logo search
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Рекомендации по тушению пожаров на ВС на аэродромах ГА

12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов

1. Проблема повышения эффективности пожарно-спасательных работ при авиапроисшествиях на аэродромах гражданской авиации не может быть решена без постоянного повышения профессионального мастерства личного состава ПСР. Значимость этого подтверждается анализом опыта проведения аварийно-спасательных работ, результатами учений, специальных огневых испытаний и опытных проверок. Уровень профессиональной подготовки считается одним из решающих факторов успешного тушения пожаров на ВС, эвакуации людей и оказания им неотложной помощи.

В гражданской авиации СССР разработана система профессиональной подготовки и обучения должностных лиц и личного состава подразделений пожарной охраны авиапредприятий. В настоящем разделе представлены рекомендации, которыми целесообразно руководствоваться при организации обучения пожарно-спасательных расч¸тов на базе авиапредприятий. Рекомендации касаются той важнейшей части подготовки личного состава, которая направлена на повышение профессионального уровня личного состава при действиях по тушению пожара на ВС и спасанию терпящих бедствие. Вопросы подготовки в части организации и несения боевого дежурства, технической эксплуатации средств пожаротушения, физической подготовки в ниже изложенном материале не рассматриваются.

2. Задачами подготовки и обучения личного состава ПСР являются:

- отработка практических навыков у личного состава по грамотным и инициативным действиям при возникновении пожара на ВС;

- развитие психологической и физической готовности личного состава ПСР, необходимой для работы в экстремальных условиях пожара на ВС;

- отработка взаимодействия личного состава ПСР.

Подготовка личного состава включает теоретическое и практическое обучение.

3. В программу теоретического обучения целесообразно включить изучение:

- нормативных, инструктивных и методических документов, регламентирующих организацию и действия ПСР при тушении пожаров на ВС;

- функциональных обязанностей личного состава при действиях в случае возникновения авиапроисшествия (начиная с момента получения сигнала "Тревога" или "Готовность" до окончания аварийно-спасательных работ);

- основ конструкции и тактико-технических характеристик самол¸тов и вертол¸тов, совершающих пол¸ты на данном аэродроме, обращая особое внимание на компоновку салонов и отсеков ВС, устройство выходов, размещение и правила приведения в действие бортового аварийно-спасательного оборудования;

- особенностей развития и тушения пожаров на ВС, подч¸ркивая особую опасность таких пожаров для пассажиров и экипажа;

- средств пожаротушения, пожарно-технического оборудования и снаряжения, имеющихся на вооружении ПСР, их тактико-технических возможностей;

- систему связи и оповещения при авиапроисшествии на аэродроме;

- при¸мов тушения пожаров на ВС;

- при¸мов (с демонстрацией) оказания помощи пострадавшим;

- мер безопасности при тушении пожара и спасательных работах на ВС.

4. Практическое обучение является важнейшей частью подготовки личного состава ПСР, при которой достигаются конечные цели подготовки. Практическое обучение включает систему упражнений, начиная с простых и заканчивая комплексным учением в условиях максимально приближенных к реальному авиапроисшествию. В программе подготовки целесообразно предусмотреть занятия:

- на самол¸тах и вертол¸тах, эксплуатирующихся в авиапредприятии;

- на аэродромных пожарных автомобилях и других средствах пожаротушения;

- на учебно-тренировочном полигоне (площадке) по отработке при¸мов тушения пожаров и спасания.

Занятия на самол¸тах и вертол¸тах включают:

- ознакомление с компоновкой ВС, устройством и работой дверей и люков, составом и размещением аварийно-спасательного и противопожарного оборудования;

- упражнения по вскрытию (изнутри и снаружи) дверей и люков, включая и грузовые отсеки на конкретных типах ВС.

Занятия на аэродромных пожарных автомобилях и других средствах пожаротушения, включают упражнения по отработке:

- посадки экипажа в ПА и выезда из пожарного депо;

- движения автомобилей к месту предполагаемого авиапроисшествия (при различных вариантах расположения места АП на аэродроме);

- подачи огнетушащих составов из лафетных стволов на месте условного АП (при ручном и дистанционном управлении стволами);

- разв¸ртывания рукавных линий от ПА и подачи огнетушащих составов из ручных пожарных стволов и генераторов пены средней кратности;

- при¸мов надевания защитной одежды и снаряжения, включая дыхательные аппараты;

- приведение в действие переносных (возимых) средств тушения, имеющихся на ПА, пожарно-технического вооружения и инструмента, например пилы для вскрытия фюзеляжа, лестницы;

- ведения радиосвязи между пожарными автомобилями и абонентами, определ¸нными в схеме оповещения и связи.

Занятия на аэродромных ПА после выполнения отдельных упражнений должны заканчиваться комплексными упражнениями по разв¸ртыванию пожарных автомобилей на месте условного происшествия.

Начало упражнения - объявление сигнала "Тревога".

Окончание упражнения - подача пены из лафетного ствола в условный очаг пожара (1-ый вариант);

- подача пены из ручного ствола в условный очаг пожара (2-ой вариант);

- приведение в действие переносного (передвижного) средства тушения или пожарно-технического оборудования ПА на условном месте АП-(3-ий вариант).

Условное место авиапроисшествия выбирается в районе наиболее удал¸нного конца ВПП.

Упражнения необходимо отрабатывать в светлое и т¸мное время суток, зимой и летом, в хороших и сложных погодных условиях. Подготовка личного состава ПСР на учебно-тренировочном полигоне (площадке) должна включать отработку следующих упражнений:

- тушение пожаров авиатоплива разлитого на площадках с помощью лафетных и ручных стволов, УТПС;

- тушение модельных пожаров в салоне самол¸та-тренаж¸ра;

- тушение пожара на двигателе (макете двигателя) самол¸та;

- тушение пожара на шасси;

- тушение истекающего авиатоплива;

- проникновение в салон самол¸та-тренаж¸ра через основные и аварийные выходы (салон задымл¸н и салон не задымлен);

- эвакуация манекенов из салона самол¸та-тренаж¸ра (салон задымл¸н и салон не задымл¸н);

- проветривание задымл¸нных салонов;

- проникновение в багажно-грузовой отсек самол¸та-тренаж¸ра (отсек задымл¸н и отсек не задымл¸н);

- разборка груза в багажно-грузовом отсеке;

- подача огнетушащих составов в багажно-грузовой отсек;

- резка элементов обшивки фюзеляжа;

- отработка приемов работы пожарным механизированным инструментом (например, стволами-пробойниками) на фрагментах обшивки фюзеляжа;

- покрытие выбранного участка поверхности слоем огнетушащей пены.

Практическая подготовка ПСР заканчивается комплексным учением.

Начало учения:

- объявление сигнала "Тревога" личному составу ПСР.

Основные этапы учения:

- разв¸ртывание ПА на полигоне;

- тушение условного пожара лафетными стволами (или УТПС);

- прокладка рукавных линий и тушение условного пожара в районе фюзеляжа;

- проникновение личного состава на борт самол¸та-тренаж¸ра (в дыхательных аппаратах);

- тушение условного пожара в салоне самол¸та-тренаж¸ра;

- эвакуация манекенов из салона самол¸та-тренаж¸ра.

Окончание учения:

- эвакуация последнего манекена из самол¸та-тренажера.

5. Материальное обеспечение процесса подготовки включает:

- учебный класс, оборудованный учебными и наглядными пособиями (плакаты, образцы пожарно-технического оборудования, макеты);

- аэродромные пожарные автомобили, пожарно-техническое снаряжение и оборудование, находящееся на вооружении ПСР;

- учебно-тренировочный полигон (площадка), оборудованные в соответствии с техническими требованиями, представленными в приложении 3.

Приложение 1.

#G0СОГЛАСОВАНО

Начальник ОПО УВД

___________ Облисполкома

«___» ___________ 19__ ã.

УТВЕРЖДАЮ

Командир _____________ ОАО

«___» ___________ 19__ ã.