Население и административно-территориальное строение Республики Беларусь.
Ландшафт, почва и климат Республики Беларусь.
Структура площадей: сельскохозяйственные угодья, лес, болота.
Реки, озера, водохранилища.
Краткая характеристика развития промышленности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства.
Радиационная опасность.
Химическая опасность.
Пожарная опасность и опасность взрывов.
Биологическая опасность.
Гидродинамическая опасность.
Опасность природных явлений.
Экологическая опасность.
Студентам необходимо самостоятельно изучить данную тему в соответствии с приведенными учебными вопросами и подготовить реферат по одному из вопросов или тестовое задание для взаимоконтроля по двум вопросам по заданию преподавателя в установленный им срок.
Образец оформления тестового задания прилагается.
Литература.
-
Дорожко С.В., Ролевич И.В., Пустовит В.Т. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 ч. Ч. 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение. - Мн.: Дикта, 2009.
-
Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2003.
СУРС № 2.
Тема: ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
Учебные вопросы:
-
Транспортные аварии и катастрофы.
-
Дорожно-транспортные происшествия.
-
Железнодорожные аварии и катастрофы.
-
Аварии и катастрофы на воздушном транспорте.
-
Аварии и катастрофы на водном транспорте.
-
Аварии и катастрофы на подземном транспорте.
-
Аварии на трубопроводном транспорте.
-
Пожары и взрывы на объектах.
-
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах.
Студентам необходимо самостоятельно изучить данную тему в соответствии с приведенными учебными вопросами и подготовить реферат по одному из вопросов или тестовое задание для взаимоконтроля по двум вопросам по заданию преподавателя в установленный им срок.
Образец оформления тестового задания прилагается.
Литература.
-
Дорожко С.В., Ролевич И.В., Пустовит В.Т. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 ч. Ч. 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение. - Мн.: Дикта, 2009.
-
Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2003.
-
Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2004
СУРС № 3.
Тема: Воздействие облучения на живую ткань и органы человека.
Учебные вопросы:
-
Основные этапы облучения биологической ткани.
-
Воздействие облучения на молекулу воды.
-
Воздействие облучения на молекулу ДНК.
-
Воздействие облучения на молекулу белка.
-
Воздействие облучения на липиды.
-
Воздействие облучения на углеводы.
-
Воздействие облучения на соматическую клетку.
-
Действие ионизирующих излучений на клетки крови.
-
Чувствительность органов и систем человека к облучению.
-
Реакция органов и систем человека на облучение.
-
Острая лучевая болезнь.
-
Хроническая лучевая болезнь.
-
Локальные лучевые поражения.
-
Стохастические эффекты облучения малыми дозами.
Студентам необходимо самостоятельно изучить данную тему в соответствии с приведенными учебными вопросами и подготовить реферат по одному из вопросов или тестовое задание для взаимоконтроля по двум вопросам по заданию преподавателя в установленный им срок.
Образец оформления тестового задания прилагается.
Литература.
-
Дорожко С.В., Ролевич И.В., Пустовит В.Т. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3 ч. Ч. 3. Радиационная безопасность. - Мн.: Дикта, 2009.
-
Постник М.И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2003.
-
Мархоцкий Я.Л. Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.- Мн.: Выш. шк., 2004
Приложение
(ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ)
Петров П.П., гр. 832, Защита населения…., Задание 1
|
Выберите правильный ответ
-
В Европе Республика Беларусь расположена ……
a) на юге;
b) на севере;
c) в центре;
d) на востоке.
1.2. Вероятность ухудшения показателей качества природной среды представляет собой опасность ……………….
a) экологическую;
b) гидродинамическую;
c) биологическую;
d) химическую.
|
Правильные ответы:
1.1. – с; 1.2. – а.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
1. Не требуется |
|
|
|
|
|
|
|
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
На___________/__________учебный год
-
№№пп
Дополнения и изменения
Основания
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
Профсоюзного движения и гуманитарных дисциплин (протокол №__
От__________200_ г.
Заведующий кафедрой
___________ ________________ ________________
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
___________ ________________ ________________
- Учебная программа для специальностей:
- Пояснительная записка
- Содержание учебного материала
- Раздел 1. «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях»
- Тема 1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека
- Тема 1.2. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций
- Тема 1.3. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и реагирование на них
- Тема 1.4. Действия государственных структур и населения в чрезвычайных ситуациях
- Раздел 2. «Радиационная безопасность»
- Тема 2.1. Физическая природа и источники радиационной опасности
- Тема 2.2. Основы радиационной безопасности биологических систем Занятие 2.2.2. Биологическое действие и нормирование ионизирующих излучений
- Тема 2.3. Катастрофа на чернобыльской аэс и ее последствия для республики беларусь
- Тема 2.4. Мероприятия по защите населения от радиационного облучения
- Учебно-методическая карта
- Информационно-методическая часть
- Литература
- Дополнительная
- Тематика семинарских занятий
- Население и административно-территориальное строение Республики Беларусь.