соответствующих вышестоящих КЧС.

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы террористической акции и непосредственно в процессе работ по ликвидации ее последствий.

Для руководства работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, назначается руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации. При нем формируется оперативный штаб, в состав которого включаются необходимые специалисты, в том числе представители органов исполнительной власти (местного самоуправления), научных, производственных, медицинских и других организаций, компетентных в вопросах ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Количественный состав оперативного штаба определяется с учетом задач и объемов предстоящих работ.

В случаях радиационных диверсий на транспортных средствах, перевозящих высокоактивные радионуклиды, а также злонамеренных действий с применением радиоактивных веществ характерна наиболее высокая степень неопределенности в оценке создавшейся обстановки, размеров угрозы для населения и окружающей среды и, как следствие, в оценке необходимых сил и средств для ее нормализации/Местом возникновения источника чрезвычайной ситуации радиационного характера может быть любая точка.

В этом случае идентификация источника чрезвычайной ситуации радиационного характера может наступить после террористической акции, поэтому начальные действия по ликвидации ее последствий организует КЧС субъекта Российской Федерации, в пределах которого произошло соответствующее событие. Для локализации и эвакуации особо активных источников радиоактивного загрязнения привлекаются территориальные подразделения специального комбината «Радон».

При совершении террористической акции с использованием ядерного заряда спасательные работы начинаются после выявления радиационной и общей обстановки.

Последовательность, приемы и способы выполнения спасательных работ зависят от характера разрушения зданий и сооруже-ний, уровней радиоактивного загрязнения, наличия очагов пожаров и опасности их распространения на другие здания и сооружения, наличия и характера аварий на коммунально-энергетических сетях и технологических системах и других условий,, влияющих на организацию и ведение спасательных работ.

Спасательные и другие неотложные работы в очаге поражения выполняются, как правило, по следующей схеме:

Для ликвидации последствий крупномасштабных террористических акций могут быть привлечены подразделения войск гражданской обороны, инженерных и радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России (части ликвидации последствий аварий).

Порядок привлечения указанных войсковых подразделений определяется соответствующими документами по взаимодействию между органами управления по делам ГОЧС и командованием этих подразделений.

Важнейшим элементом защиты населения при террористической акции на радиационно опасном объекте является установление и поддержание режима радиационной безопасности, реализация которого обеспечивает выполнение значительной части мероприятий по радиационной защите населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий террористической акции.

Меры радиационной защиты населения включают введение режимов поведения людей в условиях радиоактивного загрязнения территорий.

Одна из мер — ограничение свободного перемещения населения в зоне радиационного загрязнения, а также свободного доступа в эту зону — вводится как можно раньше во избежание нерегулируемого облучения населения и разноса радиоактивного вещества на менее загрязненные территории.

По мере уточнения радиационной обстановки ограничение перемещения и доступа распространяется на большие или меньшие расстояния.

Это ограничение относится не только к населению, но и к персоналу предприятия, личному составу сил гражданской обороны и РСЧС, привлекаемых к ликвидации последствий террористической акции.

Предусматриваются следующие степени регулирования свободного прохода и перемещения:

Эффективная мера радиационной защиты — ограничение на работы, проводящиеся на открытом воздухе, связанные со строительством, обеспечением связи, транспорта, систем энергоснабжения и т.д. Другой разновидностью подобной деятельности следует считать социально-бытовую — нахождение на дачных участках, в турпоходах и экскурсиях, на любительской рыбной ловле и т.д. Такое ограничение вводится временно до особого распоряжения.

Эффективность данной меры защиты определяется быстротой ее осуществления. В определенных условиях эта защитная мера может оказаться более эффективной, чем эвакуация.

Основными способами начального ограничения работ на открытом воздухе являются своевременная передача распоряжений об этой мере и обеспечение возможности персоналу и населению быстро вернуться к местам проживания или на производственную базу. Ограничения, вводимые в последующее время, определяются аварийным планом.

Основные методы ликвидации радиоактивного загрязнения — дезактивация, очистка радиоактивных вод, сбор источников излучения, обрушение, демонтаж и вывоз загрязненных фрагментов зданий, сооружений, технологического оборудования и др.

Для выбора методов ликвидации радиоактивных загрязнений пораженные объекты подразделяются на следующие группы:

Последствия радиоактивного загрязнения разных поверхностей и сред ликвидируют проведением дезактивационных работ.

В случае поверхностного загрязнения дезактивация ограничивается удалением с поверхности объектов радиоактивных веществ, которые закрепились на ней в результате адгезии и адсорбции. Для дезактивации при глубинном загрязнении необходимо извлечь радиоактивные загрязнения, проникшие вглубь, и затем удалить их.

Дезактивация осуществляется разными способами, которые определяются условиями как радиоактивного загрязнения, так и самой дезактивации. При выборе способа дезактивации учитываются также особенности объекта.

Применяют следующие способы дезактивации: жидкостные, безжидкостные и комбинированные.

Дезактивация жидкостным способом осуществляется струей воды, дезактивирующими растворами, ультразвуком в водной среде, стиркой или экстракцией и использованием сорбентов.

Дезактивация безжидкостным способом проводится струей пара, пылеотсасыванием, снятием загрязненного слоя и изоляцией загрязненной поверхности.

Дезактивацию комбинированным способом ведут паром, нанесением затвердевающих пленок, а также фильтрацией и протиранием щетками или ветошью.

Подробно технология дезактивации, применяемые при этом вещества и технические средства приведены в соответствующих руководствах и инструкциях.

Особенности организации действий сил гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасш табными террористическими акциями, сопровождаемыми разрушением жилых, общественных и производственных зданий. Как показывает анализ совершенных террористических акций, наиболее распространенными видами терроризма являются взрывы многоэтажных жилых домов, крупных административных зданий, торговых, спортивных и культурно-зрелищных сооружений.

Особенности ликвидации последствий таких террористических акций зависят от масштабов возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными особенностями террористических акций со взрывами являются сильные разрушения, массовые пожары, затопления, загазованность, поражение электрическим током, в результате чего возможны большие человеческие жертвы.

Эти обстоятельства определяют основные задачи органов управления по делам ГОЧС по предупреждению и смягчению последствий террористических акций:

Работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, должны выполняться в два этапа: аварийно-спасательный и аварийно-восстановительный.

Наиболее сложными являются работы первого этапа — аварийно-спасательные. На этом этапе, особенно в самом начале, прежде всего требуются организация надежного и непрерывного управления, обеспечивающая твердое руководство и беспрекословное подчинение всех участников работ единому руководителю, а также хорошо налаженная связь между спасателями, строгое соблюдение требований техники безопасности.

Рекомендуется следующий алгоритм организации аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, связанных со взрывами.

Основной объем аварийно-спасательных работ при взрывах многоэтажных жилых домов, крупных административных зданий, торговых, спортивных и культурно-зрелищных сооружений связан с разблокированием пострадавших из завалов, при этом первоочередными технологическими операциями должны быть:

Большое внимание должно уделяться обеспечению безопасности работы спасателей в зоне чрезвычайной ситуации, прежде всего, сохранению здоровья людей.

К руководству работами на всех участках должны допускаться только опытные специалисты-спасатели, способные жестко требовать и контролировать строжайшее выполнение всех технологических приемов спасательных работ.

Важным условием повышения оперативности реагирования на проявления террористической деятельности и смягчения последствий возможных террористических акций является своевременное оповещение населения и соответствующих органов управления об угрозе или совершении террористической акции.

Для выполнения этой функции необходимо широко внедрять территориальные автоматизированные системы оповещения и оборудовать все потенциально опасные объекты локальными системами оповещения.

Создание единых дежурно-диспетчерских служб с использованием единого телефонного номера «01» будет способствовать повышению эффективности оповещения населения и руководящего состава органов управления РСЧС о готовящихся и совершенных террористических акциях и в конечном итоге — предотвращению и смягчению их последствий.

Население обеспечивается средствами индивидуальной защиты в установленном порядке, эвакуируется на основании решения оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по заблаговременно разработанным планам.

Меры по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередному жизнеобеспечению населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, планируются на основе прогнозной оценки последствий возможных крупных аварий на потенциально опасных объектах и возможных биолого-социальных чрезвычайных ситуаций на данной территории.

Необходимые исходные данные для такого планирования имеются в паспорте безопасности соответствующих административно-территориальных единиц и включают виды опасных источников чрезвычайных ситуаций, местоположение и наименование объектов, вид и количество опасных химических и биологических веществ, численность населения, попадающего в зону возможной террористической акции, возможные потери населения, а также численность населения, лишенного разных видов обеспечения.

Система противодействия терроризму на промышленных объектах и объектах инфраструктуры России. Главная стратегическая цель любого субъекта России должна заключаться в обеспечении функционирования и развития как самого региона, так и работающих в нем промышленных предприятий, объектов энергетики на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность России. Одной из приоритетных задач, обусловленных необходимостью реализации данной цели, является обеспечение высокого уровня противодействия террористической деятельности на промышленных объектах и объектах инфраструктуры России.

Разработка и осуществление конкретных мероприятий по обеспечению безопасности опасных производственных объектов России (технических систем) и ее регионов (социально-экономических систем) должна проводиться в соответствии со следующими принципами:

Производственная деятельность ОПО, связанная с наличием больших объемов легковоспламеняющихся, взрыво- и пожароопасных продуктов, относит их к числу уязвимых в диверсионно-террористическом отношении, представляет серьезную угрозу экологической безопасности регионов.

В целях, во-первых, повышения уровня защиты важнейших ОПО в первую очередь, расположенных в так называемых «горячих точках», крупных городах и в непосредственной близости к ним, во-вторых, выявления предпосылок к чрезвычайной ситуации и выработки предложений по противотеррористической защите ОПО, в-третьих, профилактики несанкционированных воздействий в системах автоматизированного управления ОПО отраслевым структурам управления совместно со службами безопасности конкретных предприятий и ФСБ России надлежит организовать взаимное информирование и координацию деятельности, направленной на повышение антитеррористической защищенности опасных производственных объектов как основных элементов социально-экономических, природных и техногенных систем любого региона.

Порядок построения системы противодействия терроризму в Российской Федерации определяют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О милиции», «О чрезвычайном положении», «О безопасности», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О государственной охране», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Созданию государственной системы противодействия терроризму должно предшествовать научное обоснование взглядов на определение основных направлений, условий, порядка практического решения задач и формы участия государства в выработке и реализации необходимых мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов экономики и населения страны.

Одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области повышения антитеррористической защищенности объектов экономики и населения является создание и совершенствование единой государственной системы, ориентированной на решение задач в области обеспечения безопасности объектов и населения, в том числе:

В состав научно-методического обеспечения государственной системы противодействия терроризму на объектах промышленности, энергетики и инфраструктуры Российской Федерации (далее — Система) входят мероприятия, осуществляемые с целью обеспечения надлежащего государственного управления антитеррористической защищенностью объектов экономики и населения с изложением цели каждого проводимого мероприятия.

Такими мероприятиями могут быть:

1. Мероприятия по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и уязвимости. Цель таких мероприятий в правильном определении степени опасности каждого из объектов. Работа на каждом объекте должна завершаться проведением оценки достаточности мероприятий по защищенности объекта от той или иной угрозы. Это также позволит определить необходимое количество сил и средств, направленных на обеспечение защищенности объектов.

При проведении мероприятий по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности необходимо учитывать следующие факторы:

2. Прогнозирование и предотвращение террористических воздействий на промышленные объекты и объекты инфраструктуры, смягчение и ликвидация их последствий.

Цель таких мероприятий будет заключаться в выявлении вероятности возникновения того или иного происшествия, что создает возможность для специально уполномоченных органов власти осуществить комплекс мероприятий по защите опасных объектов от названных угроз.

3. Выявление лиц и организаций, намеревающихся осуществить несанкционированные воздействия на объекты экономики и инфраструктуры, своевременное обезвреживание этих лиц и организаций, противодействие реализации их планов.

Цель таких действий очевидна — она сформулирована в названии мероприятий.

4. Защита критически важных объектов от несанкционированных воздействий, в том числе диверсионно-террористических проявлений. Цель также очевидна: защита таких объектов позволит снизить количество происшествий и размеры ущербов на объектах и в близлежащих районах при свершении на них диверсионно-террористических актов.

5. Учет роли человеческого фактора при предупреждении террористических актов, во время чрезвычайной ситуации, вызванной террористическим актом, при ликвидации ее последствий и др. Цель определения влияния человеческого фактора в системе защиты объектов заключается в определении слабых мест системы и усилении ее.

Научно-методическое обеспечение функционирования Системы должно также содержать:

Научно-методическое обеспечение Системы должно базироваться на системах:

При формировании и функционировании Системы должны соблюдаться следующие основные принципы:

Силами противодействия терроризму являются, в первую очередь, специально уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах противодействия терроризму и защиты населения, объектов экономики и территорий от угроз террористического характера: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Служба внешней разведки Российской Федерации и др.

Привлекаемые специально уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации силы и средства, необходимые для предотвращения и ликвидации последствий террористических актов, могут быть любыми и принадлежать любому субъекту экономики страны, независимо от форм собственности. Однако в первую очередь привлекаются силы и средства самих специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах противодействия терроризму и защиты населения, объектов экономики и территорий от угроз террористического характера. В частности, в составе МЧС России имеются войска гражданской обороны, которые вместе с гражданскими организациями гражданской обороны образуют силы гражданской обороны страны. В компетенцию названных сил входят задачи как ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими акциями, так и предупреждение таковых. Имеющиеся в распоряжении и в резервах средства названных сил незамедлительно задействуются при предотвращении и ликвидации террористических актов.

В рамках системы противодействия терроризму, создаваемой в Российской Федерации, противодействие терроризму на объектах промышленности и энергетики России заключается в выполнении следующих организационно-правовых и методических мер, разработанных и предложенных к реализации Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в рамках своей компетенции и решений Федеральной антитеррористической комиссии:

Выполнение всего комплекса перечисленных мероприятий позволит выявить недостатки в системах защиты объектов экономики и регионов России от угроз террористического характера.

Однако после выявления недостатков в названных системах (особенно это касается промышленных предприятий, объектов транспорта и инфраструктуры) государство не сможет вынудить предприятия исправлять их своими силами. Это связано с недостатками действующего законодательства и отсутствием возможности финансирования в полном объеме у предприятий как частной, так и государственной форм собственности. Решение можно найти в изменении государственной политики ценообразования — разрешить затраты на снижение уязвимости опасных производственных объектов и на повышение их антитеррористической защищенности включать в себестоимость продукции (работ, услуг) этих предприятий.

Для снижения уязвимости промышленных объектов и объектов инфраструктуры от угроз террористического характера России нужна общегосударственная комплексная система мер противодействия терроризму, оформленная в виде программы со следующими основными положениями:

Главное внимание во всех организациях и ведомствах должно быть уделено разработке и осуществлению превентивных антикризисных мер, оценке степени вероятности совершения террористических акций, проведению информационно-аналитического и технического поиска угрозы, выработке и внедрению мер по минимизации причиненного ущерба, формированию антиэкстремистского и антитеррористического сознания населения.

На практике должен реализовываться принцип разделения федеральной и Местной (от региональной до муниципальной) ответственности в реализации соответствующих программ.

Необходимо разработать механизмы комплексного использования как государственных (в том числе регионального и муниципального подчинения), так и иных сил и средств (коммерческих и общественных организаций) для этих целей.

Меры правового регулирования должны соответствовать изменениям и потребностям общественного развития. Условно их можно разделить на три уровня: многосторонние международные акты; двусторонние международные договоры (соглашения); национальное законодательство.

Многосторонние международные конвенции, договоры и соглашения нацелены на глобальный охват существующей проблемы борьбы с терроризмом. Действия подобных актов во многом затруднены несовершенством исполнительного механизма, обусловленным:

В меньшей степени такие ограничения касаются двусторонних договоров и правительственных соглашений. На двусторонней основе, в частности, осуществляется регулярный обмен информацией между правоохранительными органами и иными специальными службами!

Современное международное право развивается в общем русле процессов глобализации по пути интеграции и унификации. Так, в странах Европейского Союза наряду с основополагающими законодательными актами, например Европейской Конституцией, разрабатываются ведомственные нормативные акты — Шенгенские соглашения о безвизовом режиме, европейский ордер на арест подозреваемого и т. д. Это обусловлено в числе прочих причин усиливающимся единообразием экономических и технологических процессов, что обеспечивает снижение соответствующих издержек.

Литература:

Основная литература:

1. Каракеян В. И. , Никулина Н. М. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.- М.- «Юрайт»,- 2014

2. Холостова Е. И., Прохорова О. Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.-

М.- «Дашков и К»,- 2013

Нормативно – правовая литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 г. № 97-ФЗ с изменениями Постановления Конституционного Суда РФ от 15. 03. 2005 № 3-П.

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1999 г. 3181-ФЗ «Об основах труда в Российской федерации».

3. Федеральный закон РФ от 30. 03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения».

4.Федеральный закон РФ от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

5. Указ Президента РФ от 04.02.94 г. 3230 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»//Российская газета.-1994.-9 февраля.

6. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы.ОНД-90.-СПб.:Министерство природопользования и охраны окружающей среды,1992.

7. Приказ Минздравсоцразвития Россииот 24.02.2005 г. 3160 «Об определении степени тяжести поврежденья здоровья при несчастных случаях на производстве»

8. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 г 3713 «Об утверждении

правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска».

9. Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. №569. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

10.ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-экономические требования.- М.: Госстандарт, 1988.

11.ГОСТ 12.1.012-90. ССБТ. Вибрация. Общие требования безопасности.-М.: Госстандарт, 1991

12.ГОСТ 12.1.003.-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.-М: Госстандарт,1983.

13.СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.-М.:Стройиздат, 1995.

14.СНиП 11-12-77. Нормы проектирования. Защита от шума.-М.: Стройиздат, 1977.

Дополнительная:

1. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий: Учебное пособие в 3-х книгах / Под ред. К.Е. Кочеткова, В.А. Котляревского и А.В. Забегаева. 2010

2. Алексеев С. В. Устенко В. Р. Гигиена труда. М., Медицина, 2008, 576с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров/Под общ. Ред. СВ. Белова.-З-е изд. испр. и доп.-М: Высш. Школа, 2013.484 с. 4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов по специальности "Экономика и управление на предприятии", "Информационные системы в эко-номике" / Под ред. Арустамова Э.А.-2-е изд. перераб. и доп.-М,: ИД "Дашков и К", 2010.-678с. с.

5. Владимиров В.А. Сильнодействующие ядовитые вещества и защи¬та от них М., Военное издательство, 2009

6. Зотов, Б.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. -2 изд., пе-рераб.и доп.: - М.: Колос С, 2013.- 432с.

7. Катастрофы и человек. Кн 1. Под ред. Воробьева Ю.Л. М. Изда¬тельство "Аст-лтд". 1997, с.

8. Кукин Л.П., Лапин В.Л., Подгорных Е.А. и др. Безопасность жизнедея-тельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2009. 9. Мастрюков Б.С. Безопасность при чрезвычайных ситуациях. - М.: МГИ-СиС, 2008.

7. Овчаренко, А. Г., Раско С.Л. Электростатическая безопасность пожаро- и взрывоопасных производств./ Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. - 156 с.

8. Охрана окружающей среды / С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козьяков и др./ Под ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2011. 9. Раско, С. Л., Овчаренко А.Г. Эксплуатационная безопасность конденсированных взрывчатых веществ./ Изд-во Алт. гос. ун-та, 2О10.-147с. 10. Нелитовский Н. К. Наводнение на реках и озерах. М., Гидромет., 2008, с.52 11. Никберг И.И. Ионизирующая радиация и здоровье человека. Киев "Здоровья", 2009, 160с.

12.Оксилендер Г. И. Яды и противоядия. Л., Наука, 2009, 188с. 13. Петров В. Н. Первая медицинская помощь при отравлении сильнодействующими веществами. М., Медицина, 2010, 32с. 14. Поляков В. В. Безопасность человека в экстремальных условиях. Л., Нау-ка, 2012, 146с.

15.Пособие по подготовке медицинских сестер / Под ред. Софонова А.И. М., Медицина, 2009, 427 с.

16. Порфирьев Б. М. Государственное управление в чрезвычайных си¬туациях. М., Наука, 2011, 136 с.

17. Радиоактивные и отравляющие вещества и защита от них. М., Воениздат, 1972, 374с.

18. Смолянец В.В. Как выжить в условиях повышенной радиации. Киев, "Ра-дянська школа", 1991, 96с.

19. Смоляр В.И. Ионизирующая радиация и продукты питания. Киев, "Здоровья", 2002

20. Справочник необходимых знаний / Под ред. Стаценко Л. Пермь,2009

Интернет - ресурсы:

1.Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» Сайт журнала:http://www.school-obz.org/

2.Журнал «Гражданская защита»

Сайт журнала:http://www.gz-jurnal.ru/

3.Журнал «Медицина катастроф»

Сайт журнала:http://www.vcmk.ru/inform/mk.php

4. http://www.mchs.gov.ru

5. http://www.obzh.ru/

6. http://www.bti.secna.ru/bgd

7. http://bzhd.spbstu.ru

8. http://www.mchs.gov.ru

9. http://www.obzh.ru/

10. http://www.bti.secna.ru/bgd

11. http://bzhd.spbstu.ru

12. http://ohrana-bgd.narod.ru http://www.bezzhd.ru

13. http://fbg.herzen.spb.ru

14. http://bgd.iate.obninsk.ru/

15. http://bunker.in.ua/

16. http://nepropadu.ru/

17. http://alp.org.ua/

18. http://meteoweb.ru/

19. http://geo.web.ru/

20. http://www.warning.dp.ua/

21. http://scea.ru/

22. http://kombat.com.ua

23. http://www.survival.com.ua

24. http://nepropadu.ru/

25. http://ohrana-bgd.narod.ru 26. http://www.bezzhd.ru

27. http://fbg.herzen.spb.ru

28. http://bgd.iate.obninsk.ru/

29. http://bunker.in.ua/

30. http://nepropadu.ru/

31. http://alp.org.ua/

32. http://meteow eb.ru/

33. http://geo.web.ru/

34. http://www.warning.dp.ua/

35. http://scea.ru/

Сайты по правилам поведения и выживанию в экстремальных ситуациях (в свою очередь, имеющие ряд полезных ссылок)

36. http://kombat.com.ua

37. http://www.survival.com.ua

38. http://nepropadu.ru/