7.3.1 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
Правительством Российской Федерации 31 мая 2002 г. принято постановление № 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", которым утверждены:
положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров;
положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На реализацию постановления направлена Инструкция по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности, утвержденная приказом ГУГПС МЧС России от 4.07.2002 г. № 24. Проведение огнезащиты материалов, изделий и конструкций (пп. 2.9 прил. 15) является лицензируемым видом деятельности.
Рассмотрим порядок лицензирования данного вида работы в соответствии с Инструкцией.
Инструкция по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности
Инструкция определяет порядок организации в Главном управлении Государственной противопожарной службы МЧС России (далее
ГУГПС), территориальных органах управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации (далее — органы управления ГПС) и центрах обеспечения лицензионной деятельности работы по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) (1).
Федеральный лицензирующий орган и его филиалы (представительства) в субъектах Российской Федерации образуют на территории Российской Федерации систему лицензирующих органов.
Федеральным лицензирующим органом является федеральный орган управления ГПС — Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России.
Филиалы (представительства) федерального лицензирующего
органа в субъектах Российской Федерации создаются в территориальных органах управления ГПС субъектов Российской Федерации за счет их штатной численности.
Федеральный лицензирующий орган осуществляет (2): организационно-методическое руководство системой лицензирующих органов;
разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам лицензирования, а также разработку и утверждение других нормативных документов по вопросам лицензирования;
прием и организацию рассмотрения документов соискателей лицензий; подготовку проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий;
предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; организацию и ведение реестра лицензий;
организацию и ведение контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
организацию и архивное хранение документов по лицензированию; принятие решения и обращение с заявлением об аннулировании лицензий, выданных федеральным лицензирующим органом, в суд;
организацию информационно-справочного обеспечения, консультационного обслуживания по вопросам лицензирования, а также координацию деятельности филиалов (представительств) федерального лицензирующего органа; рассмотрение споров по вопросам лицензирования; взаимодействие с лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование других видов деятельности;
иные действия, возложенные на него законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Филиалы (представительства) федерального лицензирующего органа в субъектах Российской Федерации осуществляют;
прием и рассмотрение документов соискателей лицензий; подготовку акта оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности;
направление в федеральный лицензирующий орган акта оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и документов соискателей лицензий для рассмотрения на лицензионной комиссии ГУГПС, доведения решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий;
контроль за соблюдением лицензиатами, зарегистрированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, лицензионных требований и условий;
организацию и архивное хранение копий актов оценки возможности
выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и прилагаемых к ним документов по лицензированию;
обращение по поручению ГУГПС с заявлением об аннулировании лицензий, выданных федеральным лицензирующим органом, в суд;
консультационное обслуживание по вопросам лицензирования; рассмотрение споров по вопросам лицензирования, отнесенных к компетенции филиала;
взаимодействие с лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование других видов деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах своей компетенции;
иные действия, возложенные на них законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
Для оказания помощи соискателям лицензии, лицензиатам и лицензирующим органам могут создаваться центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности. Центры обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности (далее — экспертные организации) осуществляют (3);
функции независимой экспертной организации по лицензированию в области пожарной безопасности;
проверку соискателей лицензий по поручению федерального лицензирующего органа;
оказание консультативной помощи соискателям лицензии и лицензиатам; первоначальную подготовку и повышение квалификации специалистов для осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности (при наличии соответствующей лицензии ГУГПС);
обеспечение соискателей лицензий и лицензиатов официально изданными нормативными документами по пожарной безопасности или автоматизированной информационно-справочной системой нормативных документов по пожарной безопасности, необходимыми для осуществления заявленных видов деятельности в области пожарной безопасности;
подготовку и экспертизу материалов соискателей лицензий (с выдачей соответствующего акта), необходимых им для получения лицензий на осуществление заявленных видов деятельности в области пожарной
независимую оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, необходимым для получения лицензии;
представление интересов соискателей лицензий в федеральном лицензирующем органе и его филиалах (представительствах).
Порядок аккредитации центров обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности определяет федеральный лицензирующий орган в области пожарной безопасности.
Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет необходимые документы и их опись (по форме согласно приложению № 1) непосредственно в секретариат ГУГПС, соответствующий территориальный орган управления ГПС, на базе которого создан филиал (представительство) федерального лицензирующего органа или в экспертную организацию (4).
Секретариат ГУГПС, соответствующего территориального органа управления ГПС или экспертная организация регистрирует документы соискателя лицензии, согласно описи (в том числе заявление по форме согласно приложений №№ 2 и 2-а и документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии в размере 300 рублей) в установленном порядке и направляет их для организации рассмотрения в соответствующее структурное подразделение (5).
Должностное лицо структурного подразделения ГУГПС, осуществляющего функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности, при рассмотрении документов, поступивших непосредственно от соискателя лицензии (далее — материалы соискателя лицензии) (6):
принимает документы соискателя лицензии по описи, копию которой в трехдневный срок направляет (вручает) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом к рассмотрению;
проверять соответствие поступивших материалов соискателя лицензии по составу и оформлению требованиям законодательства Российской Федерации в области лицензирования, а также достоверность приведенных в них сведений;
направляет соответствующему филиалу (представительству) федерального лицензирующего органа или экспертной организации поручение о проведении оценки соискателя лицензии (по форме согласно приложению № 4) на соответствие лицензионным требованиям и условиям (далее — поручение о проверке соискателя лицензии) или осуществляет эту оценку самостоятельно;
выносит на рассмотрение экспертной комиссии ГУГПС по лицензированию материалы соискателя лицензии и акт оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности (по форме согласно приложению № 5), подготовленный филиалом (представительством) федерального лицензирующего органа или экспертной организацией;
готовит в форме приказа проект решения лицензирующего органа о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами;
готовит и направляет соискателю лицензии уведомление о принятом
решении о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии;
выдает в трехдневный срок (после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии) документ, подтверждающий наличие лицензии;
формирует для архивного хранения дело соискателя лицензии, содержащее все документы, предоставленные соискателем лицензии.
Должностное лицо структурного подразделения территориального органа управления ГПС, осуществляющего функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности, или экспертной организации при рассмотрении документов, поступивших непосредственно от соискателя лицензии или из ГУГПС;
принимает документы соискателя лицензии по описи; проверяет соответствие поступивших материалов соискателя лицензии по составу и оформлению требованиям законодательства Российской Федерации в области лицензирования, а также достоверность приведенных в них сведений;
осуществляет оценку соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям;
направляет с сопроводительным письмом в ГУГПС материалы соискателя лицензии и акт оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности, подготовленный филиалом (представительством) федерального лицензирующего органа или экспертной организацией;
формирует для архивного хранения дело соискателя лицензии, содержащее копии актов оценки возможности выполнения работ соискателем лицензии по осуществлению заявленного вида деятельности в области пожарной безопасности и прилагаемых к ним документов по лицензированию.
При поступлении на рассмотрение материалов соискателя лицензии неполной комплектности, и (или) неправильно оформленных, и (или) содержащих недостоверные или искаженные сведения информация об этом доводится до соискателя лицензии при направлении ему копии описи (7).
Поручение о проведении оценки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям с прилагаемыми материалами направляется в соответствующий филиал (представительство) или в экспертную организацию в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия решения о необходимости привлечения к оценке соискателя лицензии соответствующего филиала (представительства) или экспертной организации.
Оценка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям может осуществляться на основе результатов проверки материально-технической базы, документации и квалификации специалистов соискателя лицензии, проведенной с выездом на место или на основе анализа представленных документов.
При проведении оценки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям следует определить состав деятельности (перечень работ и услуг в области пожарной безопасности), который соискатель лицензии способен квалифицированно выполнять по каждому из заявленных видов деятельности в области пожарной безопасности (согласно приложению № 15) (8).
Оценка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям и условиям федеральным лицензирующим органом, его филиалом (представительством) или экспертной организацией не должна превышать пятнадцати дней, если иное не установлено поручением об оценке соискателя лицензии.
Результаты проведения оценки соискателя лицензии федеральным лицензирующим органом, его филиалом (представительством) или экспертной организацией оформляются актом оценки возможности выполнения работ по заявленному виду деятельности, который составляется в двух экземплярах.
Подготовка проекта решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии в форме проекта приказа руководителя лицензирующего органа—МЧС России (далее—приказ МЧС России), его согласование и подписание осуществляется структурным подразделением ГУГПС, на которое возложены функции по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности (далее — подразделение по лицензированию ГУГПС) в установленном порядке (11).
Решение лицензирующего органа (издание приказа МЧС России) должно быть принято в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления материалов соискателя лицензии полной комплектности (12).
Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий проводится путем проверок, организуемых (28):
по плану — не чаще чем один раз в два года, но не ранее чем через шесть месяцев после принятия решения о предоставлении лицензии;
вне плана — для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных плановой проверкой, либо в случае получения от органов государственной власти, юридических или граждан письменной информации о нарушении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обращения, не позволяющие установить заявителя, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Состав комиссии по проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (далее — проверки лицензиата), формируемой, как правило, из числа специалистов экспертных организаций, и срок проведения проверки утверждаются распоряжением ГУГПС. Подготовку проекта распоряжения, согласование и доклад на подпись обеспечивает подразделение по лицензированию ГУГПС в установленном порядке (29).
В соответствии с принятым решением (распоряжением ГУГПС) подразделение по лицензированию ГУГПС направляет (30):
лицензиату—уведомление о предстоящей проверке лицензиата (по форме согласно приложению № 10);
лицу, утвержденному руководителем комиссии по проверке лицензиата,
поручение о проверке лицензиата (по форме согласно приложению № 11).
Уведомление о предстоящей проверке лицензиата направляется ему в срок, обеспечивающий получение этого документа, не менее чем за десять дней до начала проведения проверки (31).
Поручение о проверке лицензиата направляется лицу, утвержденному руководителем комиссии по проверке лицензиата, в срок, обеспечивающий получение этого документа, не менее чем за десять дней до начала проведения проверки (32).
Проверка лицензиата проводится комиссией по проверке лицензиата на безвозмездной основе и должна быть завершена в срок, не превышающий пятнадцати дней, если иное не установлено поручением о проверке лицензиата.
Комиссия по проверке лицензиата в ходе ее проведения, вправе посещать объекты лицензиата, знакомиться с документами, характеризующими соблюдением им лицензионных требований и условий.
Истребование комиссией по проверке лицензиата документов (их копий), характеризующих соблюдение лицензиатом лицензионным требованиям и условиям, в целях их последующего изъятия, а также документов, не относящихся к предмету проверки лицензиата, не допускается.
Результаты проведения проверки лицензиата оформляются актом проверки лицензиата (по форме согласно приложению № 12), оформляемым комиссией по проверке лицензиата в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки лицензиата лицом, утвержденным руководителем комиссии по проверке лицензиата, по ее окончании вручается лицензиату (руководителю или индивидуальному предпринимателю, либо их представителям) под расписку, либо направляется ему посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, второй — направляется в подразделение по лицензированию ГУГПС, как правило, посредством факсимильной связи или электронной почты в срок, не превышающий трех дней со дня окончания проверки лицензиата (33).
Поступивший в подразделение по лицензированию ГУГПС экземпляр акта проверки лицензиата направляется для рассмотрения в комиссию ГУГПС по лицензированию (34).
По результатам проверки лицензиата и рассмотрения комиссией ГУГПС по лицензированию акта проверки лицензиата может быть принято одно из следующих решений (35): о вынесении предупреждения лицензиату; о приостановлении или возобновлении действия лицензии; о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд. Подготовка и оформление одного их указанных решений возлагается на подразделение по лицензированию ГУГПС.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления об аннулировании лицензии в случае, если:
нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;
в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований и условий, повлекшие за собой приостановление действия лицензии.
Одновременно с подачей заявления об аннулировании лицензии в суд ГУГПС вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда (39).
ГУГПС вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии (40).
- Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)
- П.М. Полуян
- Организация и управление в области обеспечения пожарной безопасности
- Содержание
- Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты
- 1.1 Система обеспечения пожарной безопасности
- 1.1.1 Система обеспечения пожарной безопасности
- Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности
- 1.1.2 Система предотвращения пожаров и противопожарной защиты
- 1.2 Способы исключения условий образования горючей среды и источников зажигания
- 1.2.1 Способы исключения условий образования горючей среды
- Способы исключения условия образования в горючей среде источников зажигания
- Способы защиты людей и имущества от опасных факторов пожара
- 1.3.1 Составление Приказа об обеспечении пожарной безопасности на объекте
- Приказ «о порядке обеспечения пожарной безопасности на территории, в зданиях, сооружениях и помещения организации»
- Приложение № 1
- 1. Общие положения
- 2. Содержание помещений и оборудования
- 4. Порядок действий при пожаре
- Обязательные требования к инструкции о мерах пожарной безопасности
- Приложение № 2 Программы обучения в области пожарной безопасности
- Тематический план
- Прием экзаменов. Проверка знаний пожарно-технического минимума.
- Тема 1. Требования пожарной безопасности к помещениям проведения киносеансов и киноаппаратного комплекса при демонстрации кинофильмов в учебных, лечебных и других учреждениях.
- Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ.
- Тема 2. Виды и порядок проведения пожароопасных работ. Причины возникновения пожаров, меры их предупреждения.
- Тема 3. Требования пожарной безопасности. Основные требования ппб 01-031.
- Тема 4. Общие сведения о противопожарной защите в организации.
- Тема 5. Действия при пожарах.
- Тема 6. Практические занятия.
- Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
- Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на вновь строящихся и реконструируемых объектах.
- Тема 3. Меры пожарной безопасности на вновь строящихся и реконструируемых объектах.
- Тема 4. Первичные средства пожаротушения. Действия работников при пожарах.
- Тема 5. Практические занятия.
- Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
- Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.
- Тема 3. Меры пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях
- Тема 4. Первичные пожаротушения, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны.
- Тема 5. Практические занятия.
- Протокол №_____
- Приложение № 2-7
- Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем
- Приложение № 4
- Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности2
- 1.4 План противопожарных мероприятий
- 1.4.1 Разработка плана противопожарных мероприятий
- Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать:
- Для выполнения требований пожарной безопасности его руководитель обязан обеспечить:
- 1. Наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в образовательном учреждении.
- 3. Наличие приказа руководителя об утверждении состава добровольной пожарной дружины
- 11. Наличие журнала регистрации противопожарного инструктажа.
- 12. Наличие журнала учета первичных средствпожаротушения.
- 15. Наличие акта обработки деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом.
- 17. Наличие сертификата на химический состав, примененный для огнезащитной обработки.
- 31. Наличие знаков пожарной безопасности и указателей направлений путей эвакуации.
- 33. Отсутствие глухих решеток на окнах.
- 35. Наличие графиков проверки противопожарного состояния гаражей и электрохозяйства. Исправное состояние электрохозяйства:
- 3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок.
- 4. Наличие графика технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта электрооборудования.
- 6. Состояние электрощитовых комнат.
- 7. Состояние электрических щитов.
- 8. Состояние электросети.
- II Порядок организации деятельности специалистов в области пожарной безопасности
- 2.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности
- 2.1.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности История профессии
- Места работы
- Обязанности инженера по пожарной безопасности
- Требования к инженеру по пожарной безопасности
- Образование
- Должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности
- I. Общие положения
- II. Должностные обязанности
- III. Права
- IV. Ответственность
- 2.2 Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
- III Проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности
- 3.1 Противопожарные инструктажи. Пожарно-технический минимум
- 3.1.1 Противопожарные инструктажи
- 3.1.2 Пожарно-технический минимум
- 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
- Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
- IV Нормативное и правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности
- 4.1 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность пожарной безопасности
- 4.1.1 Документы, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности
- 4.2 Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
- 4.2.1 Порядок ведения акта проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов
- Образец акта проверки пожарных кранов
- 4.2.2 Порядок ведения акта проверки гидранта на водоотдачу
- Образец акТа
- 4.3. Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
- 4.3.1 Разработка планов тушения пожаров
- Образец Плана тушения пожара
- Табель пожарного расчета
- Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), зато
- Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны
- Оперативно-тактическая характеристика здания n
- Наличие и характеристика установок пожаротушения
- Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве, и меры защиты личного состава
- Наличие ахов, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)
- Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
- Учет использования планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров
- 4.3.2 Разработка карточки тушения пожара
- Образец Карточки тушения пожара
- V Разработка и осуществление мер по пожарной безопасности
- 5.2.2 Оценка пожарного риска
- 5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
- Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
- Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
- Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
- 5.3 Организация проведения противопожарных тренировок
- 6.1.2 Порядок составления и выдачи наряд-допуска
- Форма наряда-допуска на производство работ повышенной опасности _______________________________________________________________________
- Наряд-допуск
- 6.2 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
- 6.2.1 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
- 6.2.2 Ответственность руководителя за нарушение требований пожарной безопасности
- VII Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
- 7.1 Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений, веществам и материалам
- Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений
- Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
- 7.2 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
- 7.2.1 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
- 7.2.2 Особенности подтверждения соответствия веществ, материалов и средств огнезащиты требованиям пожарной безопасности
- 7.3 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
- 7.3.1 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
- Формы документов
- VIII Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора)
- 8.1 Руководство по организации проведения проверок требованиям пожарной безопасности
- 8.1.1 Порядок организации проверки соблюдения правил пожарной безопасности
- 8.1.2 Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации
- IX Противопожарный и особый противопожарный режимы
- 9.1 Противопожарный режим на территории объекта
- 9.1.1 Нормативно-правовой акт, регламентирующий правилапротивопожарного режима в рф. Термины и определения
- 9.1.2 Общие обязанности руководителей организации в период противопожарного режима
- X Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
- 10.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
- 10.1.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
- Литература