logo search
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Рекомендации по тушению пожаров на ВС на аэродромах ГА

Остаточная толщина пенного слоя за заданное время, %

#G0Время, мин

Пенообразователь

ÏÎ-1Ä

"Поток"

30

70

95

45

40

93

60

20

90

При нанесении пенного слоя необходимо учитывать, что воздушное судно с убранными шасси касается поверхности ВПП значительно дальше ее порога (на 150-600 м), чем при обычных условиях посадки. Удаление точки касания зависит от размера самолета, его посадочной скорости, а также от характера отказа шасси. При убранной передней стойке шасси пенная полоса должна начинаться в точке, удаленной от порога ВПП на половину расстояния, располагаемого для посадки. Для посадки с полностью убранными шасси пенная полоса должна начинаться в точке, удаленной от порога ВПП на одну треть расстояния, располагаемого для посадки. В любом случае место нанесения пенной полосы на ВПП должно согласовываться с командиром ВС.

Возможные варианты покрытия ВПП пеной с помощью рекомендуемых съемных (прицепных) устройств представлены на рис. 4. В условиях конкретного аэродрома в зависимости от количества используемых установок и их тактико-технических характеристик могут быть разработаны и другие схемы покрытия ВПП пеной. При этом необходимо исходить из того, что время покрытия ВПП пеной (от начала подачи пены) не должна превышать 10 минут.

При принятии решения о покрытии ВПП пеной необходимо учитывать следующие факторы. Запас времени от принятия решения на покрытие до момента приземления самолета должен быть таким, чтобы к моменту приземления самолета ПСР, осуществляющие работы по нанесению пеной полосы, находились в полной готовности к тушению возможного послеаварийного пожара.

I òèï

II è III òèïû

IV è V òèïû

Рис. 4. Схемы нанесения на ВПП пенной полосы.

#G0

- участок ВПП, покрытый пеной;

- участок ВПП, намечаемый к покрытии пеной;

- маршруты движения пожарных автомобилей с устройствами для покрытия ВПП пеной;

- - - - - - -

- осевая линия ВПП

Указанное условие достаточно просто выполнить, если для покрытия ВПП используются специальные машины, в которых имеется необходимый запас воды и пенообразователя (например, переоборудованные топливозаправщики и снятые с эксплуатации пожарные автомобили). В случае, если для покрытия используются съемные или передвижные устройства, использующие запас воды и пенообразователей аэродромных пожарных автомобилей, необходимо иметь в виду, что время от принятия решения о покрытии ВПП пеной до посадки аварийного ВС должно составлять 50-60 мин. В течение этого времени необходимо:

- развернуть ПА на ВПП на исходных позициях и установить на них устройства для покрытия пеной (7-10 мин);

- произвести покрытие ВПП пеной (8-10 мин);

- перезаправить ПА водой и пенообразователем (30-35 мин);

- установить ПА на исходных позициях у ВПП (3-5 мин).

Минимальный запас времени должен быть выявлен для каждого аэродрома по каждому типу пенной полосы. Значения этого времени должны быть внесены в инструкцию.

Нецелесообразно наносить пену на ВПП при отрицательных температурах наружного воздуха, так как при этом происходит замерзание жидких компонентов пены, что ухудшает торможение воздушного судна и огнетушащие свойства пенного покрытия. Не рекомендуется покрывать ВПП огнетушащей пеной при сильном дожде или снегопаде.

В случае, если после посадки самолета на ВПП, покрытую пеной, происходит его загорание, пожарно-спасательные расчеты немедленно ликвидируют пожар, действуя в соответствий с вышеизложенными рекомендациями.

После использования пенного покрытия необходимо смыть пену с поверхности ВПП водой.