Минимально необходимые количества отс для тушения пожаров внутри фюзеляжа.
#G0Категория | Òèï ÎÒÑ | ||
самолета по УТПЗ | Âîäà èëè раствор ÏÎ, êã | Углекислый ãàç, êã | |
1 | 2 | 3 | |
1 | 200 | 20 | |
2 | 200 | 20 | |
3 | 200 | 20 | |
4 | 600 | 90 | |
5 | 720 | 110 | |
6 | 1170 | 180 | |
7 | 1410 | 210 | |
8 | 2130 | 320 | |
9 | 2800 | 410 |
Примечание:
1. Представленные данные распространяется на все типы ВС, за исключением широкофюзеляжных самолетов.
2.Расчет количества ОТС, выполнен для случая, когда пожар происходит в отсеках ВС, суммарный объем которых не более половины общего объема фюзеляжа.
3. Расчет углекислого газа выполнен для случая тушения пожара при одной открытой входной двери.
Расчет средств тушения внутрифюзеляжных пожаров для конкретных типов самолетов и вертолетов рекомендуется производить, используя номограммы, представленные на рис. 2 и 3. Применение этих номограмм поясняется следующими примерами.
Пример. Определить потребное количество и производительность подачи распыленной воды для тушения пожара в помещении самолета объемом 75 м.
Из номограммы, представленной на рис 2, следует, что для заданного объема запас воды должен быть не менее 360 кг, и производительность подачи при времени тушения 60 с должна составлять 4,0 кг/с. Для того, чтобы потушить пожар за 40 с производительность должна быть 9,0 кг/с.
Если используется углекислый газ, то из номограммы, представленной на рис. 3 следует, что запас газа должен быть не менее 90 кг, а производительность его подачи составлять 1,4 кг/с при времени тушения 60 с или 2,2 кг/с при времени тушения 40 с.
Для тушения пожаров внутри фюзеляжа с использованием воды или раствора пенообразователя целесообразно использовать стволы типа РСК, позволяющие получать компактные или распыленные струи воды или раствора пенообразователя.
Рис.2. Номограмма расчета количества и производительности подачи
распыленной воды при тушении пожаров в отсеках воздушных судов:
- заданное время тушения
Рис.3. Номограмма расчета количества и производительности подачи
углекислого газа при тушении пожаров в отсеках воздушных судов:
- заданное время тушения
Давление при применении стволов РСК целесообразно устанавливать в пределах 3,5-4,5 кг/см. При таком давлении обеспечивается достаточная производительность подачи ОТС, необходимая дальность струи, имеется возможность одному человеку работать со стволом.
Испытания показали, что хороший эффект да¸т применение стволов пробойников для тушения пожара в недоступных или труднодоступных отсеках ВС. Подача воды в горящий отсек с помощью стволов-пробойников позволяет за 10-15с снизить температуру в отсеке до 60-70°, над¸жно локализовать пожар.
Для тушения пожаров внутри фюзеляжа углекислым газом в настоящее время целесообразно использовать:
- углекислотные огнетушители ОУ-80, которые должны быть на местах стоянки и технического обслуживания BC;
- углекислотный огнетушитель ОУ-400, который может быть отбуксирован пожарным автомобилем к месту ПА.
Применение указанных огнетушителей для тушения пожаров при внезапных авиапроисшествиях в большинстве случаев является практически невозможным, т.к. для их доставки требуется большое время. Поэтому в некоторых авиапредприятиях, на основе рационализаторских предложений, производится оборудование эксплуатируемых пожарных автомобилей, установками углекислотного тушения, которые собираются с использованием баллонов и узлов огнетушителей ОУ-400 и ОУ-80. Установки оснащены стволами-пробойниками и раструбами.
Кроме того, с 1990 г. планируется выпуск аэродромного пожарного автомобиля АА-60(7313)-160.01А, на котором смонтирована специальная установка газового тушения рассчитанная на 140 кг углекислого газа. Газ может подаваться через раструб или ствол-пробойник.
Перспективными средствами для тушения пожаров в отсеках ВС являются хладоны и комбинированные составы, представляющие собой смесь хладонов и углекислого газа. Результаты огневых испытаний показали, что хладоны примерно в 2 раза, а комбинированные составы в 1,5 раза эффективнее углекислого газа. Эти составы рекомендуется использовать для тушения пожаров внутри фюзеляжей гражданских ВС. В таблице 8 представлено количество хладонов 114Вè 12Bи комбинированных составов, необходимое для тушения пожара в отсеке объ¸мом до 100 м. При испытаниях установлено, что наиболее оптимальные соотношения компонентов комбинированных составов (по весу) равны: 15-30% хладона и 70-85% углекислого газа. Хорошие результаты да¸т и равное соотношение хладона и углекислого газа, однако дальнейшее увеличение доли хладона вед¸т к снижению огнетушащей эффективности комбинированного состава. Из данных таблицы 8 следует, что для тушения пожаров в отсеках ВС комбинированными составами потребное количество хладонов сравнительно невелико (не более 22 кг хладона 114Bи 37 кг хладона 12B). В настоящее время предпочтительно использовать комбинированный состав на основе хладона 114В.
Таблица 8.
- Рекомендации
- По тушению пожаров на воздушных судах на
- Аэродромах гражданской авиации
- Договор ¹ 80.123-1540
- 1. Общие положения
- 2. Особенности развития пожаров на воздушных судах на земле
- Пожары вс в разлитом авиатопливе
- Пожары внутри фюзеляжа.
- Пожары силовой установки
- Пожары органов приземления
- 3. Требования к аэродромным средствам тушения пожаров на воздушных судах
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-1, с.
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-2,с
- Размеры (минимальные) пенных полос
- 4. Общий порядок действий при тушении пожаров на воздушных судах и спасании пассажиров и экипажа
- Характерные случаи аварийной ситуации
- 5. Тушение пожара авиатоплива разлитого под воздушным судном
- 6. Тушение пожара внутри фюзеляжа
- Минимально необходимые количества отс для тушения пожаров внутри фюзеляжа.
- Количество хладонов и комбинированных составов для тушения пожаров в отсеках вс, кг
- 7. Тушение пожара силовой установки
- 8. Тушение пожаров органов приземления (извлечение)
- 9. Дымоудаление и вентиляция в салонах и отсеках воздушных судов
- Варианты вентиляции и дымоудаления в салонах (отсеках) самолетов га.
- 10. Действия пожарно-спасательных расчетов при аварийной посадке воздушного судна
- Типы и минимальные размеры пенных полос, наносимых на впп
- Минимально необходимое количество воды и пенообразователя для нанесения пенных полос, м
- Производительность подачи пены (по раствору) при покрытии впп л/с
- Остаточная толщина пенного слоя за заданное время, %
- 11. Меры безопасности при тушении пожаров на воздушных судах
- 12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов
- Оперативный план
- 2. Пожарная охрана аэропорта
- 3. Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара
- Примерные схемы
- Тактико-технические характеристики аэродромной пожарной техники и средств
- Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, рекомендованных для тушения пожаров на вс
- Тактико-технические характеристики устройства для покрытия впп пеной
- Тактико-технические характеристики пенообразователей, рекомендуемых для тушения пожаров на гражданских воздушных судах
- Тактико-технические характеристики порошка п-2ак
- Тактико-технические характеристики дыхательных
- Изолирующих аппаратов на сжатом воздухе,
- Рекомендованных для пожарно-спасательных
- Расчетов авиапредприятий га
- Тактико-технические и эксплуатационные характеристики передвижных огнетушителей, используемых на местах стоянок и технического обслуживания вс
- Технические характеристики учебно-тренировочного полигона в авиапредприятиях га.
- Рекомендации по выбору огнетушителей для мест стоянки и технического обслуживания воздушных судов.
- На местах стоянки вс