logo search
УЧЕБНИК Пожарная техника

6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля

Проходимость — способность ПА двигаться по ухудшен­ным (заснеженным, мокрым) и плохим (разбитым, размокшим) до­рогам, бездорожью и преодолевать естественные (подъемы, спуски, ко­согоры) или искусственные препятствия без вспомогательных средств.

Маневренность — способность ПА поворачиваться (ма­неврировать) на минимальной площади.

Единого показателя, характеризующего проходимость и маневрен­ность ПА, не существует. Проходимость и маневренность ПА зависит от его геометрических размеров и опорно-тяговых свойств, а также от конструкции трансмиссии (дифференциала, коробки передач) и меха­низма поворота управляемых колес.

По проходимости АТС делятся на дорожные (обычной проходи­мости), повышенной и высокой проходимости.

К дорожным относят АТС, предназначенные для преимуществен­ного использования на дорогах с твердым покрытием. Обычно эти АТС являются неполноприводными (с колесной формулой 4х2);

6  2; 6  4 — первая цифра соответствует общему числу колес АТС, вторая — числу ведущих колес) с колесами дорожного рисунка шин и с простыми (неблокируемыми) дифференциалами.

Автомобильные транспортные средства повышенной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием, вне дорог и для преодоления естественных препятствий. Обычно эти АТС являются полноприводными (с колесной формулой — 44; 66 и т. д.), имеют тороидные или широкопрофильные (реже арочные) шины с системой регулирования давления воздуха. В трансмиссиях этих АТС часто применяют блокируемые дифференциалы.

Автомобильные транспортные средства высокой проходимости соз­даются для преимущественного использования вне дорог. Эти АТС име­ют полный привод ведущих колес и специальные шины (шины сверх- низкого давления, пневмокатки).

Различают профильную и опорно-тяговую проходимость. Профиль­ная проходимость характеризует способность АТС преодолевать неров­ности пути, препятствия и вписываться в дорожные габариты. Опор­ная проходимость — способность АТС двигаться по деформируемым грунтам.

Показатели профильной проходимости (рис. 6.13):

дорожный просвет h, м;

передний l1 задний l2 свесы, м;

передний 1 и задний 2 углы свеса (или угол 1 въезда и угол 2 съезда), град.;

радиусы продольной R1 и поперечной R2 проходимости, м;L

наибольший угол преодолеваемого подъема max;

наибольший угол преодолеваемого косогора ;

ширина преодолеваемого lр;

высота преодолеваемой вертикальной стенки (эскарпа).

Дорожный просвет h (расстояние от низшей точки автомобиля до опорной поверхности) определяет возможность движения ПА по мяг­кому грунту и через единичные препятствия (камни, пни, кочки и т. д.). Чем больше h, тем лучше проходимость ПА. У ПА повышенной и вы­сокой проходимости дорожный просвет h больше, чем у ПА на базе дорожных АТС. С увеличением грузоподъемности дорожный просвет h обычно увеличивается.

От свеса l1 и l2 зависит проходимость ПА при преодолении канав, кюветов. Чем меньше l1 и l2 , тем меньше вероятность «вывешивания» колес при преодолении препятствий.

Углы свеса 1 и 2 влияют на возможность преодоления ПА пре­пятствий с короткими подъемами и спусками. Чем больше 1 и 2 , тем больше крутизна коротких неровностей, через которые может пере­ехать ПА, не задевая за неровность при въезде и съезде.

Продольный радиус проходимости R1 равен радиусу сегментного препятствия (с хордой, равной базе L АТС), через которое ПА может переехать поперек, не задевая нижней точкой, расположенной в сред­ней части. Чем меньше тем выше проходимость ПА, т. е. способ­ность преодолевать местность с гребнистыми препятствиями (насыпи, бугры).

Поперечный радиус проходимости R2 равен радиусу сегментного препятствия (с хордой, равной базе в АТС), через которое ПА может переехать вдоль, не задевая нижней точкой, расположенной между колесами. Чем меньше R2 , тем лучше проходимость ПА при преодоле­нии насыпей и борозд вдоль.

На профильную проходимость длинномерных ПА (автолестниц, авто­подъемников) влияет соотношение между габаритными размерами:

длиной Lг, высотой Hг и шириной Вг. Соотношение между высотой Нг и длиной Lг определяет проходимость под мостами или эстакадами (рис.6.14). При определении проходимости ПА под мостом необходимо убедиться в обеспечении Hг < Н на всей габаритной длине Lг авто­мобиля, так как при вогнутой дороге и большой длине Lг возможная для проезда высота уменьшается (рис. 6.14).

Показатели опорно-тяговой проходимости:

максимальная сила тяги Рк max;

максимальный динамический фактор Dmax ;

коэффициент сцепления шин с дорогой ;

нагрузка на ведущие колеса (сцепной вес) Gв;

давление колес на дорогу р.

Для увеличения проходимости ПА необходимо увеличивать Dmax и (см. § 6.1). Сцепной вес ПА можно увеличить, если увеличить число ведущих колес (использовать полноприводное базовое шасси) или смес­тить центр масс ПА в сторону ведущего моста.

Основным показателем опорно-тяговой проходимости ПА по доро­гам с мягким покрытием является давление колес на дорогу

(6.69)

где Rn— нагрузка, воспринимаемая колесом, Н; Sn — площадь кон­такта колеса с дорогой, м2.

Давление р современных ПА изменяют от 50 кПа (0,5 кг/см.2) при движении по мягким грунтам до 300 кПа (3 кг/см2) при движении по дорогам с твердым покрытием. Лучшую проходимость имеют ПА с ре­гулируемым давлением воздуха в шинах. Обычно для улучшения про­ходимости ПА необходимо уменьшить давление, но при движении по не­которым грунтам наоборот увеличивать.

Уменьшение давления воздуха в шине влияет также на коэффи­циент сцепления φ (табл. 6.1). Увеличение коэффициента на мягких грунтах добиваются обычно уменьшением р, т. е. увеличением площа­ди контакта шины с грунтом. Увеличения коэффициента на дорогах с твердым основанием (например, асфальтобетонное шоссе, покры­тое грязью или неглубокие снежные заносы на дороге) добиваются уве­личением р.

Показатели маневренности (рис. 6.15):

минимальный радиус поворота наружного переднего колеса Rн,

ширина полосы движения А при повороте;

максимальный выход отдельных частей ПА за пределы траекторий движения наружного переднего и внутреннего заднего колес (расстоя­ния a и b).

Наиболее маневренны ПА со всеми управляемыми колесами. При буксировке прицепа маневренность ПА ухудшается, так как при пово­роте увеличивается ширина полосы движения А.

\

Подписи к рисункам