logo search
Учебное пособие по БЖД

3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда.

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ. Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В Постановлении Правительства № 399 перечислены правовые акты, содержащие нормативные требования по охране труда.

В ТК РФ достаточно четко и подробно изложены основные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 ТК РФ, относятся:

- обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

  1. предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым

договором;

- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату;

- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

- исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера нарушения трудовых прав работника, степени тяжести нарушений и некоторых других обстоятельств. Поэтому за нарушение трудового законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (ст. 419 ТК РФ).

Административная ответственность. Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда. Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно - контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права. Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в

связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами. Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях,предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения

коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административногоштрафа от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного

штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»; ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер поустранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»; ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)».

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу

об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений) законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом.

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом. Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя. Материальная ответственность работодателя выражается в возмещении работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться.

Так, работодатель обязан возместить работнику материальный ущерб в случае незаконного отстранения от работы, его увольнения или перевода на другую работу, отказа от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении на прежней работе, задержки выдачи трудовой книжки, внесения в нее неправильной или несоответствующей законодательству формулировки причины увольнения, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором (ст. 234 ТК РФ).

Кроме того, в отличие от ранее действующего законодательства о труде работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы в форме уплаты процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражается в применении к ним мер дисциплинарного характера в виде наложения дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренных ст. 192 ТК РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами как по собственной инициативе, так и по представлениям органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе органов Федеральной инспекции труда РФ.

Гражданско-правовая ответственность. В своей совокупности охранительное воздействие в гражданском праве содержит способы, которые наряду с защитными функциями предполагают и «карательные», а так же способы, основная цель которых, карательное воздействие на нарушителя, т. е. собственно способы возложения гражданско-правовой ответственности.

В научном понимании категория ответственности рассматривается с двух сторон. Во-первых, как определенный долг лица (по надлежащему исполнению своих обязательств, по защите собственности, по обеспечению неприкосновенности авторских прав и т.п.). В гражданском праве эта ответственность приобретает форму обязанностей лица в обычных регулятивных правоотношениях. Это так называемая проспективная или положительная ответственность. С другой стороны, ответственность рассматривается как определенная реакция государства и потерпевшего на совершенное лицом правонарушение, которая выражается в применении к правонарушителю установленных мер воздействия. В теории права данная ответственность называется ретроспективной.

Гражданско-правовая ответственность направлена на достижение определенных целей:

♦ предупреждение и пресечение нарушений гражданских прав;

♦ восстановление нарушенных интересов;

♦ защиту правопорядка в области экономического оборота.

Исходя из целей гражданско-правовая ответственность выполняет вполне определенные функции, среди которых:

-предупредительно-воспитательная; -репрессивная; -компенсационная; -информационно-сигнализационная.

Применение гражданско-правовой ответственности базируется на принципах, характерных для гражданско-правовых отношений:

► неотвратимость ответственности;

► индивидуальность;

► полнота возмещения вреда.

Гражданско-правовую ответственность можно определить как гарантируемую государством форму принуждения, связанную с применением санкций имущественного характера в отношении правонарушителя, направленную на восстановление нарушенных гражданских прав и обеспечение нормальных экономических отношений между участниками гражданского оборота.

Гражданско-правовая ответственность обладает следующими особенностями или чертами:

1)Законность. Юридические формы реакции на правонарушение и принципы выбора конкретной меры воздействия определены в нормах гражданского законодательства (ст.12) или иных нормативных актах.

2)Имущественный характер. Правонарушитель несет бремя ответственности не своей личностью,  а своим имуществом в порядке компенсации причиненного им потерпевшему ущерба.

3)Субъективность. Гражданско-правовая ответственность не имеет, как правило, публично-правового характера: это ответственность конкретного субъекта перед другим равным ему субъектом конкретного правоотношения между ними. Она реализуется в рамках охранительного правоотношения, субъектами которого выступают правонарушитель в качестве обязанного лица и потерпевший как лицо управомоченное.

4)Наличие вины. Ответственность одной из сторон правоотношения может наступить при условии наличия противоправного поведения, т.е. не соответствующего закону, договору, иным нормативным актам или обычаям делового оборота. При этом необходима связь вины и ущерба.

5)Соразмерность. Гражданско-правовая ответственность предполагает соответствие ее размеру причиненного вреда. Восстановление нарушенных прав осуществляется только в пределах фактически нанесенного ущерба, возмещение которого необходимо для восстановления первоначального состояния прав потерпевшего.

Воздействие гражданско-правовой ответственности на правонарушителя осуществляется в определенной форме. Под формой ответственности понимается определенный способ воздействия. В гражданском праве применяются следующие формы воздействия, которые предполагают определенный перечень конкретных мер:

Пресекательно-ограничивающая (лишение права (конфискация – ст.243, отказ в признании права – ст.222, отказ в защите права – ст.10). Штрафная. Данную форму обеспечивают неустойки всех видов: зачетная, альтернативная, исключительная, штрафная. По порядку определения суммы и основанию ее выплаты к штрафной относится и компенсация морального вреда.

Компенсационная. Эта форма в законе представлена универсальной мерой воздействия: возмещение убытков (ст.393) и возмещение внедоговорного вреда.

Конкретные меры гражданско-правовой ответственности, как правило, установлены в санкциях охранительных норм. Меры воздействия применяются в зависимости от их характера, который может быть общим или частным применяемым ко всем или только к конкретному нарушению прав.

Фактическим основанием гражданско-правовой ответственности является правонарушение, как правило, виновное действие или бездействие субъекта, противоречащее установленному правопорядку и нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений.

Правонарушение является тем юридическим фактом, с которым закон, иной нормативный акт или договор связывает возникновение охранительного правоотношения, в рамках которого к нарушителю применяются определенные меры воздействия имущественного характера.

По своему характеру правонарушения могут быть разнообразными. Эти различия связаны с их разными составами. В гражданском праве различают такие виды правонарушений как:

злоупотребление правом;

осуществление права с нарушением его пределов;

совершение сделок, не соответствующих требованиям закона;

неисполнение договорных обязательств;

ненадлежащее исполнение договорных обязательств;

причинение вреда;

неосновательное обогащение;

причинение морального вреда.

В отдельных случаях закон или договор конкретизирует состав правонарушения (Пр.: составы недействительных сделок - гл.9, в обязательственном праве - гл.25).

Под составом понимается юридически значимая нормативная характеристика правонарушителя, противоправного деяния, вредных последствий и причинная связь между ними, а в отдельных случаях характеристика потерпевшего и ответственного лица, при несовпадении с нарушителем (когда за действия работника отвечает организация).

Гражданское законодательство выделяет следующие основные элементы или условия гражданско-правовой ответственности:

a)Противоправность деяния

Противоправное деяние – это действие или бездействие субъекта, нарушающее требования закона, иного нормативного акта или положения договора. В ряде случаев законодатель определил, что не являются противоправными действия, совершенные:

♦ в пределах необходимой обороны (ст.1066);

♦ в состоянии крайней необходимости (однако, закон предусматривает распределение убытков и порядок их возмещения, ст.1067);

♦ в связи с осуществлением профессиональной деятельностью некоторых специалистов (пожарные, медицинские работники, подразделения МЧС и т.п.);

♦ с согласия потерпевшего в случаях, если они совершены в пределах, установленных законом (медицинские эксперименты);

♦ в соответствии с субъективным правом (собственник засыпал колодец на своем участке земли).

b) Наличие вреда или убытков

Гражданско-правовая ответственность наступает всегда при причинении имущественного вреда, а при причинении морального вреда только в случаях, предусмотренных в законе (ст.151). Понятие «вред» совпадает с понятием «ущерб», но отличается от убытков. Вред может быть нанесен как лицу, так и его имуществу. Поэтому различают вред:

- имущественный;

- неимущественный;

- моральный (нравственные страдания);

- физический.

В свою очередь убытки (как денежное выражение вреда) могут быть в виде:

~ реального ущерба (расходы потерпевшего на восстановление нарушенного права, утрата или повреждение имущества); ~ упущенной выгоды (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено).

c) Причинная связь между противоправным деянием и убытками

Причинная связь это существующая зависимость между явлениями действительности, суть которой в том, что одно явление (причина) порождает другое (следствие). Важнейшей характеристикой причинной связи является ее объективность. Причинная связь существует независимо от возможностей лица предвидеть ее, возможностей восприятия человеком причинности в мире; также объективно и ее отсутствие. Волевой характер деяния не изменяет объективности причинности: действие либо объективно создает изменения в окружающем мире (благоприятные или нет), либо остается объективно безрезультатным.

Во всеобщей взаимосвязи явлений указанная зависимость выделяется как односторонне активная связь: одно явление порождает другое.

В правовом институте ответственности во внимание принимается причинная связь между юридически значимым актом поведения субъекта и вредом в имущественной или личной сфере другого лица. Это связано с решением вопроса о возложении ответственности на лицо, действием или бездействием которого порождены вредные последствия.

Причина (деяние) или непосредственно порождает результат, или создает реальную предпосылку его возникновения. В связи с этим причинная связь может быть прямой или косвенной. В гражданском законодательстве оба вида причинной связи учитываются одинаково. Если в отношении прямой связи деяния и неблагоприятными последствиями все достаточно ясно, то при косвенной причинной связи деяние создает только предпосылки к результату, который может быть в силу естественных причин, либо поведения самого потерпевшего, либо в связи с действиями третьих лиц.

В науке гражданского права рассматривался вопрос связанный с отграничением юридически значимой и юридически безразличной причинной зависимости. В наиболее распространенной и нередко используемой практикой концепции различались случайные и необходимые причинные связи. Вместе с тем, однозначного подхода между учеными в этом вопросе пока не достигнуто.

d) Наличие вины

Важнейшими регуляторами поведения лица являются его сознание и воля, поэтому любое деяние субъекта является его волеизъявлением. Вина – психическое отношение лица в форме умысления неосторожности к своему противоправному деянию и его результатам. В соответствии с гражданским законодательством ответственность наступает при любой форме (умысел или неосторожность) и степени вины.

Умысел как форма вины свидетельствует о полном осознании лицом характера своего поведения, о направленности волевых усилий на достижение противоправной цели, о полном осознании и стремлении к вредным последствиям, желании их наступления (прямой умысел) или осознании противоправности деяния, не полном предвидении вредных последствий, но сознательном допущении любых последствий (косвенный умысел).

Неосторожность характеризует такое состояние сознания и воли в момент действия или бездействия, когда лицо не осознает противоправности деяния, не предвидит вредных последствий, хотя при определенной степени осмотрительности и заботливости могло и должно было предвидеть, или лицо предвидит вредные последствия, но легкомысленно рассчитывает предотвратить их или на то, что они не наступят. В гражданском праве различают простую и грубую неосторожность. Чем очевидней при данных обстоятельствах возможность наступления вреда, которую должен был предвидеть субъект, тем более грубая степень неосторожности проявляется. Степень неосторожности имеет значение при смешанной ответственности, при которой учитывается как вина нарушителя, так степень вины потерпевшего.

Существует понятие презумпции вины должника: лицо, нарушившее обязательство, считается виновным и несет ответственность, если само не докажет свою невиновность. Наряду с этим положением, закон в отдельных случаях предусматривает гражданско-правовую ответственность и без наличия вины (ст.401, 901, 1079 и др.). Принцип презумпции вины основан на следующем:

общая свобода участия или неучастия в гражданском обороте, которая предполагает определенный риск возникновения неблагоприятных последствий, в том числе доказывания своей невиновности; › гражданско-правовая ответственность имеет частноправовой характер, ее меры не затрагивают свобод, чести, достоинства субъекта как личности, не ограничивает свобод лица и не умаляет его деловой репутации в обществе; › одним из основных принципов гражданского права является равенство сторон. Поскольку ответственность возникает в связи с противоправным поведением одной из сторон по отношению к другой, то при разрешении конфликта стороны должны быть в равном положении. Потерпевший должен доказать нарушение его прав, а виновная сторона свою невиновность;

Последние два условия (причинная связь и наличие вины) являются необходимыми для наступления имущественной ответственности в виде возмещения убытков.

Виды ответственности. Особенности охранительных правоотношений и реализуемых в них мер воздействия, дают возможность различать следующие виды гражданско-правовой ответственности:

1) по сфере возникновения:

a) договорная ответственность.

Определяется законом или договором или сходных с ними обязательств и является реакцией на нарушение требований, изложенных в них. Охранительные отношения в сфере обязательств регулятивного характера являются акцессорными – дополнительными, подчиненными цели защиты прав кредитора в основном договорном обязательстве.

b)Деликтная (внедоговорная) ответственность.

Этот вид ответственности возникает из причинения вреда в результате нарушения прав субъекта и не связана с договорными отношениями. Данная ответственность является следствием охранительного воздействия к виновному, допустившему противоправное нарушение прав лица в виде причинения вреда как имущественного так и морального, в случае отсутствия между ними договорных отношений и обязательств.

2) По множественности лиц на обязанной стороне:

a) долевая.

Долевая ответственность в договорной сфере состоит в том, что каждый из обязанных содолжников отвечает в объеме своей доли в обязательстве, которые согласно законодательству (ст.321) и общему правилу предполагаются равными. Но поскольку ст.321 ГК носить диспозитивный характер, должники соглашением могут определить неравные доли. Долевая ответственность возникает в тех случаях, когда вред является следствием виновного противоправного поведения нескольких лиц, однако не связанных между собой своими противоправными действиями (халатность сторожа привела к хищению).

b) солидарная.

По данному виду ответственности кредитор вправе требовать исполнения от любого из должников как в полном объеме, так и по частям. При невозможности получить компенсацию вреда или убытков в полном размере от одного из должников остальная часть покрывается другими должниками (ст.322). Норма, устанавливающая данную ответственность, имеет диспозитивный характер, поэтому законом или договором может устанавливаться различные случаи солидарной ответственности. Совместное причинение вреда одному субъекту группой лиц порождает также солидарную ответственность. Это может быть как умышленное целенаправленное причинение вреда, так и создание предпосылок для наступления таких последствий, либо действия направлены на другую цель, достижение которой сопряжено и может породить вредные последствия (при неосторожности в форме небрежности или самонадеянности).

При солидарной ответственности должник, возместивший кредитору убытки в общей сумме, вправе в порядке регресса имеет право требовать от других должников возмещения ему их долей по убыткам. Если один из оставшихся должников не в состоянии возместить свою часть, она распределяется в равных частях на других.

c) субсидиарная.

Особенностями данного вида гражданско-правовой ответственности является:

она возлагается на лицо, не являющееся нарушителем, в силу закона, договора или иного обязательства между этим лицом и кредитором основного должника;

она является дополнительной и применяется в случае, когда должник не состоянии компенсировать вред в полном объеме или в какой-либо части;

требования потерпевшего удовлетворяются в той части, в которой не исполнил основной должник за счет своего имущества;

имеет определенные временные рамки;

лицо, возместившее убытки или вред за виновного, имеет право регресса.

3) Смешанная.

Этот вид ответственности применяется когда вред наступает по вине обеих сторон правоотношения (ст.404). Обычно охранительные отношения связываются только с противоправным поведением нарушителя. Однако состояние и поведение потерпевшей стороны как в договорной, так и во внедоговорной сфере также не безразличны для права. Поскольку потерпевший своим поведением может способствовать появлению или увеличить объем вреда. В связи с этим законодательство выделяет возможные формы противоправного виновного поведения потерпевшей стороны, которые входят в юридический состав, лежащий в основании охранительного обязательства вместе с правонарушением причинителя (должника). Учет неправомерного поведения потерпевшей стороны важен для определения размера вреда, подлежащего компенсации виновной стороной. Это особенно важно, когда исполнение обязательства находится в зависимости от активных действий обеих сторон. Помимо этого, юридически значимыми являются действия кредитора в форме:

Вина кредитора в форме умысла или неосторожности по своему содержанию не отличается от вины нарушителя.

Таким образом, суть смешанной ответственности состоит в том, что с учетом вины потерпевшего (кредитора) размер ответственности причинителя (должника) уменьшается.

4) Ответственность в порядке регресса.

Данный вид ответственности возникает в случае, когда должник, исполнивший обязательство по возмещению вреда за его причинителя, вправе предъявить к нему требование о возмещении своих понесенных затрат.

5) Ответственность за действия третьих лиц.

Согласно положениям ст.313 ГК РФ исполнение обязательства может возлагаться на третьих лиц, если для его исполнения не имеет значение личность должника. При этом важно иметь в виду, что третье лицо не является стороной в обязательстве, а выступает только в качестве исполнителя. Поэтому ответственность за не исполнение или ненадлежащее исполнение обязательства несет не третье лицо, а должник (перед заказчиком работ отвечает подрядчик, а не субподрядчик, ст.706). Но в законе может устанавливаться требование об ответственности непосредственного исполнителя, т.е. третьего лица. Например, ответственность законных представителей малолетних.

Во внедоговорной области ответственность третьих лиц возможна только на основании закона в особых случаях, когда надо различать ответственное лицо и непосредственного исполнителя. Примером этого может быть ответственность государства за неправомерные действия должностными лицами государственных органов (дознание, прокуратура, таможня, суд и т.п.)

Согласно принципам ответственности в гражданском праве убытки подлежат возмещению в полном объеме (ст.15). Это предполагает возмещение реального ущерба и упущенной выгоды. Но в силу диспозитивного характера нормы права в законе или договоре ответственность может определяться и в меньшем размере. В данном случае речь идет об ограничении ответственности.  Так договором может устанавливаться ответственность по возмещению или реального ущерба или убытков в определенном в договоре размере.

По отдельным видам обязательств законодательством может устанавливаться ограниченная ответственность (ст.400). Это возможно и по обязательствам, связанным с определенными видами деятельности. Вместе с тем, закон определяет, когда ограничение ответственности не допускается и любое соглашение по данному поводу являются ничтожными при условии что оно совершено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность.

Ограничение ответственности может быть не только в вопросе возмещения убытков, но также и по возмещению упущенной выгоды. Это может иметь место при взыскании зачетной, альтернативной и исключительной неустойки. Например, когда возмещение неустойки исключает возмещение убытков.

Вместе с тем и сама неустойка может быть уменьшена (ст.333) при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств виновной стороной.

Наряду с возможностью ограничения гражданско-правовой ответственности законодательство определяет случаи освобождения от ответственности при наличии определенных обстоятельств. К подобным обстоятельствам закон относит субъективный и объективный случаи, умысел потерпевшего (кредитора), управомочие причинителя (должника), согласие потерпевшего (кредитора).

Гражданское законодательство для освобождения от ответственности определяющими критериями субъективного характера устанавливает:

объективно предъявляемые требования к степени заботливости и осмотрительности, вытекающие из специфики обязательства или условий оборота; субъективные возможности лица предвидеть достаточность принимаемых мер и вероятные последствия своего поведения при исполнении конкретного обязательства при конкретных условиях оборота.

В качестве предела гражданско-правовой ответственности закон называет в качестве объективного обстоятельства действие непреодолимой силы. Под непреодолимой силой закон понимает чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, представляющие собой реальные явления естественного (природного) и социального порядка.

Непредотвратимость как признак непреодолимой силы свидетельствует:

во-первых, о неподвластности человеку объективного разрушительного воздействия событий (природных катаклизмом и социальных явлений), хотя и известных и предсказуемых;

во-вторых, невозможности при данном уровне развития предотвратить разрушительный процесс явления или уменьшить его вредное воздействие.

Вместе с тем, человек сам может быть причиной подобных явлений как источника непреодолимой силы, например, авария на Чернобыльской АЭС, войны, террористические акты.

Непреодолимая сила как юридически значимый объективный случай принимается в качестве основания для освобождения от ответственности конкретного причинителя (должника), в случае причинной связи с вредными последствиями для потерпевшего (кредитора).

В качестве основания для освобождения от ответственности во внедоговорной сфере рассматривается вина самого потерпевшего в форме умысла или неосторожности. Умысел потерпевшего на наступление для него вредных последствий во всех случаях исключает ответственность должника по обязательству. Грубая неосторожность потерпевшего, как правило, является основанием для уменьшения размера ответственности виновной стороны (причинителя).

Особое место для освобождения от ответственности среди прочих занимают такие основания как управомочие на причинение вреда, необходимая оборона, состояние крайней необходимости. Во всех случаях суд вправе и обязан объективно оценивать все обстоятельства, с учетом характера поведения обеих сторон, как причинителя, так и потерпевшего.

Уголовная ответственность. За наиболее грубые нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, наступает уголовная ответственность. Так, в соответствии со ст. 145 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов.

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил

техники безопасности или иных правил по охране труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. За это преступление предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет. Если эти действия повлекли по неосторожности смерть человека, то они наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без этого срока.

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.

Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за

соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также специально уполномоченные органы федеральные надзоры (государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью). Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов проводится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности,

независимости и гласности.

Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.

Органы федеральной инспекции труда реализуют следующие полномочия:

- осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

- осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих

нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

- анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

- принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

- осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту

Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

- осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

- иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда являются федеральными государственными служащими, и в связи с этим на них распространяются все нормы законодательства о федеральной государственной службе, в том числе и об ограничениях, обязанностях, ответственности. Обязанности государственных инспекторов труда закреплены ст. 358 ТК РФ. При осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций);

- хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности;

- считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства

предусмотрен главой 58 ТК РФ "Защита трудовых прав работников профессиональными союзами". В статьях 370 - 378 ТК закреплены права и полномочия профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. В определенной мере права профсоюзов конкретизированы Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп.). Согласно ст. 19 названного Закона, профессиональные союзы и состоящие в их ведении инспекции труда осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, где работают члены данного профсоюза.

Профессиональные союзы имеют право:

- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством РФ порядке;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с

нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда и др. (ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"). Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах его рассмотрения и принятых мерах (ст. 370 ТК РФ).

Территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов создаются профсоюзные инспекции труда для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Примерное положение о профсоюзной инспекции труда (профсоюзной правовой инспекции труда) утверждено постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 30.05.1996 г., Положение о технической инспекции труда - постановлением исполкома Генсовета ФНПР от 22.11.2000 г.16 . На их основе соответствующим профсоюзом, территориальным объединением (ассоциацией) организаций профсоюзов принимаются свои положения о профсоюзной инспекции труда (о профсоюзной правовой инспекции труда) и технической инспекции труда.

Профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК РФ. Частью 5 этой статьи предусмотрено, что

профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюза.

Нормативно-техническая документация (НТД) – это государственный стандарт, стандарт предприятия, технические условия, технические описания, рецептуры и другая документация, закрепляющая требования к качеству продукции (согласно словарю бизнес-терминов http://dic.academic.ru).

Нормативно-техническая документация необходима в работе инженеров, проектировщиков, конструкторов в разных отраслях экономики. Она настолько обширна, что существуют специальные справочные системы, где она систематизирована для удобства работы специалистов.

С июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации (№184-ФЗ от 27 декабря 2002г) «О техническом регулировании». Согласно статье 47 этого закона признается утратившими силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» введенные в действие с 1993 года. В мае 2007 года утвержден закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О техническом регулировании». Все положения по техническому регулированию, стандартизации и сертификации излагаются в соответствии с внесенными изменениями.

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно через границы государств перемещаются товары, капитал, трудовые ресурсы, где для них складываются наиболее благоприятные условия. Создание такого экономического пространства возможно, если принять меры к устранению технических и тарифных барьеров, причем под техническим барьером понимается различие требований к продукции и другим объектам, содержащимся в национальных стандартах различных государств. Так, из-за различных требований к определенным характеристикам автомобильной техники запрещен ее ввоз из России во многие страны мира. По данным экономического комитета Азиатского-Тихоокеанского

сотрудничества разработанные программы по устранению технических барьеров дали странам около 45 млрд. долларов прибыли.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ними процессами жизненного цикла; установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства наладки монтажа, эксплуатации хранения, реализации, утилизации; проведение работ в области оценки соответствия. (ЖЦП – жизненный цикл продукции является фундаментальным понятием в учении о системе менеджмента качества и представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов изменения состояние продукции: маркетинг, проектирование и изготовление, закупки, проверка, реализация, эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация после использования).

Исходя из этого определения техническое регулирование сводится к трем видам деятельности:

- первый вид деятельности реализуется через принятие и применение технических регламентов, имеющих силу закона, подзаконных актах и обязательных для применения;

- второй реализуется деятельностью по стандартизации через разработку и утверждение стандартов, которые должны применяться на добровольной основе;

- третий вид деятельности основывается наоценке соответствия (сертификация, декларирование соответствия).

Таким образом, введение закона о техническом регулировании не отменяет стандартизацию (тем более существующие ГОСТы) и сертификацию, как виды деятельности, но вносит определенные изменения, дополнения в существующие системы стандартизации и сертификации.

Принятие Федерального закона о техническом регулировании обусловлено тремя объективными обстоятельствами:

- необходимостью сближения и взаимоувязки, гармонизации требований к продукции и деятельности по техническому законодательству в России с таковыми в промышленно развитых странах для устранения технических, экономических и организационных барьеров при вступлении в единое экономическое пространство;

- задачей снятие избыточных ограничений, содержащихся в государственных стандартах, санитарных, строительных нормах и правилах и во множестве отраслевых документов, которые сдерживают предпринимательскую инициативу и бизнес граждан;

- необходимостью упорядочения названий, обязательных требований по составу и качеству продукции, особенно в пищевой промышленности. Это обусловлено тем обстоятельством, что имеющийся в настоящее время набор обязательных требований в многочисленных нормативных документах, технических условиях (ТУ) на продукцию не обеспечивает надлежащие качество и создает, в ряде случаев, опасность для здоровья граждан.

Объектами технического регулирования являются:

– продукция (готовые изделия, сырье, природное топливо, материалы);

– услуги (материальные и нематериальные);

– процессы на отдельных этапах жизненного цикла продукции, которые могут создать риск возникновения опасностей. Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:

- при разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

при разработке, принятии , применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или услуг;

- при оценке соответствия.

Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:

- установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла (деятельность по техническому регулированию);

- установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ по оказанию услуг (деятельность по стандартизации);

- правовое регулирование в области оценки соответствия (деятельность по сертификации).

Четвертая сфера применения технического регулирования – формирование требований, обеспечивающих единое и безопасное функционирование единой системы средств связи.

Действие закона «О техническом регулировании» с учетом внесенных изменений не распространяется:

- на государственные образовательные стандарты, положения аудиторской деятельности и стандарты эмиссии ценных бумаг;

- на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры в области охраны труда.

Федеральный закон не регулирует отношения связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний человека и по охране почвы, атмосферного воздуха водных объектов, отнесенным к местам массового отдыха и туризма.