logo search
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Рекомендации по тушению пожаров на ВС на аэродромах ГА

6. Тушение пожара внутри фюзеляжа

Выбор средств и тактики тушения пожара внутри фюзеляжа ВС определяется следующими факторами:

- наличием или отсутствием людей на борту BC;

- местом пожара внутри фюзеляжа, который может быть в обитаемых помещениях (пассажирские салоны, кабина экипажа, гардеробы, туалеты, кухня, вестибюли, багажные отделения) или в необитаемых (багажные, грузовые и технические отсеки).

1. B случае наличия на ВС людей и возникновения пожара в обитаемых помещениях действия личного состава ПСР включают следующие операции.

1.1. Вскрытие основных и запасных выходов и одновременную прокладку рукавных линий.

В случае заклинивания дверей и люков производится вскрытие обшивки фюзеляжа в обозначенных местах. Одновременно необходимо установить стволы-пробойники для подачи ОТС.

1.2. Проникновение личного состава ПСР на аварийное ВС с одновременной подачей на борт ручных пожарных стволов.

1.3. Тушение пожара в обитаемых помещениях ручными стволами и одновременное обеспечение эвакуации людей из ВС.

При тушении пожара в обитаемых помещениях главной задачей является снижение температуры в салонах и кабине и последующая ликвидация пожара. Для этого струи огнетушащего состава направляются таким образом, чтобы они защищали людей, охлаждали горящую поверхность отсека и ликвидировали очаг горения.

2. В случае нахождения людей на ВС и возникновения пожаре в необитаемых помещениях действия личного состава должны выполняться в следующей последовательности.

2.1. Вскрытие максимального количества основных и запасных выходов на ВС и организация эвакуации людей. Одновременно с этим к горящему отсеку прокладываются рукавные линии, вскрывается люк отсека. В случае, если не удается быстро вскрыть люк отсека устанавливаются стволы-пробойники.

В случае заклинивания выходов из ВС производится вскрытие обшивки фюзеляжа в обозначенных местах и одновременно устанавливаются стволы-пробойники для подачи воды в салоны.

2.2. Проникновение личного состава в салоны с целью проведения эвакуации людей из аварийного ВС. Одновременно на борт подается пожарный ствол, а снаружи производится тушение пожара в горящем отсеке путем подачи через открытый люк или ствол-пробойник огнетушащего состава (воды или углекислого газа).

При пожаре в грузовом (багажном) отсеке личный состав должен разобрать груз (багаж), удалив его из отсека.

2.3. Личный состав, проникнув в салоны, оценивает обстановку и при необходимости подает воду на охлаждение участка пола, расположенного над горящим отсеком.

3. В случае, если пожар возник в отсутствии на борту людей, то действия личного состава должны быть направлены на ликвидацию пожара за минимальное время, используя все имеющиеся средства тушения.

Эффективность тушения ВФП определяется в значительной мере правильным выбором огнетушащего состава и средством подачи.

Установлено, что из применяемых для тушения пожаров на воздушных судах составов (вода, раствор пенообразователя, пена низкой и средней кратности, газовые составы и порошок) при тушении пожара внутри фюзеляжа предпочтительно использовать углекислый газ, воду в виде распыленных струй, раствор пенообразователя.

Эффективность, тушения водой и раствором пенообразователя близка. Тушение распыленной водой (раствором пенообразователя) является наиболее доступным и легким. Водой можно тушить пожар в обитаемых и необитаемых помещениях ВС, при отсутствии или нахождении людей в самолете. Однако вода может привести к порче оборудования и требует обесточивания.

Тушение углекислым газом свободно от указанных недостатков, однако им нежелательно пользоваться в помещениях, в которых находятся люди.

В таблице 7 представлены значения потребного количестве ОТС для тушения пожаров внутри фюзеляжа ВС различного уровня требуемой пожарной защиты.

Таблица 7