8.3. Работа на пожарных автомобилях
Своевременное прибытие по вызову на пожар и включение в работу пожарных насосов, механизмов и агрегатов основных и специальных ПА зависит от многих факторов. Наиболее важные из них удельная мощность двигателя, техническое состояние ПА, дорожная обстановка на пути следования на пожар, наличие водоисточников и пути подъезда к ним. Большую роль играет и профессиональный уровень квалификации водителя и начальника караула.
В ГПС накоплен громадный опыт по вопросам определенной последовательности управления агрегатами и механизмами. Ее строгое выполнение также способствует более совершенному использованию пожарных машин.
На всех пожарных автомобилях выполняются различные боевые действия. Рациональное их выполнение требует по прибытию на пожар, правильной их установки. При этом должно быть исключено воздействие на пожарный автомобиль тепловых потоков, не требовалась бы перестановка его на другое место. На автоцистернах и на насосно-рукавных автомобилях для выполнения боевых действий выполняются ряд работ: подача воды из цистерны, из открытого водоема, от водопроводной сети, перекачка воды на большие расстояния, подача воздушно-механической пены лафетными стволами, забор воды из открытых водоисточников при помощи гидроэлеватора.
Пожарные АЦ по прибытию к месту пожара устанавливают как можно ближе к очагу горения. Подача огнетушащих средств в стволы по решению руководителя тушения пожара осуществляется водой из цистерны и пенобаков, вывозимых на АЦ, или из других водоисточников. Подача воды и пены может производиться стационарным лафетным стволом или ручными стволами.
У АЦ, подготавливаемых к забору воды должны быть плотно закрыты заглушки на всасывающих патрубках, все вентили или клапаны, сливные краники.
Насосно-рукавные автомобили устанавливаются на водоисточник – пожарный гидрант или открытый водоем.
Установка пожарного автомобиля на открытый водоем зависит от расположения в нем пожарного насоса. При среднем его расположении с выводом всасывающих патрубков в передней части автомобиля подъезд к водоисточнику осуществляется передним ходом. При расположении насоса в корме автомобиля – задним ходом. В обоих случаях необходимо выбирать удобное для подъезда место.
Большое значение для работы насоса имеет высота всасывания и условия прокладки всасывающих рукавов. Необходимо выбрать такое место, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, а условия прокладки всасывающих рукавов исключали их резкие перегибы.
При установке ПА на гидрант следует его устанавливать так, чтобы можно было свободно проложить напорно-всасывающий и напорные рукава.
При установке ПА для работы следует: убедиться, что рычаг коробки передач занимает нейтральное положение; ПА с работающим двигателем установить на ручной тормоз; выключить сцепление и включить коробку отбора мощности.
Такая последовательность действий должна соблюдаться при эксплуатации ПА на базовых шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и др.
На пожарных автомобилях с базовыми шасси ГАЗ-66 после включения коробки отбора мощности необходимо включить четвертую передачу коробки скоростей основной трансмиссии.
На ПА повышенной проходимости перед включением коробки отбора мощности рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение. При этом передний и задний мосты будут отключены от двигателя.
После включения коробки отбора мощности следует плавно включить сцепление. При этом крутящий момент от двигателя будет передаваться на вал насоса. Пожарные насосы не рекомендуется длительное время использовать без воды. Поэтому следует снизить частоту вращения вала двигателя до 800…1000 об/мин и быстро выключить сцепление рычагом в насосном отделении. Продолжительная работа выжимного подшипника сцепления в выключенном положении сцепления недопустима. Поэтому следует быстро заполнить водой пожарный насос и включить сцепление.
Заполнение насоса водой перед подачей ее в рукавную линию можно осуществлять различными способами. Для обеспечения заполнения насоса водой необходимо, чтобы плотно была завернута заглушка на всасывающем трубопроводе. Закрыты все вентили, клапаны и краники в водопенных коммуникациях.
Подача воды из цистерны. По прибытии ПА на пожар необходимо подать первый ствол. Это сокращает время боевого развертывания, позволяет быстро начать тушение пожара. Основная задача водителя при этом заключается в заполнении насоса водой и подаче ее в напорную линию со стволом.
Последовательность выполнения работ рассмотрим на примере фрагмента (рис.8.19) водопенных коммуникаций.
Для подачи первого ствола необходимо:
присоединить рукавную линию 4 стволом к напорному патрубку с напорной задвижкой 3;
открыть вакуумный клапан 5 для выхода воздуха из центробежного насоса при его заполнении водой;
включить подсвет вакуумного клапана;
открыть задвижку 8 на трубопроводе, соединяющем цистерну 7 со всасывающим патрубком 1 насоса 2;
через смотровой глазок вакуумного клапана следить за заполнением насоса водой;
при появлении воды в вакуумном клапане – закрыть его.
После заполнения насоса водой следует:
включить сцепление рычагом из насосного отделения (при среднем расположении насоса педалью сцепления, расположенной в кабине водителя);
создав насосом заданный напор, открыть задвижку 3 на напорном трубопроводе;
поддерживать требуемый напор изменением частоты вращения вала двигателя.
При заборе воды из цистерны на АЦ с насосом ПЦНН и ПЦНВ перед пуском насосов следует закрыть вакуумный кран, а вакуумный насос вручную отключить от пожарного насоса. При этом рукоятка дозатора должна находиться в положении «Закр».
Подача воды пожарным насосом из открытого водоема. Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоисточников производится в ряде случаев. Это имеет место в населенных пунктах со слабо развитой сетью водоснабжения, в сельской местности, а также в случаях, когда для тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении горящей нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду обычно подают из открытых естественных или искусственных водоемов.
Подготовка к подаче воды производится в такой последовательности (рис.8.20):
извлекают из пеналов всасывающие рукава, соединяют их друг с другом и подсоединяют всасывающую сетку;
снимают заглушку со всасывающего рукава 1 и подсоединяют к нему всасывающие рукава 9 с сеткой;
опускают всасывающие рукава в водоем; при этом глубина всасывания Нs не должна превышать 7,5 м, а глубина погружения всасывающей сетки должна быть больше 300 мм;
открыть вакуумный кран 5;
включить газоструйный вакуумаппарат и плавно увеличивать частоту вращения вала двигателя;
при появлении в вакуумном клапане воды закрыть его и выключить газоструйный вакуумный аппарат;
включить сцепление и плавно увеличивать частоту вращения вала насоса;
создав требуемый напор, плавно открыть напорную задвижку 3, вода поступит в рукавную линию 4.
При наличии на АЦ дополнительной системы охлаждения необходимо в летнее время включать ее в работу, открыв оба краника на пожарном насосе.
При работе пожарных насосов с открытых водоемов возможны отказы в заборе воды. Основными их причинами являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при включении газоструйного вакуумного аппарата; преждевременное, до закрытия вакуумного аппарата, снижение частоты вращения вала двигателя; большая частота вращения вала насоса и развиваемый напор при открытии напорных задвижек.
При отказе в работе вакуумного аппарата заполнение пожарного насоса можно осуществить двумя разными способами: заливкой полостей пожарного насоса и всасывающих рукавов водой из цистерны и кольцевание автоцистерны с пожарным насосом.
При первом способе поступают как при заборе воды из цистерны (см. рис. 8.19).
При втором способе необходимо соединить всасывающие и напорные рукава с насосом; включить сцепление; открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны (поз. 6 и 8 на рис.8.19), установить частоту вращения вала насоса, равную 2000…2500 об/мин и, плавно закрывая вентиль из цистерны (поз. 8 на рис.8.19), установить необходимое разрежение по вакуумметру.
После заполнения всасывающего рукава и пожарного насоса водой и отключения стрелки манометра закрыть вентили из цистерны и в цистерну и установить заданное давление на насосе.
Более простым является забор воды из открытых водоисточников насосами НЦНН и НЦНВ. После подсоединения к насосу всасывающих и напорных рукавов необходимо открыть вакуумный кран, вручную включить вакуумный насос, включить привод пожарного насоса. При этом одновременно автоматически включится вакуумная система и, установив частоту вращения вала насоса 2300…2600 об/мин, следить за показаниями мановакуумметра и манометра. При появлении избыточного давления в течение 30…40 с на выходе насоса более 0,39 МПа (40 м.вод.ст.) вакуумный насос автоматически отключится. Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают необходимый напор на насос.
Если при работе вакуумного насоса в течение 30…40 с и оборотах 2300…2600 об/мин не произойдет забора воды, что следует проверить:
закрыт ли вакуумный кран, должен быть открыт;
закрыты ли сливные краны на насосе;
надежность соединения всасывающих рукавов и глубину погружения всасывающей сетки;
наличие масла в масляном баке.
После проверок повторить забор воды.
При открытом вакуумном кране система забора воды автоматически сработает, если произойдет обрыв столба воды.
Подача воды от водопроводной сети. Подача воды от водопроводной сети самый распространенный способ при тушении пожаров в городах, промышленных предприятиях и т.д. В этих случаях АЦ или НРА следует устанавливать всасывающими патрубками как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.
Для забора воды от водопроводной сети необходимо собрать напорно-всасывающую линию, как показано на рис.8.21. затем следует:
открыть вакуумный клапан 5 для выпуска воды из насоса;
заполнить водой насос;
закрыть вакуумный клапан 5;
включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть напорную задвижку 3 и вода поступит в рукавную линию 4.
При подаче воды в насос ПЦНН 40/100 от водопроводной сети вакуумный кран должен быть закрытым. В противном случае полость вакуумного затвора, масляного бака и вакуумного насоса будут заполняться водой. При поступлении воды в насос воздух из него будет выдавливаться по рукавной напорной линии.
Подача воздушно-механической пены. Воздушно-механическая пена применяется для тушения легковоспламеняющихся жидкостей.
Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность выполнения работы по схеме рис.8.22.
К напорному патрубку с задвижкой 3 подсоединяют рукавную линию 4 с ГПС, а затем следует:
открыть вакуумный кран или приоткрыть задвижку 3 для выхода воздуха из насоса;
открыть задвижку 8 на трубопроводе из цистерны в насос;
заполнить насос водой, включить его в работу и создать напор 70…80 м.вод.ст.;
установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя 9 на деление шкалы, соответствующее подаче присоединенных ГПС;
открыть пробковый кран на пеносмесителе 9 и кран 12 от пенобака 14 к пеносмесителю 9;
поддерживать режим работы таким, чтобы у ГПС напор был не менее 40…60 м.вод.ст.
Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или водопроводной сети. В этом случае выполняются все операции по заполнению насоса водой из открытого водоисточника или водопровода.
При работе от пожарной колонки, установленной на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке не должен превышать 25 м.вод.ст. Регулирование его производят при работающем насосе и открытых задвижках 3 изменением установки вентилей пожарной колонки.
Для подачи к ГПС выполняют операции, как было указано выше.
Подача пенообразователя к пеносмесителю от посторонней емкости. Запас пенообразователя в пенобаках невелик, поэтому при тушении пожаров возникает необходимость использовать его из посторонних источников. Ими могут быть бочки с пенообразователем.
Для подачи в систему пенообразователя необходимо снять колпачок со штуцера 11 и подсоединить к нему шланг. Второй его конец опускают в емкость с пенообразователем.
Для работы системы выполняются все операции, изложенные ранее.
Работа стационарным лафетным стволом. Подача воды или пены стационарным лафетным стволом 15 может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при установке его на боевой позиции. Управление лафетным стволом может осуществляться или вручную или с помощью пневматического или гидравлического привода (при их наличии).
Подача воды или пены стационарным лафетным стволом на ходу производится на первой или второй передаче коробки скоростей основной трансмиссии.
Подготовка к подаче пенообразователя к лафетному стволу производится также, как и его подача к ГПС. Для подвода пенообразователя к лафетному стволу необходимо открыть вентиль 12.
Промывка системы подачи пенообразователя. После тушения пожара пеной система подачи пены, насос, стволы и пеногенераторы необходимо промыть водой. Вода удалит остатки пенообразователя с поверхностей деталей системы. В противном случае, будут коррозировать металлические поверхности деталей. Кроме того, остатки пенообразователя в пеносмесителе будут кристаллизоваться, образуя отложения, которые могут приводить к отказу в его работе.
В случае, когда на АЦ имеется промывочный трубопровод от цистерны, то необходимо открыть вентиль 13. При рабочем насосе вода из цистерны поступит к вентилю 13 (показано стрелкой), а затем в систему подачи пены, как и при подаче пенообразователя.
После подачи пены лафетным стволом промывка осуществляется при открытой задвижке 16, а при подаче к ГПС – открытой напорной задвижке 3.
Особенности подачи пенообразователя насосом ПЦНН-40/100. При пенном тушении пожара подача водного раствора пенообразователя к пеногенераторам может производиться при ручном и автоматическом дозировании.
При ручном дозировании подача пенообразователя к насосу, а его водного раствора к пеногенераторам производится, как было описано выше.
Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают необходимое давление на выходе насоса. При этом перепад давления на эжекторе должен находится в пределах от 0,49 МПа (50 м вод.ст) до 0,98 МПа (100 м вод.ст). Количество включаемых пеногенераторов и концентрация раствора пенообразователя устанавливаются на шкалах дозатора 3х и 6х.
При автоматическом дозировании подачи раствора пенообразователя выполняется ряд дополнительных операций.
Необходимо установить переключатель электронного блока в требуемое положение в зависимости от типа и концентрации раствора. Затем выполняются операции:
переводится рукоятка крана эжектора в положение «Откр»;
соответствующими органами управления водопенных коммуникаций (см.рис.8.22) подают пенообразователь из пенобака в насос;
включают автоматическую систему дозирования (при этом загорается индикатор «АСД ПИТАНИЕ».
Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают требуемое давление на выходе из насоса.
Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора организуется в трех случаях, когда:
уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;
водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;
толщина слоя воды в водоеме 5…10 см.
Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из подвалов, из различных объектов на пожарах.
Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемым по различным схемам.
Схема, при которой в рукавную линию 1 подается небольшое количество воды представлена на рис.8.23. Для подачи воды необходимо:
выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;
выключить сцепление рычагом из насосного отсека;
открыть напорную задвижку «а» на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;
открыть задвижку «б» на трубопроводе из цистерны;
включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса до 2000 об/мин;
при начале поступления воды из напорного рукава 3 в цистерну 2 открыть задвижку «б» на напорном коллекторе насоса (к стволу в напорной линии 1);
установить напор на насосе в пределах 70…80 м.
При работе необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Он регулируется задвижкой на напорном коллекторе насоса и частотой вращения вала насоса.
В случае, когда необходимо подавать воду через два ствола (расход до 10 л/с) к всасывающему патрубку насоса подсоединяют водосборник. На один его патрубок устанавливают заглушку, а шарнирным клапаном перекрывают патрубок, к которому будет соединяться напорный рукав от гидроэлеватора.
Запуск насоса осуществляют, как указано выше, но вакуумный кран должен быть открыт для выхода воздуха. После запуска такой системы следует закрыть задвижку из цистерны и затем подать воду к стволам.
При подаче воды в количестве 20…20 л/с используются два гидроэлеватора, включенные параллельно (рис.8.24). Включают гидроэлеваторы поочередно: сначала один, затем другой.
При уборке воды из помещений гидроэлеваторная система может работать от гидранта, рабочую и эжектируемую воду сливают в канализацию.
При эксплуатации гидроэлеваторных систем возможен срыв работы систем, уменьшение расхода эжектируемой воды. Наиболее распространенными причинами этого являются заломы рукавных линий, быстрое открытие задвижки подачи воды в рукавную линию, недостаточный напор на насосе. Возможно также засорение всасывающей сетки эжектора, превышение подаваемой воды на пожар над эжектируемым расходом.
Перекачка воды автоцистернами и насосно- рукавными автомобилями.
В районах с большими расстояниями до водоисточников или при неисправных пожарных водопроводных системах возникает необходимость подавать воду по рукавным линиям. В этом случае потери напора в них могут превышать энергетические возможности двигателя и пожарного насоса АЦ или НРА. Поэтому становиться необходимым использовать АЦ или НРА как перекачивающие станции.
Перекачка воды может осуществляться двумя способами. По первому из них вода из насоса одной АЦ подается в насос второй, как показано на рис.2.25,а. По второму способу каждая из последующих АЦ используется как промежуточная емкость, то есть вода подается в цистерну (рис.2.25,б).
Первый способ является более сложным. При его применении необходимо согласовывать работу насосов обоих АЦ. Кроме того, требуется поддерживать избыточное давление (не менее 100 кПа) перед последующим насосом. Если эти условия не соблюдаются, то не исключается срыв работы системы.
Второй способ не требует какого-либо согласования режимов работы насосов. Контроль за работой системы осуществляется по уровню воды в цистерне, заполняемой водой. Этот способ и более экономичен, так как нет необходимости ограничивать давление перед цистерной. Поэтому расстояние между АЦ может быть большим, чем в первом случае.
В обоих методах перекачку воды можно осуществлять по двум параллельным рукавным линиям. В этом случае расстояние между АЦ может значительно увеличиваться, особенно при использовании первого способа.
После прокладки рукавных линий возможно большего диаметра по первому способу (для уменьшения гидравлических сопротивлений по их длине) включение в работу системы выполняют в такой последовательности.
Включают пожарный насос АЦ у водоисточника и подают воду во второй насос. Последний должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено.
При поступлении воды ко второму пожарному насосу включить его сцеплением и плавно открыть задвижки напорных патрубков. Требуемый напор у насоса регулируется изменением частоты вращения вала пожарного насоса.
При перекачке воды по второму способу пожарный насос второго пожарного автомобиля включают после заполнения цистерны водой.
Уровень воды в цистерне регулируется увеличением подачи первого или уменьшением подачи второго насоса. Это осуществляется изменением частоты вращения валов пожарных насосов.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Глава 1. Боевая одежда пожарных. Оборудование для выполнения
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па……………………...
- Раздел 3. Основные и специальные пожарные автомобили………
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения………...
- Глава 9. Основные па целевого применения…………………………….
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили
- Раздел 4. Техническая служба в гпс…………………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- Краткий очерк развития пожарной техники
- Пожарные автомобили. Определение и классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- Теплоотражательные и теплоизоляционные костюмы
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- Пожарные автомобили порошкового тушения
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата