logo search
шпоры по БЖД

71. Контроль и управление в бжд и зос. Мониторинг и контроль опасностей ос.

Система наблюдения и оценки состояния опасностей, их

влияния на человека и природу весьма многообразна. Она

включает в себя следующие элементы:

— мониторинг окружающей среды (глобальный, государ-

ственный, региональный, локальный, фоновый);

— мониторинг источников опасностей (объектовый, аэро-

космический), контроль безопасности оборудования и про-

дукции, неразрушающий технический контроль:

— мониторинг здоровья работающих и населения (атте-

стация рабочих мест, контроль воздействия на человека опас-

ных факторов техносферы, таких, как вибрация, шум, ЭМП

и ЭМИ, радиация и др.).

Мониторинг окружающей среды — это система регу-

лярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды

обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий

по определению состояния окружающей среды и отслежи-

ванию динамики изменений в ее состоянии.

Основные задачи мониторинга можно определить сле-

дующим образом:

— систематические наблюдения за состоянием среды

и источниками, воздействующими на окружающую среду;

— оценка фактического состояния природной среды;

— прогноз состояния окружающей среды на будущее.

На совещании в Найроби (1974 г.) определены следу-ю-

щие задачи ГСМОС:

— организация расширенной системы предупреждения

об угрозе здоровью человека;

— оценка глобального загрязнения атмосферы и его влия-

ния на климат;

— оценка количества и распределения загрязнителей био-

сферы, особенно пищевых цепей;

— оценка критических проблем, возникающих в связи

с сельским хозяйством;

— оценка реакции наземных экосистем на загрязнение

окружающей среды;

— оценка загрязнения океана и его влияния на морские

экосистемы;

— создание и усовершенствование системы предупрежде-

ния о стихийных бедствиях в международном масштабе.

При этом были определены конечные цели ГСМОС:

— установление уровней выбросов загрязнителей в опреде-

ленной среде, их распределения в пространстве и времени;

— знание скоростей и величин потоков выбрасываемых

загрязнителей и вредных продуктов, их превращений;

— обеспечение сравнения методик пробоотбора и анали-

зов, принятых в различных странах, обмен опытом органи-

зации мониторинга;

— обеспечение информацией о загрязнителях в гло-

бальном и региональном масштабе для принятия решений

по управлению при борьбе с загрязнениями.

Государственный мониторинг окружающей среды (далее

экологический мониторинг). Он проводится в соответствии

с положением, утвержденным постановлением Правитель-

ства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг

атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объ-

ектов животного мира, состояния недр и других природных

зон (внутренние моря, о. Байкал, территориальные моря).

Региональный мониторинг. На территории крупных горо-

дов больших государств, например, таких, как Российская

Федерация, США, Канада и т.п. организуется региональный

мониторинг. Он не только является частью государствен-

ного мониторинга, но и решает задачи, специфические для

данной территории. Основная задача регионального монито-

ринга — это получение более полной и детальной информа-

ции о состоянии окружающей среды региона и воздействии

на нее техногенного фактора, что не представляется возмож-

ным сделать в рамках глобального и государственного мони-

торинга, так как в их программах нельзя учесть особенности

каждого региона.

Локальный мониторинг. При организации и проведении

локального мониторинга необходимо определить приори-

тетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения

в рамках глобального, государственного и регионального

мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источни-

ков загрязнения или от создаваемых производств.