2. Гражданская оборона (го), её роль и место в Российской Федерации.
2.1 Историческая справка становления ГО в Российской Федерации. Чтобы подорвать способность вооруженных сил к ведению боевых действий, воюющие стороны будут стремиться максимально дезорганизовать деятельность тыла противника.
Впервые возможность такой дезорганизации тыла появилась и годы мировой войны 1914–1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной бороны, опирающихся на мирное население городов.
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.
Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление Противовоздушной обороны страны. В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось в ходе нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства.
В 1926 г. Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.
В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано постановление «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Согласно этому постановлению территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы но подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.
В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делам первом Положении о противовоздушной обороте СССР было записано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организации обучения населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой задачи занимались главным образом Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП). Они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны.
Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 млн. человек было обеспечено противогазами, для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.
Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г. были созданы. Между тем, быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населении и народного хозяйства.
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.
Основными задачами МПВО являлись:
— предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;
— осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);
— ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;
— подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;
— организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;
— оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;
— поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.
Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне м противохимической защите проводились в полном объеме.
Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. – Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов– их командованием.
Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы – воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах – участковые команды; на предприятиях – объектовые команды; при домоуправлениях – группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200–500 человек жителей – при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживаний убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – через учебную сеть общественных оборонных организаций.
С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах. В частности, были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.
В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплексов «Готов к санитарной обороне» (ГСО) для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) для школьников. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению местной противовоздушной обороны в этих городах; в частности, непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти – Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятии и организаций городских органов власти, в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия и угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничном зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.
В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР па подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СИК. СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.
22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.
Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1041 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходимыми знаниями до МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И.В. Сталина 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно «наладить местную противовоздушную оборону».
МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность се формирований превысила 6 млн. человек, участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.
Мероприятия полностью оправдали себя. Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил, МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.
В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.
Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. Впервые МПВО была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.
На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на Советы Министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и ведомствах – на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.
Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО – отряды, бригады, команды и т.д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.
Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.
Авантюристическая политика США и стран НАТО, форсированное развитие стратегических ракетно-ядерных сил США и других империалистических держав, а также возросшие возможности средств доставки ядерного оружия вызвали в конце 60-х годов необходимость дальнейшего совершенствования не только Вооруженных Сил, но и системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону. Утвержденная в том же году организационная структура Гражданской обороны СССР в наибольшей степени стала соответствовать возросшим требованиям к организации защиты тыла страны.
В современных условиях, когда тыл страны стал одним из основных объектов вооруженного нападения противника, гражданская оборона становится важным фактором, обеспечивающим обороноспособность государства.
Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек – продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа, города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и.т.д.
В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века.
Крупномасштабная гонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь США) после Второй мировой войны привела к созданию разрушительного с тяжелыми, вредными последствиями для жизнедеятельности человека ядерного оружия.
США, как известно, первыми применили ядерное оружие (1945 г., Хиросима и Нагасаки), а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон в штате Невада).
С ССР и страны социалистического лагеря, входившие в военный оборонительный союз – Варшавский договор, вынуждены были принять ответные адекватные военно-технические меры. Первоочередной задачей в соцстранах было обеспечение безопасности населения на случай новой, третьей мировой, войны с применением ядерного оружия, а также химического и бактериологического (в начале 50-х гг. XX в. в Корее во время военных действий США применяли химическое и бактериологическое оружие против мирного населения).
Об этих фактах сообщали в мировой печати и по радио наблюдатели ООН и советские летчики, танкисты-инструкторы, обучавшие корейских военнослужащих в тыловой зоне Кореи. Еще в 1947 г. советскими разведчиками стало известно о разработке в США плана ядерного удара в 1949 г. по шести крупным промышленным городам СССР (Москве, Ленинграду, Киеву, Баку, Горькому, Тбилиси).
Для обеспечения безопасности руководство СССР во главе с И.В. Сталиным приняло решение о ядерном и ракетном вооружении Советской Армии. В ответ на агрессивные действия США против КНДР разработку ядерной программы начал Китай под руководством «великого кормчего» Мао Цзэдуна.
СССР и Китай проводили испытания ядерного оружия в атмосфере и под землей (в СССР – в Тоцких лагерях в Оренбургской области, Семипалатинске, на Новой Земле, в Китае – в Северо-Западной провинции, недалеко от границы с СССР).
Последнее испытание водородной бомбы в атмосфере Китая произвел в 1982 г., образовавшиеся в результате него в верхних слоях атмосферы два огромных облака дважды прошли вокруг над Землей, сея радиоактивные отходы. Они были обнаружены тогда над Мексикой, США, Данией, Испанией, Польшей, и СССР с помощью специальных радиозондов с приборами радиационного контроля. Испытания ядерного оружия проводили также Франция (на атолле Муруроа) и Англия (на Огненной Земле).
Вскоре после ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди населения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала» по таким заболеваниям Япония, подвергшаяся атомной бомбардировке в 1945 г. Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американских атомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечались рождение мутантов-детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными конечностями и т.д.
В результате широкого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубных последствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомного оружия во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний и производства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическими странами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блоком), оно имело успех – в 60-х гг. XX в. были приняты международные договоры: «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «О нераспространении ядерного оружия».
Но одновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемами шла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей, подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различного назначения – от тактических до стратегических и т.д.), а также производилась космическая техника – от спутников-шпионов до спутников связи, космических кораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленное производство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложной инфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природу Земли в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии.
12 февраля 1998 г. был принят Федеральный Закон РФ №28 – ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независима от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.
- Автономная некоммерческая организация
- Содержание:
- 2. Характеристика системы "человек - среда обитания"
- 3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
- 4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
- 5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека
- 6. Мотивация риска
- 7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
- 8. Основные причины деградации окружающей среды
- 9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы
- Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы. План
- 1. Различные условия нахождения потоков энергии, веществ и информации.
- 2. Опасности.
- 3. Объекты защиты.
- 4. Проблемы в системах безопасности.
- 5.Задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека.
- Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека План
- Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности
- 2. Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельноcти
- 3. Ноксология – наука об опасностях
- 4. Закон толерантности
- Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности
- Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности План
- 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
- 2. Основные законодательные акты и нормативные документы
- 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда.
- 4. Стандартизация в области безопасности труда
- 4. Расследование и учет несчастных случаев
- 5. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на производстве
- 7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда
- Тема 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс ) и гражданской обороны (го) План
- 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- 2. Гражданская оборона (го), её роль и место в Российской Федерации.
- 2.2 Понятия го
- 2.3 Организация и ведение го.
- 3. Основы государственной политики в го. Принципы организации ведения го
- 4. Степени готовности го и их краткая характеристика
- Раздел III. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
- Тема 4.Основы физиологии труда и комфортные условия жизни План
- 1. Анализаторы человеческого организма.
- 2. 1 Виды деятельности человека
- 2.2 Физический и умственный труд
- 2.3 Физиологические изменения в организме при работе
- 3. Понятие микроклимата, его параметры.
- 3.1 Общие требования к параметрам микроклимата
- 3.2 Терморегуляция организма
- 3.3 Методы и приборы измерения параметров микроклимата
- Аспирационный психрометр
- Дистанционный психрометр
- Крыльчатый анемометр -
- Термоанемометр по своей сути является акустическим прибором, то есть использует определение характеристик звука (а именно скорость звука), а затем эту информацию преобразует в нужный сигнал.
- 5. Общие санитарно - технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 6. Приемы и способы создания комфортных условий для работы в производственных помещениях.
- 7. Порядок организации оптимального освещения рабочих мест, способы определения качества естественного освещения и коэффициента освещенности
- Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
- 1.2 Повседневные абиотические факторы
- 1.3 Литосферные опасности
- 1.3.1 Землетрясение
- 1.3.2 Сели
- 1.3.3 Снежные лавины
- 1.3.4 Извержение вулканов
- 1.3.5 Оползни
- 1.4 Гидросферные опасности
- 1.4.1 Наводнения
- 1.4.2 Цунами
- 1.5 Атмосферные опасности
- 1.6 Космические опасности
- 1.2 Природные пожары
- 1.2.1 Понятие «пожар» и «пожарная безопасность».
- 1.2.2 Причины возникновения пожаров.
- Источники возникновения лесных пожаров. Основными источниками (местами возникновения) антропогенных пожаров являются:
- 1.2.3 Лесные пожары в России.
- Лесные пожары - одна из серьезнейших проблем российских лесов.
- 1.2.4 Приемы и средства ликвидации последствий лесных пожаров.
- 1.3. Массовые заболевания. Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 3.1 Массовые заболевания
- 1.3.2 Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения
- 1.3.3 Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 2. Техногенные опасности.
- 2.1 Вредные вещества.
- 2.1.1 Показатели токсичности химических веществ
- 4.1.2 Факторы, определяющие токсическое действие химических веществ
- 2.1.3 Гигиеническое регламентирование химических факторов среды обитания
- 2.1.4 Классификация промышленных ядов по характеру действия на организм человека
- 2.1.5. Комбинированное действие промышленных ядов
- 2.1.6 Пути поступления ядов в организм
- 2.1.7. Распределение ядов в организме, превращение и выведение
- 2.1.8. Оценка реальной опасности химических веществ
- 2.1.9. Защита от воздействия вредных веществ
- 2.2 Вибрация
- 2.3 Акустический шум
- 2.3.1 Акустические загрязнения
- 2.4 Инфразвук
- 2.4.1 Инфразвук в нашем повсевдневном окружении
- 2.4.2 Технотронные методики
- 2.4.3 Исследования медиков в области влияния на человека инфразвука.
- 2.4.4 Некоторые меры борьбы с инфразвуком
- 2.5 Электромагнитные поля и излучения
- 2.5.1 Воздействие электромагнитных полей
- 2.5.2 Воздействие электромагнитного излучения
- 2.6 Лазерное излучение
- 2.7 Электрический ток
- 2.7.1 Условия существования электрического тока
- 2.7.2 Основы электробезопасности
- 2.8 Механическое воздействие
- 2.8.1 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
- 3.Защита и действия населения
- 3.1 Мероприятия по защите населения
- 3.1.1 Оповещение
- 3.1.2 Эвакуационные мероприятия
- 3.1.3 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3.2 Медицинские мероприятия по защите населения
- Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности План
- 1. Виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях
- 2. Виды психического воздействия на человека и защита от них
- 2.1 Защита от опасностей, связанных с физическим насилием
- 2.1.1 Насилие над детьми
- 2.1.2 Суицид
- 2.1.3 Сексуальное насилие
- 2.2 Психическое состояние человека, его безопасность.
- 2.2.1 Определение психических состояний
- 2.2.2 Типичные положительные психические состояния человека
- 2.2.3 Отрицательные психические состояния
- 2.2.4 Персеверация и ригидность
- 2.2.5 Основы информационной безопасности
- 2.2.4 Меры защиты: четыре уровня защиты
- 2.3 Основы информационной безопасности
- 2.3.1 Информационная безопасность
- 2.3.2 Меры защиты информационной безопасности
- 3. Оказание первой доврачебной помощи
- 3.1. Оказание первой помощи
- 3.1.2 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
- 3.1.3 Остановка кровотечения
- 3.1.4 Наиболее распространенные виды травм, их симптомы и оказание первой помощи
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при химических отравлениях
- 3.1.6 Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током
- 3.1.7 Учреждения, оказывающие первую медицинскую помощь
- 4. Основы пожарной безопасности
- 4.1 Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности
- 4.2 Организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей
- 4.3.Первичные средства пожаротушения
- 4.3.1 Огнетушащие свойства воды
- 4.3.2 К первичным средствам пожаротушения относятся:
- 4.3.3 Огнетушители
- 4.3.4 Оказание доврачебной помощи при пожаре
- Раздел V. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 1. Транспортные аварии
- 2.Внезапное обрушение сооружений и зданий
- 2. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Природные пожары.
- 3. Возможный характер будущей войны
- 4. Понятие оружия массового поражения.
- 4.1 Ядерное оружие
- 4.2 Химическое оружие
- 4.3 Бактериологическое (биологическое) оружие
- 5. Основные способы защиты населения
- 6. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
- Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера
- Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях План
- 1. Общая классификация опасностей (признаки и виды).
- 2. Источники опасностей.
- 3. Естественные опасности
- 4. Техногенные опасности
- 5. Антропогенные опасности
- 6. Система обеспечения безопасности
- Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера План
- Терроризм и его виды
- 1.2. Формы терроризма
- 1.2.1 Меры защиты при проведении террористических актов
- 1.2.2 Угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации
- 1.2.3 Захват и угон морского судна, и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства
- 1.2.4 Захват заложников
- Необходимо усвоить следующие правила:
- 1.2.5 Иные формы терроризма
- 1.2.6 Причины терроризма
- 2. Нападение на особо опасные объекты.
- 2.1 Категория опасных объектов
- 2.2 Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры