logo search
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Рекомендации по тушению пожаров на ВС на аэродромах ГА

3. Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара

3.1. Ожидаемая посадка аварийного воздушного судна.

#G0

ДПР - диспетчерский пункт руления

ДПП - диспетчерский пункт посадки

ДПС - диспетчерский пункт старта

АСС - аварийно-спасательная станция

НП - наблюдательный пункт

ПЦН - пункт централизованного наблюдения

АТС - автоматическая телефонная станция

ПО УВД - пожарная охрана управления внутренних дел

______ - канал подачи сигнала "Тревога"

_ . _ . _ - громкоговорящая связь

_ _ _ _ - радиосвязь

-õ-õ-õ- - телефонная связь

Рис. 2. Схема связи и оповещения пожарно-

спасательных расчетов на аэродроме______________

При ожидаемой посадке аварийного ВС осуществляется:

- прибытие пожарно-спасательных расчетов в установленное место сбора аварийно-спасательной команды (АСК) авиапредприятий;

- постановка задачи личному составу ПСР;

- рассредоточение и занятие исходных позиций пожарными автомобилями вдоль ВПП, на которую производится посадка аварийного самолета;

- движение пожарных автомобилей и занятие боевых позиций на месте остановки аварийного ВС;

- тушение пожара на ВС и спасание пассажиров и экипажа.

Специальной мерой при ожидаемой посадке самолета с убранными или полностью невыпущенными шасси может быть покрытие ВПП огнетушащей пеной. Решение о покрытии ВПП пеной принимает руководитель аварийно-спасательных работ (АСР). Покрытие ВПП пеной осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной командиром ОАО.

Прибытие пожарно-спасательных расчетов к указанному месту сбора производится по указанию руководителя АСР при объявлении сигнала "Тревога" или "Готовность". Руководитель тушения пожара (РТП) прибывает на место сбора на автомобиле АСО-5 или АА-40(131).

На месте сбора руководитель тушения получает задачу от руководителя АСР. При этом должны быть получены сведения об аварийной ситуации на ВС, в первую очередь о наличии или отсутствии пожара на борту, РТП доводит полученную информацию до личного состава ПСР и ставит перед ним первоочередные задачи.

Рассредоточение и занятие исходных позиций вдоль ВПП осуществляется следующим образом:

- предполагаемое место касания ВПП: АА-60(7310);

- вблизи середины ВПП: АА-60(7313), АА-40(43105), ACО-5, AA-40(131);

- вблизи предполагаемого места остановки ВС: AA-60(7310), АА-40(43105).

Устройство для покрытия ВПП пеной на базе ТЗ-16 доставляется к середине ВПП и используется при тушении пожара как резервный источник воды и пенообразователя.

На исходных позициях руководитель тушения устанавливает и поддерживает радиосвязи с ПА и руководителем АСР.

При длительном ожидании на исходных позициях двигатели ПА с разрешения руководителя тушения могут быть заглушены. Не позднее, чем за 3...5 мин. до посадки ВС двигатели ПА, а также двигатели насосных агрегатов автомобилей типа АА-60, должны быть запущены, средства пожаротушения подготовлены к приведению в действие.

Движение ПА к месту остановки аварийного ВС, после его касания ВПП, начинается, как правило, по команде РТП. В случаях аварийной ситуации на ВС, связанной с пожаром на борту, взрывом или угрозой взрыва ВС, посадкой с отказавшим шасси движение ПА начинается немедленно (в процессе пробега ВС) без команды руководителя тушения. Движение ПА к месту остановки ВС производился немедленно и в случае, если после касания ВС ВПП происходит разрушение конструкции ВС, взрыв, пожар, выкатывание за ВПП. При движении ПА должно обеспечиваться безопасное расстояние (80...100 м) до ВС в процессе его пробега.

Пожарные автомобили на месте остановки аварийного ВС занимают боевые позиции по указанию РТП.

Руководитель тушения пожара организует действия личного состава ПСР по тушению пожара, руководствуясь оценкой вкладывающейся ситуации и рекомендациями по тушению пожара на ВС. В необходимых случаях оказывает помощи личному составу ПСР, работая с пожарным и пожарно-техническим вооружением.

На месте происшествия РТП поддерживает связь с ПА по рации, команды подает через переносной мегафон.

Непосредственное руководство действиями ПСР и тушением пожара осуществляет начальник отряда ВОХР или его заместитель по ПТЧ. До их прибытия к месту происшествия руководитель тушения является начальник дежурного караула. РТП в своих действиях руководствуется указаниями руководителя АСР.

По прибытию взаимодействующих сил пожарных частей общее руководство тушением пожара на ВС осуществляется прибывшим старшим должностным лицом пожарной охраны МВД СССР.

Взаимодействующие силы и средства пожарной охраны МВД СССР прибывают к зданию отряда ВОХР и сопровождаются работником ВОХР к месту сбора АСК или происшествия.

5.2. Внезапное авиапроисшествие на аэродроме.

При внезапном авиапроисшествии (АП) на территории или в районе аэродрома пожарно-спасательным расчетам, находящимся в АСС-1, АСС-2, а также в пожарном депо, объявляется «Тревога».

Личный состав ПСР производит посадку пожарные автомобили и выезд к месту АП. В процессе посадки ПСР по прямой громкоговорящей связи передается информация об авиапроисшествии, в первую очередь о месте АП и типе ВС. Начальник ПСР фиксирует время поступления сигнала тревога.

Сигнал "Тревога" может быть передан с диспетчерских пунктов УВД, НП или диспетчером ЦПН. Наблюдатель НП и диспетчер ЦПН обязаны зафиксировать время передачи сигнала тревога и передать сообщение о происшествии руководителю АСР.

Информация об АП передается личному составу ПСР также по радиосвязи с ПА при движении и на месте происшествия.

Руководство тушением пожара на ВС и спасанием людей осуществляет начальник первого прибывшего ПСР. По прибытию начальника отряда ВОХР (его заместителя по ТПЧ) или начальника караула руководство тушением пожара передается ему.

Руководитель тушения при подъезде к месту АП производит первоначальную разведку пожара и оценку обстановки и по радиосвязи ставит задачи личному составу ПСР.

Первоочередной задачей РТП является тушение пожара с целью устранения его воздействия на фюзеляж ВС и образования проходов к выходам ВС для эвакуации пассажиров и экипажа. В случае, если остановка позволяет проводить эвакуацию немедленно РТП принимает решение о направлении части личного состава ПСР на обеспечение эвакуации. После устранения опасности пожара ПСР участвует в эвакуации людей из аварийного ВС.

При проведении работ на пожаре ВС РТП контролирует соблюдение техники безопасности личным составом ПСР.

3.3. Рекомендации по тушению пожара на ВС

Личный состав ПСР при тушении пожара действует в зависимости от характера пожара и складывающейся обстановки. При этом должны обеспечиваться концентрация усилий на решающем направлении, активность действий и непрерывность тушения. Выбор средств тушения осуществляется в зависимости от характера пожара и имеющихся возможностей.

Тушение пожара на шасси

Загорания шасси, связанные с горением резины, гидрожидкостей, тушатся пеной низкой кратности, раствором пенообразователя, водой, порошком.

Для тушения пожаров шасси, сопровождавшихся загоранием магниевых сплавов, в первую очередь использовать порошок П-2АК или водный раствор пенообразователя, подаваемый под давлением не более 4,0 кг/см.

Тушение порошка на шасси с использованием автомобилей АА-40(43105)-189 и АА-60(7310)-160.01 включает: выбор боевой позиции, прокладку рукавной линии со стволом СВП-4, подачу огнетушащего состава. При интенсивной горении целесообразно в течение первых 10-15 с подать на очаг горения пену из УТПС-3 или лафетного ствола.

Для тушения загораний магниевых сплавов порошком П-2АК используются съемные огнетушители ОП-100, установленные в отсеке ПА типа AA-60(7313)-160.01A.

Тушение пожара на двигателе

Тушение пожара на двигателе с использованием ПА типа АА-40(43105) и АА-60(7310)-160.01 проводится пеной низкой кратности, подаваемой внутрь мотогондолы с помощью ствола-пробойника. Одновременно с прокладкой рукавной линии и пробиванием обшивки мотогондолы производится охлаждение внешней поверхности мотогондолы, пилона и прилегающих участков фюзеляжа или крыла пеной низкой кратности, подаваемой из лафетного ствола. Вследствии ограниченных запасов воды и пенообразователя охлаждение с помощью лафетного ствола проводится до прокладки второй рукавной линии. После прокладки второй рукавной линии охлаждение проводить из ручного ствола типа СВП.

При применении ПА типа AA-60(7313)-160.01A тушение пожара на двигателе производится углекислым газом, подаваемым от углекислотной установки с помощью лома-распылителя. Охлаждение проводится аналогично как и в случае применения автомобилей АА-40(43105) или AA-60(7310).

Топливо истекающее из мотогондолы двигателя и горящее на земле тушится пеной низкой и средней кратности, подаваемой из лафетного ствола или рукавным линиям.

При тушении пожара на двигателе на земле рекомендуется немедленно обесточить самолет (за исключением аварийного освещения в темное время суток) и перекрыть пожарный кран подачи авиатоплива. Эти рекомендации выполняется экипажем.

Тушение пожара внутри фюзеляжа

Тушение пожара в салонах и кабинах ВС при нахождении в них людей проводится водой, подаваемой в виде распыленных струй, или пеной низкой кратности. При отсутствий людей целесообразно использовать углекислый газ.

Тушение пожара в технических и грузовых отсеках осуществляется углекислым газом или распыленной водой.

Тушение пожара в салонах и кабинах включает:

- прокладку рукавных линий (2-х или 3-х);

- проникновение личного состава во внутрь ВС;

- подача стволов на борт ВС;

- тушение пожара.

В случае, если проникновение на борт ВС затруднено для подачи воды используются ручные или механизированные стволы-пробойники. При тушении пожара в грузовых и технических отсеках необходимо:

- вскрыть люки в отсеки;

- направить струи углекислого газа или воды во внутрь отсеков;

- приступить к разборке багажа и груза с его удалением из ВС;

- произвести дотушивание.

В случае невозможности вскрыть люки отсеков необходимо использовать стволы-пробойники.

При тушении пожара в кабине и салонах целесообразно вскрыть все двери и люки, обеспечив максимально интенсивное проветривание помещений. Самолет при пожаре необходимо обесточить, освещение осуществлять групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

Тушение пожара разлитого под фюзеляжем авиатоплива

Тушение пожара разлитого авиатоплива включает:

- выбор боевых позиций у горящего ВС;

- подача пены из УТПС-3 и лафетных стволов;

- прокладка рукавных линий;

- тушение остаточных очагов пожара ручными стволами СВП и ГСП-600.

Для тушения пожара разлитого авиатоплива применяются все имеющиеся пожарные автомобили. Автомобили типа АА-40(43105) - для подачи пены из лафетных стволов. Рукавные линии прокладываются от автомобилей типа АА-60(7310) и АА-40(131).

При подаче пены из лафетных стволов на тушение пожара периодически производится охлаждение фюзеляжа и крыльев кессонных баков.

Пена из УТПС-3 подается под фюзеляж и крылья из лафетных стволов - на удаленные участки горения. Очаги горения закрытые элементами конструкции эффективно протушиваются ручными стволами, подавая пену низкой и средней кратности.

Освобождающийся от тушения личный состав ПСР должен немедленно направляться на проведение эвакуации людей из аварийного ВС и на тушение внутрифюзеляжного пожара (загораний).

При израсходовании запаса ОТС на ПА организовать их заправку, используя запасы воды и пенообразователя на TЗ-16, а также у ближайшего пожарного водоема.

Рекомендации по спасанию людей,

находящихся на горящем воздушном судне

Наряду с тушением пожара спасание пассажиров и экипажа обеспечивается своевременной эвакуацией терпящих бедствие из ВС и оказанием пострадавшим первой помощи. При проведении эвакуации необходимо:

- начинать эвакуацию при первой возможности, используя для этой цели максимальное количество выходов и ВС, включая и разломы в фюзеляжах;

- при заклинивании дверей и люков использовать для их открытия ручной инструмент (ломы, топоры), а также прорезать эвакуационные отверстия, используя механизированные пилы ПДС-400;

- в первую очередь эвакуировать людей не способных к самостоятельному передвижению (раненых, обожженных, потерявших сознание);

- привлекать к оказанию помощи в эвакуации здоровых пассажиров, в частности к переноске пострадавших эвакуированных из ВС;

- для спуска людей из ВС использовать по возможности бортовое эвакуационное оборудование или пожарные трап-лестницы;

- пострадавших людей выносить и спускать из ВС, соблюдая необходимые меры предосторожности, чтобы не усугубить имеющиеся у них повреждения;

- размещать пострадавших на безопасном расстоянии от пожара, защищая их от возможного поражения корпусами пожарных автомобилей;

- укладывать пострадавших на щиты и брезент, защищая при непогоде брезентовым навесом;

- эвакуацию заканчивать после осмотра всех доступных помещений на ВС, убедившись в отсутствии на борту людей.

Приложения к оперативному плану:

1. Примерные схемы расстановки пожарных автомобилей и других средств пожаротушения при тушении пожара на ВС (разлитого авиатоплива, двигателей, внутри фюзеляжа).

2. Инструкция по покрытию ВПП пеной при аварийной посадке самолета с отказавшими шасси.

3. меры безопасности при тушении пожара на ВС и спасании пассажиров и экипажа.

4. Список оперативных телефонов.

#G0Начальник отряда ВОХР

________________ÎÀÎ

"___" _____________ 19__ ã.

Приложение к типовому оперативному

плану по тушению пожаров на воздушных

судах в аэропорту ______________________