6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
Сопротивление качению колеса с пневматической шиной по недеформируемой дороге возникает в основном за счет затрат энергии на деформацию шины, так как деформации дороги незначительны. Работа, затраченная на участке /—2 (рис. 6.4, а) на деформацию шины, больше, чем возвращенная на участке 2—3 (рис. 6.4, а) восстановления ее формы, так как часть энергии расходуется на внутреннее трение резины. Поэтому давление pz на участке /—2 больше, чем на участке 2—3, и равнодействующая нормальных реакций Rn, cмещенная относительно оси 0 (рис. 6.4, а) в сторону движения, препятствует качению колеса.
Сопротивление качению колеса с пневматической шиной по деформируемой дороге (пашня, песок, неуплотненный снег) возникает в основном за счет затрат энергии на деформацию грунта (образование колеи) и на преодоление сил трения между колесом и грунтом (рис. 6.4, б).
В теории движения АТС реакцию Rn принято проводить через ось колеса 0 перпендикулярно опорной поверхности, а сопротивление качению колеса учитывать за счет силы Рfn, направленной в сторону, противоположную движению колеса в плоскости дороги (рис. 6.4, в).
Сила сопротивления качению колес АТС является суммой сил сопротивления качению Рfn всех колес
(6.12)
где fn— коэффициент сопротивления качению n-го колеса; Rn — нормальная реакция опорной поверхности n-го колеса; п — число колес.
Коэффициент сопротивления fn у ведущих и ведомых колес отличается мало. Поэтому при расчетах движения ПА Pf можно вычислять по формуле (рис. 6.1)
, (6.13)
где α — угол продольного уклона дороги; f— коэффициент сопротивления качению колеса; g= 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения.
Коэффициент сопротивления качению f зависит в основном от типа и состояния дорожного покрытия, конструкции шин и давления воздуха в них. Для практических расчетов в интервалах скоростей до 80... 100 км/ч коэффициент f можно считать постоянной величиной, зависящей только от типа и состояния дорожного покрытия (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Тип дороги или покрытия | Состояние дороги или покрытия | Значение f |
Дорога с асфальто-бетонным покрытием | Сухая, в хорошем состоянии Сухая, в удовлетворительном состоянии | 0,015—0.018 0,018—0,020 |
Дорога с гравийным покрытием в хорошем состоянии | Сухая | 0,020—0,025 |
Булыжное шоссе | Сухое, в хорошем состоянии Сухое, с выбоинами | 0,025—0,030
0,035—0,050 |
Грунтовая дорога | Сухая, укатанная Влажная (после дождя) В период распутицы | 0,025—0,035 0.050-0,15 0,10—0,25 |
Песок | Сухой Сырой | 0,10—0,30 0,060—0,150 |
Суглинистая и глинистая целина | Сухая В пластическом состоянии В текучем состоянии | 0,040—0,060 0,100—0,200 0,20—0,30 |
Обледенелая дорога или лед | — | 0,015—0,03 |
Укатанная снежная дорога | — | 0,03—0,05 |
При скоростях движения ПА, больших 80...100 км/ч, необходимо учитывать увеличение f.
Коэффициент уменьшается с увеличением размера (и соответственно грузоподъемности) шины. Увеличение нагрузки на колесо сверх номинальной приводит к увеличению f . Например, при превышении нагрузки на колесо на 20 % сверх номинальной f увеличивается на 4 %.
На дорогах с твердым покрытием f уменьшается при увеличении давления воздуха в шинах, меньшие f имеют шины с мелким рисунком протектора.
Мощность Nf (кВт), необходимая для преодоления сил сопротивления качению колес АТС, определяется по формуле
, (6.14)
здесь υ в м/с2; G в кг; g в м/с2.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Глава 1. Боевая одежда пожарных. Оборудование для выполнения
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па……………………...
- Раздел 3. Основные и специальные пожарные автомобили………
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения………...
- Глава 9. Основные па целевого применения…………………………….
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили
- Раздел 4. Техническая служба в гпс…………………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- Краткий очерк развития пожарной техники
- Пожарные автомобили. Определение и классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- Теплоотражательные и теплоизоляционные костюмы
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- Пожарные автомобили порошкового тушения
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата