Регулирование Интернета.
Интернет как средство массовой коммуникации достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, с ним связанную.
Проблемы, связанные с уголовной и гражданской ответственностью, возникающей в ходе работы в Интернете, касаются как пользователей, так и поставщиков содержания и информационных услуг.
В США подчёркивается ведущая роль государства в организации научных исследований и разработок, в создании технологий для Интернета следующего поколения. Подчёркивается необходимость не обременять Интернет ненужным государственным регулированием и воздействием. Именно ограниченным вмешательством в развитие Интернета государства объясняется его быстрый рост.
Политика США должна опираться на частные инициативы и максимально избегать государственных ограничений и надзора за действиями в Интернете. Отмечается, что регулирование информационных услуг Интернета не служит общественным интересам.
В США, например, на потребителей и бизнесменов, связанных с деятельностью в Интернете, можно распространить действие до 30 тыс. нормативных актов по уплате налогов. В этой связи необходима скоординированная общенациональная политика в области налогообложения в Интернете.
В Германии в 1997 г. принят «Закон об информационных и коммуникационных услугах», в котором определён статус цифровой подписи, введены поправки в уголовный кодекс, в законы о запрете на распространение морально вредной для юношества информации, охране авторских прав.
Уникальная черта Интернета в том, что он функционирует одновременно как средство публикаций и коммуникаций, хотя и радикально отличается от массового вещания и традиционных телекоммуникационных услуг. Этим объясняется своеобразие его регулирования.
Следует различать незаконное и вредное содержание. Вредное содержание зависит от культурных традиций, а незаконное – от принятых законов.
В странах Европейского Сообщества наметилась тенденция к саморегуляции поведения среди фирм, работающих на рынках глобальных компьютерных сетей. Например, в Великобритании принят кодекс поведения и создан независимый орган – фонд «Безопасная сеть», разрабатывающий систему рейтингов для содержания, доступного посредством компьютерных сетей. Аналогичные шаги делаются в Германии и Нидерландах.
Некоторые страны предпринимают шаги для блокирования любого прямого доступа в Интернет информации «вредного содержания» путём внедрения специальных «фильтрующих» компьютеров, составления «чёрных» списков документов и интернетовских адресов. Фильтрующее программное обеспечение представлено тремя видами: «чёрные списки» (блокирует доступ к включённым в список источникам), «белые списки» (доступ возможен только к перечисленным источникам), «нейтральная маркировка» (установление рейтингов, согласно которым пользователь сам решает вопрос о доступе к помеченному содержанию).
Другой подход, реализуемый в Германии, сводится к тому, что доступ подписчиков к незаконному содержанию блокируется на основе судебных решений.
Считается, что использование полностью анонимных посланий представляет общественную опасность, а использование псевдонимов, по которым, в конечном счете, можно выявить отправителя, не опасно.
При формулировке регулирования Интернета со стороны содержания и безопасности необходимо соблюдение баланса интересов между свободой слова и интересами несовершеннолетних, свободы доступа к информации и информационной безопасностью.
В министерстве юстиции Швейцарии рабочая группа по изучению юридических вопросов, связанных с Интернетом, выработала следующие рекомендации для провайдеров:
Если провайдер располагает конкретной информацией, дающей основания подозревать, что конкретное содержание сети может быть незаконным, он должен немедленно провести расследование и блокировать доступ к этому содержанию в случае необходимости. В случае если имеются сведения, что информация незаконна, то он должен принять технические меры по блокированию доступа к этому содержанию.
Предлагается создать центр для сбора и анализа информации о незаконном содержании.
Рекомендуется заключать соглашения на обслуживание только со взрослыми и самостоятельными лицами. Клиенты должны иметь доступ к сети только через идентификацию и пароль.
В контракте должно быть предусмотрено право временно «замораживать» подозрительные источники информации и в одностороннем порядке разрывать контракт, если клиент распространяет незаконное содержание.
Контракт на обслуживание должен в явном виде приглашать потребителей сообщать о незаконном содержании сети и любых других незаконных приложений, о которых им стало известно.
Провайдеры должны информировать потребителей о потенциальных проблемах, связанных с защитой данных, используемых в Интернете. Необходимо также особое внимание уделять мерам по сохранению конфиденциальности и точности персональных данных, ограничению доступа к ним.
Провайдер должен обрабатывать только персональные данные потребителя, необходимые для предоставления ему услуг. Следует принять все необходимые технические и организационные меры, чтобы эта информация была доступна только персоналу для выполнения им необходимых работ. Недопустимо использование данных в других целях. Данные могут предоставляться третьим лицам только с согласия потребителей.
Провайдерам не следует делать доступными телефоны, адреса и имена клиентов по Интернету без их согласия за исключением случаев, когда на это есть законные основания или меняется значительный общественный интерес.
Интернет превратился в средство массовой коммуникации, стал технологическим основанием для электронного бизнеса. В связи с этим развернулась дискуссия о степени его регулирования со стороны не только национальных государств, но и международных сообществ.
Необходимы международные договорённости относительно дальнейшего распространения глобальных компьютерных сетей, которые сводятся к трём требованиям:
Пользователи должны быть уверены, что конфиденциальная коммерческая информация, так же как и системы оплаты, являются защищенными и безопасными.
Должна быть гарантия достоверности электронных документов и данных, уверенность в том, что их можно использовать в качестве юридических доказательств.
Пользователи должны быть уверены, что смогут осуществлять контроль за содержанием, к которому имеют доступ их дети.
Осмысление социального значения Интернета должно базироваться на следующих факторах:
Глобализация. Глобальное окружение, в котором национальные границы и географическое расстояние не имеют значения, требует новых форм международного сотрудничества.
Конвергенция. Размывание границ между телекоммуникационными компаниями, аудиовизуальным, компьютерным, издательским секторами означает, что необходим новый подход, поскольку содержание становится независимым от средств его передачи, а контроль за содержанием (и ответственность за его использование) переходит от государства к индивиду.
Природа Интернета. Децентрализованная сеть сетей, которой владеют все и никто, означает, что любые правила и принципы его функционирования должны быть самоустанавливающимися и основанными на взаимном признании.