logo search
peredelanaya_MU_prakt_Obsch_k_tran

4. Железнодорожный транспорт.

Материальная база транспортных услуг на железнодорожном транспорте включает в себя следующие основные компоненты: железнодорожный путь, подвижной состав, станции, дистанции, депо и др.

Подвижной состав железнодорожного транспорта включает вагоны (для перевозки грузов или пассажиров), локомотивы (для передвижения вагонов) и моторные вагоны, совмещающие функции локомотива и вагона. Локомотивы и моторные вагоны называются тяговым подвижным составом, который в сцепке с вагонами образует поезд. Основной вариант магистрального поезда – группа вагонов с локомотивом в голове. В зависимости от вида первичного источника энергии современные локомотивы делятся на тепловые (тепловозы, мотовозы, паровозы, газотурбовозы) и электрические (электровозы).

Основными технико-эксплуатационными характеристиками грузового вагона являются: грузоподъемность, тара (собственная масса порожнего вагона), количество колесных пар (число осей), объем кузова, площадь пола, длина и другие линейные размеры вагона. Для сравнения различных конструкций вагонов используют производные (расчетные) показатели: удельный объем кузова (отношение объема кузова к грузоподъемности), коэффициент тары (отношение массы тары к грузоподъемности), удельная площадь пола (отношение площади пола к грузоподъемности), осевая нагрузка (отношение массы брутто вагона к числу осей), габарит вагона.

При этом железнодорожный транспорт имеет свои отличительные эксплуатационные особенности:

- высокая провозная и пропускная способность;

- регулярность перевозок и непрерывность действия по времени года, независимо от климатических и температурных воздействий;

- доминирующее положение (55 %) по грузообороту в стране;

- возможность доставки грузов по прямому варианту по подъездным железнодорожным путям крупных предприятий, складов и баз;

- возможность участия в смешанных перевозках по различным схемам;

Коэффициент использования грузоподъемности Кгр определя­ется отношением массы груза в вагоне Мгр (т) к его грузоподъ­емности q (т) :

Коэффициент вместимости Квм рассчитывают как частное от деления объема груза в вагоне Vгр3) на вместимость вагона