12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов
1. Проблема повышения эффективности пожарно-спасательных работ при авиапроисшествиях на аэродромах гражданской авиации не может быть решена без постоянного повышения профессионального мастерства личного состава ПСР. Значимость этого подтверждается анализом опыта проведения аварийно-спасательных работ, результатами учений, специальных огневых испытаний и опытных проверок. Уровень профессиональной подготовки считается одним из решающих факторов успешного тушения пожаров на ВС, эвакуации людей и оказания им неотложной помощи.
В гражданской авиации СССР разработана система профессиональной подготовки и обучения должностных лиц и личного состава подразделений пожарной охраны авиапредприятий. В настоящем разделе представлены рекомендации, которыми целесообразно руководствоваться при организации обучения пожарно-спасательных расч¸тов на базе авиапредприятий. Рекомендации касаются той важнейшей части подготовки личного состава, которая направлена на повышение профессионального уровня личного состава при действиях по тушению пожара на ВС и спасанию терпящих бедствие. Вопросы подготовки в части организации и несения боевого дежурства, технической эксплуатации средств пожаротушения, физической подготовки в ниже изложенном материале не рассматриваются.
2. Задачами подготовки и обучения личного состава ПСР являются:
- отработка практических навыков у личного состава по грамотным и инициативным действиям при возникновении пожара на ВС;
- развитие психологической и физической готовности личного состава ПСР, необходимой для работы в экстремальных условиях пожара на ВС;
- отработка взаимодействия личного состава ПСР.
Подготовка личного состава включает теоретическое и практическое обучение.
3. В программу теоретического обучения целесообразно включить изучение:
- нормативных, инструктивных и методических документов, регламентирующих организацию и действия ПСР при тушении пожаров на ВС;
- функциональных обязанностей личного состава при действиях в случае возникновения авиапроисшествия (начиная с момента получения сигнала "Тревога" или "Готовность" до окончания аварийно-спасательных работ);
- основ конструкции и тактико-технических характеристик самол¸тов и вертол¸тов, совершающих пол¸ты на данном аэродроме, обращая особое внимание на компоновку салонов и отсеков ВС, устройство выходов, размещение и правила приведения в действие бортового аварийно-спасательного оборудования;
- особенностей развития и тушения пожаров на ВС, подч¸ркивая особую опасность таких пожаров для пассажиров и экипажа;
- средств пожаротушения, пожарно-технического оборудования и снаряжения, имеющихся на вооружении ПСР, их тактико-технических возможностей;
- систему связи и оповещения при авиапроисшествии на аэродроме;
- при¸мов тушения пожаров на ВС;
- при¸мов (с демонстрацией) оказания помощи пострадавшим;
- мер безопасности при тушении пожара и спасательных работах на ВС.
4. Практическое обучение является важнейшей частью подготовки личного состава ПСР, при которой достигаются конечные цели подготовки. Практическое обучение включает систему упражнений, начиная с простых и заканчивая комплексным учением в условиях максимально приближенных к реальному авиапроисшествию. В программе подготовки целесообразно предусмотреть занятия:
- на самол¸тах и вертол¸тах, эксплуатирующихся в авиапредприятии;
- на аэродромных пожарных автомобилях и других средствах пожаротушения;
- на учебно-тренировочном полигоне (площадке) по отработке при¸мов тушения пожаров и спасания.
Занятия на самол¸тах и вертол¸тах включают:
- ознакомление с компоновкой ВС, устройством и работой дверей и люков, составом и размещением аварийно-спасательного и противопожарного оборудования;
- упражнения по вскрытию (изнутри и снаружи) дверей и люков, включая и грузовые отсеки на конкретных типах ВС.
Занятия на аэродромных пожарных автомобилях и других средствах пожаротушения, включают упражнения по отработке:
- посадки экипажа в ПА и выезда из пожарного депо;
- движения автомобилей к месту предполагаемого авиапроисшествия (при различных вариантах расположения места АП на аэродроме);
- подачи огнетушащих составов из лафетных стволов на месте условного АП (при ручном и дистанционном управлении стволами);
- разв¸ртывания рукавных линий от ПА и подачи огнетушащих составов из ручных пожарных стволов и генераторов пены средней кратности;
- при¸мов надевания защитной одежды и снаряжения, включая дыхательные аппараты;
- приведение в действие переносных (возимых) средств тушения, имеющихся на ПА, пожарно-технического вооружения и инструмента, например пилы для вскрытия фюзеляжа, лестницы;
- ведения радиосвязи между пожарными автомобилями и абонентами, определ¸нными в схеме оповещения и связи.
Занятия на аэродромных ПА после выполнения отдельных упражнений должны заканчиваться комплексными упражнениями по разв¸ртыванию пожарных автомобилей на месте условного происшествия.
Начало упражнения - объявление сигнала "Тревога".
Окончание упражнения - подача пены из лафетного ствола в условный очаг пожара (1-ый вариант);
- подача пены из ручного ствола в условный очаг пожара (2-ой вариант);
- приведение в действие переносного (передвижного) средства тушения или пожарно-технического оборудования ПА на условном месте АП-(3-ий вариант).
Условное место авиапроисшествия выбирается в районе наиболее удал¸нного конца ВПП.
Упражнения необходимо отрабатывать в светлое и т¸мное время суток, зимой и летом, в хороших и сложных погодных условиях. Подготовка личного состава ПСР на учебно-тренировочном полигоне (площадке) должна включать отработку следующих упражнений:
- тушение пожаров авиатоплива разлитого на площадках с помощью лафетных и ручных стволов, УТПС;
- тушение модельных пожаров в салоне самол¸та-тренаж¸ра;
- тушение пожара на двигателе (макете двигателя) самол¸та;
- тушение пожара на шасси;
- тушение истекающего авиатоплива;
- проникновение в салон самол¸та-тренаж¸ра через основные и аварийные выходы (салон задымл¸н и салон не задымлен);
- эвакуация манекенов из салона самол¸та-тренаж¸ра (салон задымл¸н и салон не задымл¸н);
- проветривание задымл¸нных салонов;
- проникновение в багажно-грузовой отсек самол¸та-тренаж¸ра (отсек задымл¸н и отсек не задымл¸н);
- разборка груза в багажно-грузовом отсеке;
- подача огнетушащих составов в багажно-грузовой отсек;
- резка элементов обшивки фюзеляжа;
- отработка приемов работы пожарным механизированным инструментом (например, стволами-пробойниками) на фрагментах обшивки фюзеляжа;
- покрытие выбранного участка поверхности слоем огнетушащей пены.
Практическая подготовка ПСР заканчивается комплексным учением.
Начало учения:
- объявление сигнала "Тревога" личному составу ПСР.
Основные этапы учения:
- разв¸ртывание ПА на полигоне;
- тушение условного пожара лафетными стволами (или УТПС);
- прокладка рукавных линий и тушение условного пожара в районе фюзеляжа;
- проникновение личного состава на борт самол¸та-тренаж¸ра (в дыхательных аппаратах);
- тушение условного пожара в салоне самол¸та-тренаж¸ра;
- эвакуация манекенов из салона самол¸та-тренаж¸ра.
Окончание учения:
- эвакуация последнего манекена из самол¸та-тренажера.
5. Материальное обеспечение процесса подготовки включает:
- учебный класс, оборудованный учебными и наглядными пособиями (плакаты, образцы пожарно-технического оборудования, макеты);
- аэродромные пожарные автомобили, пожарно-техническое снаряжение и оборудование, находящееся на вооружении ПСР;
- учебно-тренировочный полигон (площадка), оборудованные в соответствии с техническими требованиями, представленными в приложении 3.
Приложение 1.
#G0СОГЛАСОВАНО Начальник ОПО УВД ___________ Облисполкома «___» ___________ 19__ ã.
| УТВЕРЖДАЮ Командир _____________ ОАО
«___» ___________ 19__ ã.
|
- Рекомендации
- По тушению пожаров на воздушных судах на
- Аэродромах гражданской авиации
- Договор ¹ 80.123-1540
- 1. Общие положения
- 2. Особенности развития пожаров на воздушных судах на земле
- Пожары вс в разлитом авиатопливе
- Пожары внутри фюзеляжа.
- Пожары силовой установки
- Пожары органов приземления
- 3. Требования к аэродромным средствам тушения пожаров на воздушных судах
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-1, с.
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-2,с
- Размеры (минимальные) пенных полос
- 4. Общий порядок действий при тушении пожаров на воздушных судах и спасании пассажиров и экипажа
- Характерные случаи аварийной ситуации
- 5. Тушение пожара авиатоплива разлитого под воздушным судном
- 6. Тушение пожара внутри фюзеляжа
- Минимально необходимые количества отс для тушения пожаров внутри фюзеляжа.
- Количество хладонов и комбинированных составов для тушения пожаров в отсеках вс, кг
- 7. Тушение пожара силовой установки
- 8. Тушение пожаров органов приземления (извлечение)
- 9. Дымоудаление и вентиляция в салонах и отсеках воздушных судов
- Варианты вентиляции и дымоудаления в салонах (отсеках) самолетов га.
- 10. Действия пожарно-спасательных расчетов при аварийной посадке воздушного судна
- Типы и минимальные размеры пенных полос, наносимых на впп
- Минимально необходимое количество воды и пенообразователя для нанесения пенных полос, м
- Производительность подачи пены (по раствору) при покрытии впп л/с
- Остаточная толщина пенного слоя за заданное время, %
- 11. Меры безопасности при тушении пожаров на воздушных судах
- 12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов
- Оперативный план
- 2. Пожарная охрана аэропорта
- 3. Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара
- Примерные схемы
- Тактико-технические характеристики аэродромной пожарной техники и средств
- Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, рекомендованных для тушения пожаров на вс
- Тактико-технические характеристики устройства для покрытия впп пеной
- Тактико-технические характеристики пенообразователей, рекомендуемых для тушения пожаров на гражданских воздушных судах
- Тактико-технические характеристики порошка п-2ак
- Тактико-технические характеристики дыхательных
- Изолирующих аппаратов на сжатом воздухе,
- Рекомендованных для пожарно-спасательных
- Расчетов авиапредприятий га
- Тактико-технические и эксплуатационные характеристики передвижных огнетушителей, используемых на местах стоянок и технического обслуживания вс
- Технические характеристики учебно-тренировочного полигона в авиапредприятиях га.
- Рекомендации по выбору огнетушителей для мест стоянки и технического обслуживания воздушных судов.
- На местах стоянки вс