7. Тушение пожара силовой установки
При тушении пожара силовой установки действия пожарно-спасательных расчетов должны быть направлены на ликвидацию пожара за минимальное время и предотвращение его распространения на крыло или фюзеляж. При этом необходимо, чтобы загоревшиеся двигатели были выключены и подача топлива была прекращена, что выполняется экипажем или техническим персоналом АТБ.
Пожары силовых установок (двигателей) обычно возникают и развиваются в закрытом подкапотном пространстве мотогондол. Поэтому для их ликвидации в первую очередь необходимо использовать огнетушащие составы объемного (газового) тушений: углекислый газ, хладоны, состав СЖБ. Минимальное потребное количество таких составов определяется из суммарного объема свободного пространства мотогондолы по формуле:
ãäå:
Q - количество газового огнетушащего состава, мг
g - нормативная огнетушащая концентрация, мг/м
V - объем мотогондолы, м
K - коэффициент, учитывающий потери состава из-за его утечек (принимается равным 1,25-1,40).
Нормативная огнетушащая концентрация составляет (в кг/м):
#G0углекислый газ | - 0,70 |
хладон 114В | - 0,35 |
хладон 13В | - 0,30 |
состав СЖБ | - 0,45 |
Для обеспечения возможности тушения пожаров на двигателях ВС газовыми составами на вооружении должны быть соответствующие установки. В настоящее время с этой целью могут быть использованы установки СЖБ, входящие в комплектующее оборудование автомобилей АА-40(131)-139 и АА-60(7310)-160.01, огнетушители ОУ-400, оснащенные ломами-распылителями, установки углекислого тушения, которыми в ряде аэропортов, оснащены пожарные автомобили, а также установка газового тушения, входящая в состав средств пожаротушения аэродромного пожарного автомобиля АА-60(7313)-160.01А.
Для тушения пожаров на двигателях могут быть использованы и другие составы, в частности пены низкой кратности или водный раствор пенообразователя. Подача этих составов в мотогондолу может производиться с помощью стволов-пробойников.
Одновременно с тушением пожара на двигателе целесообразно осуществлять охлаждение мотогондолы и прилегающих участков крыла или фюзеляжа. Для этой цели используется вода или пена низкой кратности.
Действия пожарно-спасательных расчетов по тушению пожара на силовой установки (двигателе) в общем случае выполняются в следующей последовательности.
По прибытию к ВС оценивается обстановка, характер пожара, производится расстановка автомобилей на боевых позициях. При этом учитывается направление распространения пожара, пути эвакуации людей из аварийного ВС, сила и направление ветра.
После занятия исходных позиций личный состав прокладывает рукавные линии и готовит установки объемного (газового) тушения. Одновременно с прокладкой рукавных линий целесообразно приступить к тушению пожара, подавая пену низкой кратности из лафетных стволов. Пена подается на мотогондолу в воздухозаборники и выходные сопла. Особенно это необходимо, если пожар усилился до такой степени, что возникла реальная опасность распространения пожара на другие отсеки ВС. Однако следует учитывать, что при подаче пены из лафетных стволов главным образом достигается эффект охлаждения. Тушение пожара, таким образом, может быть малоэффективным, т.к. пена практически не попадает в зону горения (подкапотное пространство). Поэтому тушение пожара двигателей необходимо осуществлять, используя ручные стволы и стволы-пробойники. С помощью ручных стволов ОТС подается в гондолу через специальные лючки в капотах или через возможные прогары. Используя стволы-пробойники, можно подать пенный состав в мотогондолу, пробив отверстие в капотах в любом доступном месте, лучше всего в средней части мотогондолы.
Установки объемного тушения необходимо использовать немедленно по их готовности к подаче газа и если есть возможность доступа к горящему двигателю. Подача газа в мотогондолу осуществляется ломами-распылителями и стволами-пробойниками. При этом необходимо одновременно использовать все баллоны с газом, обеспечивая максимальную производительность его подачи.
В процессе тушения пожара на двигателе ручными стволами или установками газового тушения целесообразно одновременно подать по крайней мере один ствол на охлаждение.
Значительные трудности представляет тушение пожара на двигателях, установленных в хвостовой части фюзеляжа. Эти трудности обусловлены сложным доступом к таким двигателям из-за их высокого расположения. В этих случаях для тушения пожара в мотогондоле можно использовать следующие при¸мы. Подниматься к мотогондоле по приставным лестницам под защитой огнетушащих струй и при соответствующей страховке. Работать с ручными стволами или стволами-пробойниками, находясь на верхней поверхности автомобилей. Использовать специальные штанги. Любой из этих при¸мов должен быть обеспечен в плане безопасности для пожарных, отработан при соответствующих тренировках и учениях.
В случае, если пожар силовой установки сопровождается горением истекающего топлива и топлива скопившегося на грунте (бетоне) под крылом или фюзеляжем, то такое горение необходимо ликвидировать немедленно. С этой целью использовать УТПС, лафетные стволы, ручные воздушно-пенные стволы. В случае, если площадь горения небольшая, в пределах 20 м, то хороший эффект да¸т применение генераторов пены средней кратности. Горение топлива, стекающего по поверхности ВС необходимо ликвидировать методом сбивания пламени сильной стру¸й пены низкой кратности.
- Рекомендации
- По тушению пожаров на воздушных судах на
- Аэродромах гражданской авиации
- Договор ¹ 80.123-1540
- 1. Общие положения
- 2. Особенности развития пожаров на воздушных судах на земле
- Пожары вс в разлитом авиатопливе
- Пожары внутри фюзеляжа.
- Пожары силовой установки
- Пожары органов приземления
- 3. Требования к аэродромным средствам тушения пожаров на воздушных судах
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-1, с.
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-2,с
- Размеры (минимальные) пенных полос
- 4. Общий порядок действий при тушении пожаров на воздушных судах и спасании пассажиров и экипажа
- Характерные случаи аварийной ситуации
- 5. Тушение пожара авиатоплива разлитого под воздушным судном
- 6. Тушение пожара внутри фюзеляжа
- Минимально необходимые количества отс для тушения пожаров внутри фюзеляжа.
- Количество хладонов и комбинированных составов для тушения пожаров в отсеках вс, кг
- 7. Тушение пожара силовой установки
- 8. Тушение пожаров органов приземления (извлечение)
- 9. Дымоудаление и вентиляция в салонах и отсеках воздушных судов
- Варианты вентиляции и дымоудаления в салонах (отсеках) самолетов га.
- 10. Действия пожарно-спасательных расчетов при аварийной посадке воздушного судна
- Типы и минимальные размеры пенных полос, наносимых на впп
- Минимально необходимое количество воды и пенообразователя для нанесения пенных полос, м
- Производительность подачи пены (по раствору) при покрытии впп л/с
- Остаточная толщина пенного слоя за заданное время, %
- 11. Меры безопасности при тушении пожаров на воздушных судах
- 12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов
- Оперативный план
- 2. Пожарная охрана аэропорта
- 3. Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара
- Примерные схемы
- Тактико-технические характеристики аэродромной пожарной техники и средств
- Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, рекомендованных для тушения пожаров на вс
- Тактико-технические характеристики устройства для покрытия впп пеной
- Тактико-технические характеристики пенообразователей, рекомендуемых для тушения пожаров на гражданских воздушных судах
- Тактико-технические характеристики порошка п-2ак
- Тактико-технические характеристики дыхательных
- Изолирующих аппаратов на сжатом воздухе,
- Рекомендованных для пожарно-спасательных
- Расчетов авиапредприятий га
- Тактико-технические и эксплуатационные характеристики передвижных огнетушителей, используемых на местах стоянок и технического обслуживания вс
- Технические характеристики учебно-тренировочного полигона в авиапредприятиях га.
- Рекомендации по выбору огнетушителей для мест стоянки и технического обслуживания воздушных судов.
- На местах стоянки вс