logo search
208795_1167D_shpory_po_arhitekture_promyshlenny

1. Железобетонные подкрановые и обвязочные балки.

Подкрановые бал­ки с уложенными по ним рельсами образуют пути движения мостовых кранов. Они придают зданию также дополнительную пространственную жесткость.

Железобетонные подкрановые балки могут иметь тавровое или двутавровое сечение (рис. XI-7, а, б). Первые предусматри­вают при шаге колонн 6 м, вторые - при шаге 12 м.

Железобетонные подкрановые балки устанавливают под краны грузоподъемностью до 32 т.

Рис. XI-7. Железобетонные подкрановые балки:

а - при шаге колонн 6м; б -то же, 12м; в-крепление балок к колоннам; г -крепление кранового рельса к балке; д - устройство упора для мостового кра­на; 1- опорный стальной лист (160x12x500 мм); 2- анкерный болт; 3- стальная пластинка (100x12 мм); 4, 5 - закладные элементы колонны; 6 -стальная лапка; 7- болт; 8- упругие прокладки толщиной 8 мм; 9- крановый рельс; 10 - дере­вянный брус 200x280x360 мм; 11 - швеллер № 45 длиной 1228 мм; 12- стальная пластина 12x300x970 мм

Развитая по ширине полка балки служит для усиления сжатой зоны; она воспринимает поперечные горизонтальные крановые нагрузки, а также упрощает крепление крановых рельсов. Высота балок 800, 1000 и 1400 мм, ширина полок 550, 600 и 650 мм.

Для изготовления подкрановых балок применяют бетон класса В22,5-В40, сварные каркасы, а для нижнего пояса - преднапряженные стержни, пакеты струн или пряди из высокопрочной проволоки. В балках преду­смотрены закладные элементы для крепления к колоннам (стальные пластины), для крепления рельсов и троллей (трубки).

К колоннам балки крепят сваркой закладных элементов и анкерными болтами (рис. XI-7, в}. Гайки анкерных болтов после выверки балок зава­ривают. Рельсы с подкрановыми балками соединяют парными стальными лапками, располагаемыми через 750 мм (рис. XI-7, г). Для уменьшения динамических воздействий на балки и снижения шума движущихся кра­нов под рельсы укладывают упругие прокладки из прорезиненной ткани толщиной 8-10 мм.

Во избежание ударов мостовых кранов о колонны торцового фахверка здания на концах подкрановых путей устраивают стальные упоры с амор­тизаторами - буферами из деревянного бруса (рис. XI-7, д).

Применение железобетонных подкрановых балок следует ограничи­вать. Это связано с их большой массой, сравнительно небольшим сроком службы, поскольку они испытывают динамические нагрузки, и слож­ностью рихтовки подкрановых путей.

Обвязочные балки служат для опирания кирпичных и мел­коблочных стен в местах перепада высот смежных пролетов, а также для повышения прочности и устойчивости высоких самонесущих стен. В по­следнем случае расстояние между балками по высоте определяют расче­том в зависимости от высоты, толщины и материала стены, наличия в стене проемов и их размеров. Стены второго и последующего ярусов -навесные (нагрузки от них передаются на колонны, тогда как первый ярус стены, опирающийся на фундаментную балку, является самонесу­щим. Обвязочные балки обычно располагают над оконными проемами, и они выполняют функции перемычек. Такие балки имеют прямоугольное сечение со стороной 585мм, ширина их 200, 250 и 380 мм, длина 5950 мм. Изготавливают обвязочные балки из бетона В15 и армируют сварными каркасами с рабочей арматурой из стали класса A-III. Балки укладывают

стальные опорные столики-консоли со скрытым ребром жесткости и крепят к колоннам стальными планками (рис. XI-8).

Рис. XI-8. Обвязочные балки и крепление

их к колоннам:

1 - стальной опорный столик; 2 - стальная планка; 3 - сварка

2. Стальные подкрановые балки по статической схеме подразделяют на разрезные и неразрезные. Преимущественно распространены разрезные балки, так как они просты по конструкции, менее чувствительны к осад-

кам опор, несложны в монтаже, но по сравнению с неразрезными имеют большую высоту и более металлоемки. Неразрезные балки сложнее мон­тировать и перевозить.

По сечению подкрановые балки подразделяют на сплошные и решетчатые. Балки сплошного сечения, устанавливаемые при шаге колонн 6 м и не большой грузоподъемности кранов, изготавливают из прокатного двутавра с усилением верхнего пояса стальным листом и угалками.

Для зданий или открытых крановых эстакад с пролётами 18, 24, 30, 36 м и

шагом колонн 6,12м с мостов электр кранами г.п. 5-50т, прим балки сплошн сеч в виде сварн двутавров. Высота балок на опоре сост 700-1450 мм, шир верхн пояса 320,400мм, нижнего 200,250. Исп сталь ВСт3Гпс5-1 с толщ листа для верхн поясов 10,12,14,16мм для нижн 10мм и для стенок 6,8,10,12 мм. Стенки балок усил попер рёбр жестк, располагаемыми через 1,2 и 1,5 м. Подкрановые балки, предназначенные для кранов грузоподъемностью 50 т и более, выполняют клепанными из низ­колегированной стали (рис. XI-13, в). Для восприятия горизонтальных усилий, возникающих при торможении кранов, предусматривают тормоз­ные балки или фермы.

Рис. XI-13. Стальная подкрановая балка:

а - сплошного сечения из прокатных двутавров с усилением верхних пол б- то же, сварные; в - то же, клепаные; г - сквозного сечения; д - крепле! балок к железобетонной колонне; е - то же, к стальной; ж - крепление рель­са к балке крюками; з-то же, лапками; /-тормозная балка; 2- крепежна планка; 3- упорный уголок; 4- стальная фасонка; 5- подставка; 6- цемент-но-песчаный раствор; 7-опорное ребро; 8- рельс; < - крюк; 10-стШ лапка

Решетчатые подкрановые балки в виде шпренгельных систем более экономичны по сравнению со сплошными, так как стали требуется на 20% меньше. Их можно устанавливать в здан «к с шагом колонн более 6 м под краны среднего и легкого режимов работы (рис. XI-13, г).

Подкрановые балки опирают на консоли колонн и крепят анкерными болтами и планками (рис. XI-13, д, е). Между собой балки соединяют болтами, пропущенными через опорные ребра. В уровне подкрановых путей при кранах тяжелого режима работы предусматривают площадки для сквозных проходов шириной не менее 0,5 м, ограждаемые по всей длине. В местах расположения колонн проходы устраивают сбоку колонн или через лазы в них.

Стальные рельсы под краны крепят к балкам парными крюками или лапками (рис. XI-13, ж, з). Расстояние между парами креплений по дли­не пути принимают 750 мм. На концах подкрановых путей устраивают упоры - амортизаторы, как и при железобетонных балках, исключающие удары кранов о торцевые стены здания.

Рис. XI-14. Способы крепления подвесных путей к стропильным

конструкциям:

- к железобетонной балке; б - к стальной ферме; в - схема подвески кранов с юмощью гибких подвесок и перекидных балок; 1 - балка подвесного пути; 2 - стропильные конструкции; 3- лапки; 4 -ребро толщиной 10мм; 5-несу-Щая балка подвесного крана; 6- гибкие подвески из уголков; 7-перекидные балки из швеллеров

Пути для движения подвесных кранов монтируют из специальных или обычных двутавровых (реже тавровых) балок и крепят к несущим конструкциям покрытия или междуэтажным перекрытиям хомутами, сваркой закладных элементов, скобами и т.п. Пролеты подвесных путей принимают 6 и 12 м (возможны пролеты 18 и 24 м). Подвесные балки следует крепить в узлах стропильных ферм (рис. XI-14, а, б). При внеуз-ловой подвеске балок (рис. XI-14, в) нижние пояса ферм в местах креп­ления путей усиливают металлическими подвесками или перекидными балками.