logo search
УЧЕБНИК Пожарная техника

8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)

АНР принципиально отличаются от АЦ тем, что на них не имеется цистерны с водой. Поэтому они могут подавать воду на очаг пожара или из открытого водоема или от водопроводной сети. Подачу на очаг пожара воздушно-механической пены возможно производить с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней емкости.

Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.

Наиболее распространенным является АНР-40(130) м.127 (рис.8.14). Он обустроен цельнометаллической кабиной на 9 мест, цельнометаллическим кузовом, пожарным оборудованием. Особенность компоновки состоит в том, что пожарный насос ПН-40УА расположен в кабине боевого расчета. привод к нему осуществляется от КОМ, установленной на коробке передач через короткий карданный вал (рис.8.15). На этом же рисунке изображена схема дополнительного охлаждения двигателя и коробки передач.

От линии дополнительного охлаждения двигателя и коробки передач имеются ответвления 7 и 8 для орошения топливного бака. Система орошения включается вентилем 5. Змеевик теплообменника двигателя последовательно соединен с аналогичным змеевиком __ коробки передач и соединен трубопроводами 1 и 2 с всасывающей и напорной полостями насоса. Вода из двигателя через корпус теплообменника поступает в радиатор, омывает змеевик и охлаждается водой, циркулирующей по трубопроводу из насоса. Система охлаждения обеспечивает непрерывную работу двигателя при номинальном режиме и температуре окружающего воздуха ±350С в течение 6-и часов.

В отличие от АЦ пенобак размещен под полом АНР. В поперечном сечении он имеет форму сегмента (рис.8.16). Пенобак изготовлен из нержавеющей стали. В задней части расположена горловина 4 для заполнения его пенообразователем. Она выведена на крышу кузова и имеет трубку 3 для выхода воздуха при заполнении бака. На переднюю стенку бака выведен патрубок 2 для соединения с трубопроводом, ведущим к пеносмесителю. В нижней части бака имеется отстойник 5 и заглушка 6. В зимнее время пенобак обогревается выхлопными газами.

Схема водопенных коммуникаций имеет ряд особенностей. Ее принципиальная схема показана на рис.8.17. Так как насос размещен в средней части машины, то напорные патрубки 7 выведены на оба борта (см. рис.8.14). Вакуумметр 10 установлен на щитке приборов у водителя автомобиля. Трубопровод 4 для забора пенообразователя из посторонней емкости выведен на левую сторону автомобиля (см. рис.8.14). Всасывающий патрубок выведен вперед и расположен на переднем бампере. Это позволяет устанавливать автонасос на водоем без предварительного маневрирования.

Кузов автомобиля цельнометаллический, имеет восемь закрытых отсеков. В них расположено и закреплено пожарно-техническое оборудование.

В средней части кузова установлены съемные стойки с роликами. Между стойками укладываются «змейкой» пожарные напорные рукава. При боевом развертывании рукава выкладываются на ходу в одну или две линии.

Для удобства укладки рукавов ящик изготовлен съемным, съемные также и боковые шторки в передних боковых отсеках кузова.

В задней части АНР на специальных кронштейнах установлена специальная катушка (поз.6 на рис.8.14), предназначенная для укладки, транспортировки и механизированной прокладки напорных рукавных линий. На шпульку катушки может быть намотано 100-120 м напорных рукавов диаметром соответственно 77 и 66 мм.

Рукавная катушка снимается и устанавливается на автомобиле вручную двумя бойцами. При прокладке рукавной линии катушка перекатывается на двух колесах с пневматическими шинами. Шпулька с рукавами вращается в двух радиально-сферических шариковых подшипниках и имеет фиксатор, препятствующий ее произвольному вращению.

На АНР полностью сохранено электрооборудование базового шасси. Кроме того, дополнительно установлены светопроблесковые маяки синего цвета, фары-прожекторы (боковая и задняя) для освещения места работы на пожаре. Для освещения кабины боевого расчета и отсеков кузовов установлены плафоны. На щитке приборов в кабинет водителя установлены выключатели плафонов кузова, подсветки вакуум-клапана, фары прожектора, фары задней, электропроблесковых маяков. Автомобиль оборудован сигнализацией открывания дверей кузова.

Разработаны и выпускаются промышленностью другие модели АНР; на различных шасси. Один из них показан на рис.8.18. Их отличают конструкции кузовов, использование штор для закрытия отсеков. Принципиальные схемы водопенных коммуникаций идентичны во всех типах АНР.

Все АНР укомплектованы воздушно-пенными стволами, стволами РС-70 и СРК-50, генераторами пены (ГПС-600) и комплектом ручных лестниц.

Тактико-технические характеристики современных АНР приводятся в табл.8.1.

Таблица 8.1

Наименование показателя

Раз-

мер-

ность

Модель автомобиля

АНР-40

(130)127А

АНР-40

(433360)

АНР-40

(433112)

Шасси

Колесная формула

Мощность двигателя

Максимальная скорость

Число мест боевого расчета

Подача насоса

Количество рукавов

- диаметром 51 мм

- диаметром 66 мм

  • диаметром 77 мм

Полная масса

-

-

кВт

км/ч

чел

л/с

м/шт.

м/шт.

м/шт.

кг

ЗИЛ-43410

4х2,1

110

90

9

40

160/8

40/2

180/9

8200

ЗИЛ-433360

4х2,2

110

90

9

40

1080/54

-

200/14

11000

ЗИЛ-43312

4х2

110

80

10

40

-

-

1400/70

12500

Достаточно высокие ходовые качества, большой запас напорных рукавов и необходимый запас ПТВ, а также возможность прокладывать рукавные линии на ходу машины позволяют успешно тушить пожары.