logo search
НОКСОЛОГИЯ - учебник

Предисловие

Стремление человека защищать свою жизнь является его естественной жизненной потребностью. К сожалению, окружающий мир довольно часто оказывает на человека негативное влияние, которое отрицательно сказывается на здоровье и продолжительность жизни. Естественной реакцией на негативные воздействия является постоянная забота о за­щите себя и окружающей среды от опасностей.

С 2008 г. в мире бушует экономический кризис, негатив­но влияющий на благополучие населения практически всех стран. В России кризис экономический наложился на глубо­кий и длительный демографический кризис. Начиная с 1992 г. по настоящее время в нашей стране наблюдается уменьшение численности населения. Только за последние 10 лет Россия потеряла до 25 млн. человек, из которых около 3,5 млн. человек погибли от внешних причин, т.е. от причин, вызванных не болезнями, а различными внешними воздействиями - умышленными (убийства и самоубийства) или неумыш­ленными (всякого рода несчастные случаи, отравления и т.п.). Особую тревогу вызывают показатели принудитель­ной смертности мужчин трудоспособного, а, следовательно, и репродуктивного (фертильного) возраста.

Общеизвестно, что продолжительность жизни людей во многом зависит от удовлетворения их естественных потреб­ностей, качества среды обитания, условий труда и отдыха, качества медицинского обслуживания. Сложившаяся демо­графическая ситуация определяется экономическими пока­зателями уровня жизни россиян и условиями их существо­вания. В начале XXI в. показатель внутреннего валового продукта в расчете на одного жителя страны в США в шесть раз превышает аналогичный показатель в России. Средняя про­должительность жизни (СПЖ) мужчин в России составля­ет около 60 лет (в Японии - 78 лет, в США - 74 года).

Важную роль в сокращении СПЖ играют опасности. Именно поэтому так много внимания уделяется защите от опасностей: борьбе с пожарами, соблюдению правил техники безопасности на производстве, снижению числа дорож­но-транспортных происшествий и т.п. С этой целью регла­ментируются, прежде всего, безопасные приемы деятельно­сти человека и применяются различные виды защиты.

Во второй половине XX в. была активизирована природо-защитная деятельность с целью охраны атмосферного воз­духа, водоемов и земельных угодий от загрязнений. Тем не менее, на сегодня проблема загрязнения природной среды достигает своего апогея, особенно в мегаполисах и на примы­кающих к ним территориях. Защита от выбросов автотранс­порта, ТЭС, промышленных объектов и объектов ЖКХ, ликвидация и захоронение твердых отходов - главные при­родоохранные задачи.

В конце XX в. возникли такие понятия, как ЗОЖ - здо­ровый образ жизни, БЖД - безопасность жизнедеятельнос­ти человека и ЗОС - защита окружающей среды. В этот же период со всей очевидностью стало ясно, что реализации толь­ко защитных мероприятий явно недостаточно для обеспече­ния безопасности человека. Необходим превентивный анализ всех принимаемых техногенных решений с целью обнаруже­ния возможных опасных проявлений, требуется применение научно обоснованных требований к созданию малоопасных технологий, машин и производств, установление современ­ных норм и правил для обеспечения безопасности зон труда и отдыха, нормативов возможного допустимого воздействия техносферы на человека и на окружающую среду. Одновре­менно имеется потребность в массовом внедрении в обще­ство культуры безопасности, основанной на получении каждым человеком знаний о происхождении и принципах появления опасностей; знаний о современном мире опасно­стей и защите от него.

Таким образом, объективно возникла необходимость ак­тивного развития человеко- и природозащитной деятельно­сти на научной основе путем создания науки об опасностях окружающего материального мира - ноксологии, а также подготовки инженерно-технических и научных кадров - носителей соответствующих знаний.

Ноксология изучает происхождение и совокупное дейст­вие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опас­ностями человеку и природе. В задачи ноксологии входит также изучение принципов минимизации опасностей в ис­точниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.

Дисциплина «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения в области человеко- и природозащитной деятельности, основывается на теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых. Известные знания о безопасности жизнедеятельности и за­щите природы объединены в рамках этого учения далеко не случайно. Они имеют одну понятийную основу и неразрыв­но связаны с понятием «опасность». Кроме того, они имеют общее реальное содержание, обусловленное общностью источников опасностей, действующих, как правило, одновре­менно на человека, общество и природу, а также значитель­ную общность средств защиты.

Дисциплина «Ноксология» относится к математическо­му и естественнонаучному циклу и обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь систем «человек - техносфера - природа» на уровне их негативного взаимодействия.

Цель дисциплины: формирование у студентов базовой профессиональной ноксологической компетентности (в части знаний теоретических основ мира опасностей и принци­пов обеспечения безопасности, готовности к реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, осознании при­оритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональной деятельности), выступающей результатом заявленных в ФГОС ВПО обще­культурных и профессиональных компетенций (организационно-управленческих и экспертных, надзорных и инспекционно-аудиторских) по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация/степень - бакалавр).

Задачи дисциплины: дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; сформировать критерии и методы оценки опас­ностей; описать источники и зоны влияния опасностей; дать базисные основы для анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и при­роды от опасностей.

Дисциплина призвана подготовить студентов к решению следующих профессиональных задач:

  1. проектно-конструкторская: идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;

  2. организационно-управленческая: участие в деятель­ности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;

  3. научно-исследовательская: анализ опасностей техно­сферы, участие в исследованиях воздействия антропоген­ных факторов и стихийных явлений на промышленные объ­екты.

Место дисциплины. Дисциплина «Ноксология» базиру­ется на изучении дисциплины математического и естествен­нонаучного цикла «Экология». Перед изучением дисципли­ны «Ноксология» студент должен:

  1. знать: факторы, определяющие устойчивость биосферы; основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой; естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере; характеристики антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования;

  2. уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий.

Компетенции обучающегося, формируемые в резуль­тате освоения дисциплины. В результате освоения дисцип­лины у студента должна быть заложены мотивационные, теоретические и деятельностные основы базовой профессио­нально-ориентированной ноксологической компетентности как интегральной характеристики личности высших профес­сиональных кадров в области обеспечения техносферной безопасности.

Мотивационный (ценностный) критерий ноксологиче­ской компетентности студентов выражается в:

Когнитивный критерий ноксологической компетентности студентов определяется:

• сформированностью познавательной активности учащихся.

Деятельностный критерий ноксологической компетент­ности студентов включает следующие показатели:

Структура и содержание дисциплины. Общая трудоем­кость курса ноксологии составляет две зачетные единицы - 51 час. Для повышения мобильности студентов в рамках направления «Техносферная безопасность» дисциплина должна реализовываться в рамках первого года обучения. Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля приведе­ны в табл. 1.

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-ис­следовательская работа, практики, курсовое проектирова­ние (курсовая работа). Высшее учебное заведение может ус­танавливать и другие виды учебных занятий. Тематическое содержание разделов и трудоемкость отдельных тем пред­ставлены в табл. 2.

Основой предлагаемого учебника по дисциплине «Ноксо­логия» послужил курс по дисциплине «Введение в специаль­ность», прочитанный авторами студентам I курса, обучавшим­ся в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 1995-2010 гг. на специаль­ностях:

Важно отметить, что изучение студентами новой дис­циплины осуществлялось во втором семестре первого года обучения, после сдачи зачета по дисциплине «Экология» и предваряло их знакомство с научно-практическими знани­ями, умениями, навыками, излагаемыми в дисциплине «Без­опасность жизнедеятельности», обычно изучаемой в четвер­том - пятом семестрах учебной программы. Авторы учебника с интересом и благодарностью примут все замечания и пожелания.

Таблица 1