2. 1 Виды деятельности человека
Деятельность человека проявляется в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание и средства бесконечного многообразны, что обусловлено сложностью системы мотивирующих её источников. По этому при классификации совокупности деятельностей, характерных для человека, исходят из разных признаков: видов и параметров потребностей, объектов преобразования, средств и способов, результатов и целого ряда других. Учитывая, что любая классификация в известной мере условна, рассмотрим лишь те виды деятельности, которые большинством исследователей признаются в качестве основных. К ним относят: игру, учение . Общение , объединяемые по признаку участия их в формировании и совершенствовании личности. Все эти виды деятельности включены в процесс индивидуального развития человека и каждый из них приобретает большее или меньшее значение в зависимости от стадии онтогенеза. Начиная от момента рождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затем следует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгого поэтапного подразделения этих видов социальной активности человека не существует, а наблюдается их тесное взаимопереплетение и взаимодействие.
Следует отметить, что разные виды деятельности имеют свой предмет - объект приложения активности. Так, предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат ; предметом общения являются люди, животные.
Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживании и взаимопонимании.
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории,
переплетаясь с религиозным культом, искусством, спортом, военным делом. Изучением игры занимается этнография, педагогика, психология, теория управления и целый ряд других наук, каждая из которых дает ей свое определение. Игра - это форма деятельности, направленная на усвоение и воссоздание индивидом социального опыта.
Учение как вид деятельности - это процесс приобретения знаний, умений и навыков.
Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий.
Навыки - доведенные до совершенства путем многократного повторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия).
Умения - освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которые он может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки и умения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующих поколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в роли средства, способствующего естественному гармоническому (физическому и духовному) развитию человека, становлению его как социального существа.
Трудовая деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов - его продуктов, которые полезны не только для конкретного субъекта деятельности, но и для общества в целом. Даже в тех случаях, когда человек делает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт других людей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельность по своей природе социальна, что выражается в совместном производстве людьми общественно значимого продукта. Благодаря
труду созданы все предметы материальной и духовной культуры человечества, построено современное общество.
- Автономная некоммерческая организация
- Содержание:
- 2. Характеристика системы "человек - среда обитания"
- 3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
- 4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
- 5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека
- 6. Мотивация риска
- 7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
- 8. Основные причины деградации окружающей среды
- 9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы
- Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы. План
- 1. Различные условия нахождения потоков энергии, веществ и информации.
- 2. Опасности.
- 3. Объекты защиты.
- 4. Проблемы в системах безопасности.
- 5.Задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека.
- Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека План
- Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности
- 2. Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельноcти
- 3. Ноксология – наука об опасностях
- 4. Закон толерантности
- Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности
- Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности План
- 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
- 2. Основные законодательные акты и нормативные документы
- 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда.
- 4. Стандартизация в области безопасности труда
- 4. Расследование и учет несчастных случаев
- 5. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на производстве
- 7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда
- Тема 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс ) и гражданской обороны (го) План
- 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- 2. Гражданская оборона (го), её роль и место в Российской Федерации.
- 2.2 Понятия го
- 2.3 Организация и ведение го.
- 3. Основы государственной политики в го. Принципы организации ведения го
- 4. Степени готовности го и их краткая характеристика
- Раздел III. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
- Тема 4.Основы физиологии труда и комфортные условия жизни План
- 1. Анализаторы человеческого организма.
- 2. 1 Виды деятельности человека
- 2.2 Физический и умственный труд
- 2.3 Физиологические изменения в организме при работе
- 3. Понятие микроклимата, его параметры.
- 3.1 Общие требования к параметрам микроклимата
- 3.2 Терморегуляция организма
- 3.3 Методы и приборы измерения параметров микроклимата
- Аспирационный психрометр
- Дистанционный психрометр
- Крыльчатый анемометр -
- Термоанемометр по своей сути является акустическим прибором, то есть использует определение характеристик звука (а именно скорость звука), а затем эту информацию преобразует в нужный сигнал.
- 5. Общие санитарно - технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 6. Приемы и способы создания комфортных условий для работы в производственных помещениях.
- 7. Порядок организации оптимального освещения рабочих мест, способы определения качества естественного освещения и коэффициента освещенности
- Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
- 1.2 Повседневные абиотические факторы
- 1.3 Литосферные опасности
- 1.3.1 Землетрясение
- 1.3.2 Сели
- 1.3.3 Снежные лавины
- 1.3.4 Извержение вулканов
- 1.3.5 Оползни
- 1.4 Гидросферные опасности
- 1.4.1 Наводнения
- 1.4.2 Цунами
- 1.5 Атмосферные опасности
- 1.6 Космические опасности
- 1.2 Природные пожары
- 1.2.1 Понятие «пожар» и «пожарная безопасность».
- 1.2.2 Причины возникновения пожаров.
- Источники возникновения лесных пожаров. Основными источниками (местами возникновения) антропогенных пожаров являются:
- 1.2.3 Лесные пожары в России.
- Лесные пожары - одна из серьезнейших проблем российских лесов.
- 1.2.4 Приемы и средства ликвидации последствий лесных пожаров.
- 1.3. Массовые заболевания. Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 3.1 Массовые заболевания
- 1.3.2 Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения
- 1.3.3 Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 2. Техногенные опасности.
- 2.1 Вредные вещества.
- 2.1.1 Показатели токсичности химических веществ
- 4.1.2 Факторы, определяющие токсическое действие химических веществ
- 2.1.3 Гигиеническое регламентирование химических факторов среды обитания
- 2.1.4 Классификация промышленных ядов по характеру действия на организм человека
- 2.1.5. Комбинированное действие промышленных ядов
- 2.1.6 Пути поступления ядов в организм
- 2.1.7. Распределение ядов в организме, превращение и выведение
- 2.1.8. Оценка реальной опасности химических веществ
- 2.1.9. Защита от воздействия вредных веществ
- 2.2 Вибрация
- 2.3 Акустический шум
- 2.3.1 Акустические загрязнения
- 2.4 Инфразвук
- 2.4.1 Инфразвук в нашем повсевдневном окружении
- 2.4.2 Технотронные методики
- 2.4.3 Исследования медиков в области влияния на человека инфразвука.
- 2.4.4 Некоторые меры борьбы с инфразвуком
- 2.5 Электромагнитные поля и излучения
- 2.5.1 Воздействие электромагнитных полей
- 2.5.2 Воздействие электромагнитного излучения
- 2.6 Лазерное излучение
- 2.7 Электрический ток
- 2.7.1 Условия существования электрического тока
- 2.7.2 Основы электробезопасности
- 2.8 Механическое воздействие
- 2.8.1 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
- 3.Защита и действия населения
- 3.1 Мероприятия по защите населения
- 3.1.1 Оповещение
- 3.1.2 Эвакуационные мероприятия
- 3.1.3 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3.2 Медицинские мероприятия по защите населения
- Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности План
- 1. Виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях
- 2. Виды психического воздействия на человека и защита от них
- 2.1 Защита от опасностей, связанных с физическим насилием
- 2.1.1 Насилие над детьми
- 2.1.2 Суицид
- 2.1.3 Сексуальное насилие
- 2.2 Психическое состояние человека, его безопасность.
- 2.2.1 Определение психических состояний
- 2.2.2 Типичные положительные психические состояния человека
- 2.2.3 Отрицательные психические состояния
- 2.2.4 Персеверация и ригидность
- 2.2.5 Основы информационной безопасности
- 2.2.4 Меры защиты: четыре уровня защиты
- 2.3 Основы информационной безопасности
- 2.3.1 Информационная безопасность
- 2.3.2 Меры защиты информационной безопасности
- 3. Оказание первой доврачебной помощи
- 3.1. Оказание первой помощи
- 3.1.2 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
- 3.1.3 Остановка кровотечения
- 3.1.4 Наиболее распространенные виды травм, их симптомы и оказание первой помощи
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при химических отравлениях
- 3.1.6 Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током
- 3.1.7 Учреждения, оказывающие первую медицинскую помощь
- 4. Основы пожарной безопасности
- 4.1 Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности
- 4.2 Организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей
- 4.3.Первичные средства пожаротушения
- 4.3.1 Огнетушащие свойства воды
- 4.3.2 К первичным средствам пожаротушения относятся:
- 4.3.3 Огнетушители
- 4.3.4 Оказание доврачебной помощи при пожаре
- Раздел V. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 1. Транспортные аварии
- 2.Внезапное обрушение сооружений и зданий
- 2. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Природные пожары.
- 3. Возможный характер будущей войны
- 4. Понятие оружия массового поражения.
- 4.1 Ядерное оружие
- 4.2 Химическое оружие
- 4.3 Бактериологическое (биологическое) оружие
- 5. Основные способы защиты населения
- 6. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
- Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера
- Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях План
- 1. Общая классификация опасностей (признаки и виды).
- 2. Источники опасностей.
- 3. Естественные опасности
- 4. Техногенные опасности
- 5. Антропогенные опасности
- 6. Система обеспечения безопасности
- Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера План
- Терроризм и его виды
- 1.2. Формы терроризма
- 1.2.1 Меры защиты при проведении террористических актов
- 1.2.2 Угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации
- 1.2.3 Захват и угон морского судна, и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства
- 1.2.4 Захват заложников
- Необходимо усвоить следующие правила:
- 1.2.5 Иные формы терроризма
- 1.2.6 Причины терроризма
- 2. Нападение на особо опасные объекты.
- 2.1 Категория опасных объектов
- 2.2 Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры