10-4 А) экипажи военных вертолетов (условия максимального риска);
б) скачки с препятствием;
в) спортивные автогонки.
Чаще всего индивидуальный риск оценивается для групп людей, характеризующихся приблизительно одинаковым временем пребывания в различных опасных зонах и использующих одинаковые защитные средства. Обычно речь идет об индивидуальном риске для работающих и для населения окружающих районов или для более узких групп, например, для рабочих различных специальностей.
Коллективный риск является количественной интегральной мерой опасности. Он определяет масштаб ожидаемых последствий для людей от потенциальных аварий. Фактически коллективный риск определяет ожидаемое количество смертельно травмированных в результате аварий на рассматриваемой территории за определенный период времени.
Потенциальный территориальный риск - пространственное распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня.
Данная мера риска не зависит от факта нахождения объекта воздействия (например, человека) в данном месте пространства. Предполагается, что вероятность нахождения объекта воздействия равна единице (например, человек находится в данной точке пространства в течение всего рассматриваемого промежутка времени). Потенциальный риск не зависит от того, находится ли данный объект в многолюдном или пустынном месте, и может меняться в широком интервале. Потенциальный риск, в соответствии с названием, выражает собой потенциал максимально возможного риска для конкретных объектов воздействия, находящихся в данной точке пространства. На практике важно знать распределение потенциального риска для отдельных источников опасности и для отдельных сценариев аварий. Как правило, потенциальный риск оказывается промежуточной мерой опасности, используемой для оценки индивидуального и социального риска.
Социальный риск - зависимость частоты событий F, в которых пострадали на том или ином уровне число людей, больше теоретически определенного числа людей N от этого числа людей N. Социальный риск фактически характеризует масштаб возможных аварий и катастроф. Распределение потенциального риска и плотности населения в исследуемом районе позволяет получить количественную оценку социального риска для населения. Для этого нужно определить число пораженных при каждом сценарии от каждого источника опасности и затем определить зависимость событий F от N. Масштаб же возможных аварий и катастроф определяется функцией, у которой есть установившееся название F/N - кривая. В зависимости от задач анализа под N можно понимать и общее число пострадавших, и число смертельно травмированных или другой показатель тяжести последствий. Соответственно, критерий приемлемой степени риска будет определяться уже не числом для отдельного события, а кривой, построенной для различных сценариев аварии. В настоящее время общераспространенным подходом для определения приемлемости риска является использованием двух кривых, когда в логарифмических координатах определены F/N - кривые приемлемого и неприемлемого социального риска смертельного травмирования, а область между этими кривыми определяет промежуточную степень риска, вопрос о снижении которой следует решать с учетом специфики производства и местных условий путем согласования с органами надзора и местного самоуправления.
Приемлемый риск - риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из экономических и социальных соображений. Риск эксплуатации промышленного объекта является приемлемым, если его величина настолько незначительна, что ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск. Для промышленных объектов приемлемым считается риск 10-4 , а для промышленных объектов, содержащих пожаро-взрывоопасные вещества 10-6 . Основой для определения приемлемой степени риска в общем случае служат законодательство по промышленной безопасности, правила, нормы безопасности в анализируемой области, сведения об имеющихся аварийных событиях и их последствиях, опыт практической деятельности.
Проблема определения приемлемого риска в различных сферах деятельности современного человека имеет социальные, экономические, психологические и другие аспекты.
Социальный аспект может проявляться, например, в том, что преимущества от применения новой, более совершенной технологии концентрируется у одних членов общества, а риск неблагоприятных последствий, связанных с ее недостатками, распределяется на других членов или на все общество в целом.
Основные элементы методики анализа риска
Так как риск является неизбежным сопутствующим фактором промышленной деятельности, то он является фактической мерой опасности, поэтому риском необходимо управлять. Целью управления риском является предотвращение или уменьшение травматизма, разрушений материальных объектов, потерь имущества и вредного воздействия на окружающую среду. Следовательно, для управления риском его необходимо проанализировать и оценить. В анализ и оценку риска входит выявление существующих опасностей, определение уровней риска выявленных нежелательных событий (по частоте и последствиям) и возможность реализации мер по уменьшению риска в случае превышения его приемлемого уровня. Анализ риска может быть количественным и качественным. Количественный анализ включает в себя результаты показателей риска, вероятностей возникновения того или иного нежелательного события и всей совокупности событий в целом. При качественном анализе результаты представляют, как правило, в виде таблиц, текстового описания, диаграмм, путем применения качественных методов анализа опасностей и экспертных оценок.
Анализ риска включает в себя:
1. Предварительный анализ опасностей (ПАО);
2. Выявление последовательности опасных ситуаций, «построение дерева событий и отказов»;
3.Анализ последствий.
5.4 Предварительный анализ опасностей
Предварительный анализ опасностей включает в себя предварительное выявление элементов системы или событий, которые ведут к опасным ситуациям. Он состоит из двух этапов.
На первом этапе система разбивается на подсистемы для выявления участков или компонентов, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек ядовитых веществ, взрывов, пожаров, электротравм и др., то есть выявляются источники опасности.
На втором этапе определяются те части системы, которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости, энергетические установки, хранилища и т.д.).
Для этого проводится инженерный анализ и детальное рассмотрение опасных состояний, процесса работы и самого оборудования.
Инженерный анализ включает в себя:
определение степени токсичности различных химических веществ, которые могут попасть в воздух рабочей зоны или атмосферный воздух;
определение условий взрыва различных веществ;
3) определение условий возгораемости;
4) анализ условий прохождения химических реакций;
5) анализ правил безопасности;
анализ возможности протекания коррозионных процессов.
На третьем этапе необходимо ввести ограничение на анализ.
Определяют события, которые нет необходимости включать в детальное изучение риска.
Таким образом, после проведения указанных трех этапов выявляют в общих чертах потенциальные опасности.
Затем определяется последовательность событий, превращающая опасность в происшествие, вырабатываются корректирующие мероприятия для устранения последствий.
Обычно выявленные опасности разбиваются на группы или классы в соответствии с вызываемыми ими последствиями:
класс I - пренебрежимые эффекты;
класс П - граничные эффекты;
класс Ш - критические ситуации;
класс IV - катастрофические последствия.
Опасности класса I - это состояния, связанные с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильным ее функционированием, которые не приводят к существенным нарушениям и не вызывают повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми.
Опасности класса П - это состояния, которые приводят к нарушениям в работе, но могут быть взяты под контроль без повреждения оборудования или несчастных случаев с персоналом.
Опасности класса Ш - это состояния, приводящие к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создают опасную ситуацию, требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования.
Опасности класса IV - это состояния, которые полностью нарушают работу и приводят к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала. Обычно намечаются предупредительные меры и корректирующие мероприятия, чтобы исключить аварии класса IV и классов Ш и П. Возможные решения, которые следует рассмотреть обычно представляют в виде «дерева решений» (рис 5.2). Вообще процедура принятия решения чрезвычайно важна и включает операцию подразделения полученных вариантов на три группы решений:
решения, связанные с уменьшением риска;
решения, связанные с минимизацией риска;
решения, связанные с оптимизацией риска.
Опасности найдены и определены Решения устранить или уменьшить опасность Введение исправлений в проект
Выполнение анализа опасностей
Опасности не найдены Решения примириться с опасностью Обеспечение нештатных действий
Рис.5.2. «Дерево решений»
Решения, связанные с риском, всегда остаются для инженера сомнительными, так как нельзя заранее определить затраты для четкого разделения во всех случаях оправданного и неоправданного риска. Проконтролировать, был ли оправдан данный риск, удается всегда только после наступления нежелательного события, и возможно это только при оправданных убытках.
Данные по ПАО можно свести в таблицу по следующим пунктам:
1. Аппаратура или элемент, подвергаемый анализу;
2. Соответствующая фаза работы системы или вид операции;
Анализируемый элемент или операция, являющиеся по своей природе опасными;
Нежелаемое событие или ошибка, которые могут быть причиной того, что опасный элемент вызовет определенное опасное состояние;
5. Опасное состояние, которое может быть создано в результате взаимодействий элементов в системе и системы в целом;
6. Нежелательные события или дефекты, которые могут вызвать опасное состояние, ведущее к определенному типу возможной аварии;
7. Любая возможная авария, которая возникает в результате определенного опасного состояния;
8. Возможные последствия потенциальной аварии в случае ее возникновения;
9. Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии с выбранными критериями;
10. Рекомендуемые защитные меры для исключения или ограничения выявленных опасных ситуаций или аварий.
Следовательно, ПАО - первая попытка выявить оборудование и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей.