4.3. Порошковые огнетушители (оп)
В ОП огнетушащим веществом являются порошковые составы. Механизм тушения порошковыми составами обусловлен рядом факторов. Он основан на разбавлении горючей среды газообразными продуктами разложения порошка, охлаждении зон горения. Важную роль играет возникновение эффекта огнепреградителя, обусловленного прохождением пламени между частицами в струе порошка. Имеет значение также ингибирование химических реакций в пламени.
Коэффициент наполнения ОП изменяется в пределах 0,8…0,9.
Порошковые огнетушители являются универсальным средством пожаротушения и предназначены для тушения пожаров классов А,В,С и электроустановок (под напряжением до 1000 В). Они используются для защиты от пожаров жилых помещений, общественных и промышленных сооружений, транспорта и других объектов.
К числу недостатков ОП относятся слеживание порошка, а также снижение давления газа в закачных огнетушителях.
Для пожаротушения применяют переносные и передвижные ОП. По способу вытеснения порошка из огнетушителя их классифицируют на закачные (З), баллончиковые (Б) и газогенераторные (Г). В переносных ОП применяются все три способа вытеснения порошка, а в передвижных – используется только закачка вытесняющего газа.
Закачной переносной ОП представлен на рис.4.6. запорно-пусковая головка 5 как и в ОУ предназначена запирать баллон ОП от произвольного выхода из него вытесняющего газа и открывать каналы для выхода из огнетушителя тушащего порошка.
Принципиальная схема запорно-пускового устройства закачных ОП представлена на рис.4.7. В исходном положении давление закачанного в ОП газа измеряется индикатором 9. Величина утечки для закачных огнетушителей не должна превышать 10% в год от рабочего давления. Для подачи порошка на тушение необходимо вытащить чеку 7 и нажать на рычаг 8. Его кулачком клапан 6 переместиться вниз. При этом сожмется пружина 4 и порошок 4 и порошок по сифонной трубке поступит в камеру пружины 4 и по каналу в корпусе 5 на тушение. Если отпустить рычаг 8, то пружина 4 прижмет клапан к его седлу и подача порошка прекратится.
Передвижные ОП имеют две конструктивные особенности. Они вмещают 50 или 85 кг порошка, поэтому устанавливаются на двухколесной тележке. Кроме этого, для заполнения вытесняющим газом баллона огнетушителя в его крышке закреплен специальный зарядник. Он представляет собой обратный клапан с пружиной, смонтированной в штуцере, закрываемом крышкой с резьбой.
ОП с баллончиком сжатого газа (Б). Эти огнетушители в отличие от ОП (З) имеют в запорно-пусковой головке встроенный баллончик с газом, сжатым до 15 МПа (рис.4.8). При нажатии на рычаг 5 игла 6 проколет мембрану 2 и газ баллончика поступит в корпус огнетушителя по каналам в ниппеле 3. Сжатый газ будет поступать также и в сифонную трубку, взрыхляя порошок, заставляя вытесняться его в шланг, а затем в ствол. Вместе соединения сифонной трубки со шлангом установлена защитная мембрана из полиэтиленовой пленки. Она разрушается под давлением 0,3…0,4 МПа и предотвращает попадание влаги во внутрь огнетушителя.
Ствол ОП позволяет выпускать порошок весь сразу или по частям. Для этого необходимо периодически отпускать рукоятку, пружина которой закроет ствол.
Для пожаротушения применяют переносные и передвижные ОП. Их обозначение включает аббревиатуру и цифры. Цифры приближенно означают количество порошков в кг. Например, ОП-2(3) или ОП-5(Г). В первом случае огнетушитель порошковый закачной (З), во втором – с баллончиком (Б).
Некоторые параметры технических характеристик ОП представлены в табл.4.5.
Таблица 4.5
Огнету-шители | Коли-чество порошка кг | Класс пожара и размер модельного очага | Время подачи порошка с | Длина выброса, м | Масса ОП |
Перенос-ные
Передвиж-ные
| 0,85…12
42,5…85 | 1А, 13В…4А, 144В
6А,233В…10А, 233В | 5…30
25…45 | 3…5
6 | 2,5…20,5
100…200 |
Передвижные ОП устанавливают на тележках. Все ОП работоспособны при температурах воздуха от –40 до +500С.
Огнетушители порошковые с газогенерирующими устройствами. В этих огнетушителях используются газогенерирующие устройства (ГГУ), которые служат для создания рабочего давления в их корпусах и вытеснения огнетушащего порошка для тушения очага горения. Их производят в двух вариантах. Огнетушители порошковые – ОП(Г) и модули порошкового пожаротушения (МПП).
Огнетушители ОП(Г). Они отличаются от огнетушителей ПП наличием газогенерирующего устройства, устанавливаемого внутри корпуса. Они имеют ряд достоинств. Давление в корпусе огнетушителя отсутствует, поэтому они более надежны в работе и безопасны при хранении. Их масса, при одинаковой вместимости меньше, чем в ОП с другим способом вытеснения огнетушащего вещества. Важна также простота перезарядки, так как не требуется компрессорное оборудование.
Особенности конструкции ОП (Г) является (рис.4.9) то, что запорная головка 3 в сборе и трубка сифонная 4 выполнены и установлены раздельно. Поэтому управление выпуском порошка осуществляется только пистолетом 7.
Принципиальная схема головки ОП (Г) представлена на рис.4.10. В корпус головки 2 ввинчивается генератор 1. Головка, в свою очередь, ввинчивается в крышку корпуса огнетушителя. Приведение огнетушителя в работу производится в такой последовательности: вынимают чеку 3 и ударяют по грибку 4, боек 5, ударяя о пистон, приводят в действие газогенератор 1. Выделяющийся газ и будет вытеснять порошок из баллона огнетушителя. Рабочее давление в баллонах не превышает 1,2 МПа.
Некоторые параметры технических характеристик ОП (Г) приведены в табл.4.6.
Таблица 4.6.
Огнету-шители | Коли-чество порошка кг | Класс пожара и размер модельного очага | Время подачи порошка с | Длина выброса, м | Масса ОП |
ОП-2 (Г) ОП-5 (Г) ОП-10 (Г) | 1,5 л 4 9 |
2А, 55В 4А, 144В | 8 6 10 | 4 3,5 4,5 | 4 8,2 13 |
ОП (Г) работоспособны в диапазоне температур окружающей среды от –200С до +600С.
Модуль порошкового пожаротушения. Это огнетушители стационарные, импульсные, одноразового действия с частично разрушающимся элементом конструкции.
Общий вид одного из вариантов конструкции МПП (Буран-2,5) представлен на рис.4.11. Он состоит из двух сферообразных металлических частей: мембраны 1 и корпуса 3, соединенных кольцом 2. Корпус 3 изготовлен из листа стали. Ст 20 или Ст3, толщиной 1,2 мм. Для изготовления мембраны 1 применяется лист из алюминия АМ5 или АМ6, толщиной 0,5…0,6 мм. На внешней ее поверхности, из центра к периферии профрезированы три канавки (под углами по 1200). Их глубина равна 0,1 мм, а ширина 0,5±0,1 мм. Эти канавки облегчают разрушение мембраны при срабатывании модуля.
Мембрана 1 и корпус 3 соединены кольцом 3. На корпусе 3 имеется приспособление 5 для крепления модуля к потолку защищаемого помещения.
Пространство, ограниченное мембраной и корпусом, предназначено для хранения огнетушащего порошка, газообразователя, электрического активатора и самосрабатывающего устройства. Общая схема компоновки модуля описанных устройств показана на рис.4.11,б.
В стакане 4 установлен спрессованный газообразователь 7, опоясанный огнепроводным шнуром 8, который в изоляционной трубке 9 подводится к пробке 10, заполненным термопорошком 11. Шнур 8 в верхней части присоединен к электроактиватору 6.
При воздействии на мембрану 1 тепла или пламени, уже при нагреве ее до 85±50С самовоспламеняется порошок 11 в колпачке 10. Тепло, распространяясь по горящему шнуру, подводится к газообразователю 7. При его горении выделяется большое количество газов. Этот газ через отверстия в стакане 4 поступает внутрь модуля, повышая в нем давление. При достижении расчетного давления (0,4…1,2 МПа для различных модулей) мембрана 1 разрывается по выполненным на ней канавкам, и огнетушащий порошок выбрасывается на очаг горения. Так как мембрана изготовлена из мягкого алюминия, то какие-либо твердые частицы не образуются.
Электропуск модуля осуществляется импульсом тока 100 мА, продолжительностью не менее 0,1 с при напряжении на контактах модуля не менее 6В.
МПП производятся в виде цилиндров с плоскими мембранами на их основании. Все они рекомендуются для тушения пожаров класса А и В и электроустановок под напряжением до 5000 В. Однако большинство из них включаются в работу только от электросети и рекомендуются в основном, для комплектования автоматических установок пожаротушения..
Некоторые параметры технических характеристик ряда МПП приводятся в табл.4.7.
Таблица 4.7
Наименование показателя | Размерность | Модели МПП | |||
Буран-0,5 | Буран-2,5 | Буран-2,5Вх | Буран-8хх | ||
Масса модуля | кг | 1,6 | 2,9 | 3,6 | 12,0 |
Масса порошка | кг | 0,48 | 1,95 | 1,95 | 7,0 |
Габаритные размеры диаметр длина |
мм мм |
100 210 |
250 140 |
250 170 |
250 350/380 |
Огнетушащая способность
|
м2 м3 м3 |
2 2 2 |
7 18 16 |
7 18 16 |
16/21 31-42 31-42 |
Максимальный Пожары класса В | - | 13В | 34В | 34В | 34В |
Примечания: * - рекомендуется применять во взрывоопасных зонах помещений;
** - в зависимости от высоты крепления на потолке или на стене.
Пример обозначения МПП. МПП(Р) – 0,5-И-ГЭ УХР кат.3,1-ТУ (номер) Р – с разрушающимся элементом; 0,5 – объем в л импульсного действия; ГЭ – с газогенерирующим элементом; климатическое исполнение, категория и номер ТУ.
МПП не требуют специального технического обслуживания. Следует только периодически очищать их корпуса от пыли и грязи, протирая их влажной тряпкой. Один раз в 1…3 месяца (в зависимости от типа модуля) проверяется корпус модуля на предмет обнаружения вмятин и повреждений. При наличии указанных дефектов корпуса меняют.
Проверка качества огнетушащего порошка производится один раз в пять лет. Модули работоспособны при температуре окружающего воздуха от –50 до +500С.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Глава 1. Боевая одежда пожарных. Оборудование для выполнения
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па……………………...
- Раздел 3. Основные и специальные пожарные автомобили………
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения………...
- Глава 9. Основные па целевого применения…………………………….
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили
- Раздел 4. Техническая служба в гпс…………………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- Краткий очерк развития пожарной техники
- Пожарные автомобили. Определение и классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- Теплоотражательные и теплоизоляционные костюмы
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- Пожарные автомобили порошкового тушения
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата