Результаты государственной экспертизы условий труда

дипломная работа

2.4 Социальное партнерство в сфере условий и охраны труда. Общественный контроль за охраной труда

Система социального партнерства начала формироваться в Республике Саха (Якутия) с 1992 года. На сегодня можно констатировать, что социальное партнерство в республике превратилось в многоуровневую систему. Одним из важных направлений в работе по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) является конструктивный диалог сторон социального партнерства на различных уровнях.

В целях реализации Закона РС(Я) «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в РС(Я)» территориальные соглашения за отчетный период заключены в 5 районах: Олекминском, Чурапчинском, Нюрбинском, Хангаласском, Среднеколымском. Таким образом, в настоящее время действуют 18 соглашений о регулировании социально-трудовых отношений.

Таблица 2. Динамика зарегистрированных территориальных соглашений и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в РС(Я)

Показатель

2012

2013

2014

Территориальные соглашения

24

21

18

Территориальные комиссии

30

30

25

В целях усиления работы территориальных трехсторонних комиссий в план работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2015 год включен вопрос о деятельности территориальных трехсторонних комиссий по повышению социальной защиты прав и законных интересов граждан, по итогам рассмотрения, которого, будут выработаны задачи для дальнейшей работы по заключению территориальных соглашений во всех районах республики, а также по разработке планов работ территориальных комиссий с дальнейшей их реализацией.

По состоянию на 31.12.2014 года в республике действует 9 отраслевых соглашений. Одним из основных документов, регулирующим социально-трудовые отношения на уровне организации, является коллективный договор. Так, заключено 96 коллективных договоров крупных предприятий, органов государственной власти, федеральных и республиканских учреждений. В настоящее время в республике действует 1888 коллективных договора, прошедшие уведомительную регистрацию в период с 2012 по 2014 годы, а также пролонгировавшие свое действие.

Из общего количества коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию 89% заключено в бюджетных учреждениях и 11% во внебюджетных организациях. При этом доля работников, охваченных действующими коллективными договорами в бюджетной сфере, составляет 51,6%, во внебюджетных организациях - 48,4%.

Таблица 3. Сведения о количестве зарегистрированных коллективных договоров в Республике Саха (Якутия) и действующих по состоянию на 01.01.2015 года

№№

п/п

Район (улус)

Количество коллективных договоров

2012

2013

2014

Действующие колдоговора

Количество работников, охваченных действующими колдоговорами, чел

1

Абыйский улус (район)

10

2

6

16

44

2

Алданский улус (район)

10

45

24

66

3690

3

Аллаиховский улус (район)

4

7

7

16

240

4

Амгинский улус (район)

19

39

16

55

1925

5

Анабарский улус (район)

4

4

1

14

281

6

Булунский улус (район)

2

3

19

23

800

7

Верхневилюйский улус (район)

30

6

26

40

1209

8

Верхнеколымский улус (район)

4

6

5

15

591

9

Верхоянский улус (район)

19

5

15

43

1486

10

Вилюйский улус (район)

43

69

22

113

3901

11

Горный улус (район)

33

1

8

15

821

12

Жиганский улус (район)

22

24

13

32

667

13

Кобяйский улус (район)

33

8

14

41

1773

14

Ленский улус (район)

31

25

15

70

2605

15

Мегино-кангаласский улус (район)

89

24

22

130

3596

16

Мирнинский улус (район)

40

30

25

65

40980

17

Момский улус (район)

14

11

6

16

304

18

Намский улус (район)

48

58

13

94

4070

19

Нерюнгринский улус (район)

23

34

40

81

6957

20

Нижнеколымский улус (район)

14

2

9

25

461

21

Нюрбинский улус (район)

47

7

10

46

1543

22

Оймяконский улус (район)

9

9

18

30

611

23

Олекминский улус (район)

3

25

42

82

2010

24

Оленекский улус (район)

2

3

3

26

643

25

Среднеколымский улус (район)

8

37

3

28

932

26

Сунтарский улус (район)

116

173

5

153

2602

27

Таттинский улус (район)

12

6

27

40

1920

28

Томпонский улус (район)

16

23

14

30

1161

29

Усть-Алданский улус (район)

37

44

6

86

3187

30

Усть-Майский улус (район)

8

15

19

30

1178

31

Усть-Янский улус (район)

35

35

8

33

987

32

Хангаласский улус (район)

18

10

18

18

934

33

Чурапчинский улуч (район)

13

11

18

30

1806

34

Эвено-бытантаский национальный наслег улус (район)

4

10

1

14

167

35

г. Якутск

170

171

141

272

47911

Всего

990

982

639

1888

143993

В рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию механизма проведения экспертизы коллективных договоров разработаны и утверждены методические рекомендации по экспертизе коллективных договоров, а также макет коллективного договора. Данные методические рекомендации были разработаны на основании анализа типичных ошибок, допускаемых при составлении и заключении коллективных договоров. В целях разъяснения и обсуждения данных методических рекомендаций в декабре проведен семинар с участием руководителей территориальных органов Минтруда РС(Я) по разъяснению проведения экспертизы коллективных договоров.

Организация общественного контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях Республики Саха (Якутия) в 2014 году.

Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2015 года объединяет 22 членские организации, в том числе 18 республиканских комитетов, 2 территориальных и 1 бассейновый комитетов, 1 Межрегиональный профсоюз с общей численностью 219468 членов профсоюза, в том числе 194509 работающих членов профсоюза, 17612 студентов и учащихся, 7347 пенсионеров. На профсоюзном обслуживании объединения находятся 3052 первичных профсоюзных организации.

В соответствии планом основных работ и предоставленными профсоюзам федеральными законами правами осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства работа в области охраны труда проводится в следующих направлениях:

· проведение проверок за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, выполнении обязательств коллективных договоров и соглашений;

· проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий и организаций;

· принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· получение от руководителей и иных должностных лиц организаций информации об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, доведение ее до членов профсоюза;

· принятие участия в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

· принятие участия в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также соглсование их в установленном Правительством РФ порядке;

· принятие участия в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных соглашениями и колдоговорами, а также с изменениями условий труда.

Техническая инспекция труда Федерации профсоюзов РС(Я) состоит из 5 специалистов, в том числе 2 инспектора в Аппарате и 3 инспектора в отраслевых профсоюзных организациях работников государственных учреждений и социального обслуживания, здравоохранения и народного образования.

Таблица 4. Показатели работы технической инспекции труда за отчетный период следующие:

Наименование показателей

2014 год

2013 год

1

Проведено проверок, всего

111

107

2

Выявлено нарушений

466

501

3

Выдано представлений

111

107

4

Из числа проверок проведено тематических проверок, всего

94

93

4.1

Из них по вопросам: регулирования труда женщин

17

8

4.2

несовершеннолетних

-

7

4.3

Обеспечения сиз

22

41

4.4

Гарантий и компенсаций за вредные условия труда

28

9

4.5

Рабочего времени и времени отдыха

-

11

4.6

Проведения спецоценки условий труда

4

-

4.7

Выполнения обязательств коллективных договоров и соглашений

23

17

5

Направлено требований о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение требований охраны труда

3

5

6

Приостановлена работа оборудования, станков и механизмов

1

1

7

Проведено расследований несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом и групповых

72

76

8

Рассмотрено заявлений, обращений членов профсоюза, связанных с нарушением их прав по охране труда

69

115

Из них разрешено в пользу работников

48

98

В целях осуществления общественного контроля за соблюдением требований охраны труда в Федерации профсоюзов РС(Я) созданы комиссии по охране труда в рескомах профсоюзов, Постоянная комиссия Совета Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) по охране труда и экологической безопасности, комиссии по охране труда первичных профорганизаций, избраны уполномоченные по охране труда профсоюзных комитетов.

По отчетным данным за 2014 год в целом по Федерации профсоюзов РС(Я) избрано 2534 уполномоченных по охране труда, ими проведено более 11 тысяч проверок, выявлено 11800 нарушений требований охраны труда, выдано около 9 тысяч представлений на их устранение.

По сравнению с 2013 годом отмечается снижение количества уполномоченных по охране труда (в 2013 году было 3045 чел.), что объясняется некоторыми мерами по оптимизации количества уполномоченных и корректировки соответствия отчетных данных фактическим обстоятельствам. Снижение количества уполномоченных отмечается в организациях образования, здравоохранения и государственных учреждений.

Наибольшее количество уполномоченных по охране труда избрано в организациях народного образования - 740 человек, на предприятиях - АК «Алроса» - 720 чел., в государственных учреждениях - 275, в коллективах здравоохранения - 346, предприятиях энергетики - 146, угледобывающих предприятиях - 75.

Проведено проверок соблюдения требований охраны труда уполномоченными «Профалмаза» - 6947, «Электропрофсоюз» - 3726, профсоюза образования - 345, профсоюза здравоохранения - 290, профсоюза работников ОАО «Якутуголь» - 125.

Одним из основных форм общественного контроля является участие профсоюзного актива в расследовании несчастных случаев на производстве, совместное обсуждение с работодателем их причин и обстоятельств, разработка мер, направленных на предупреждение в дальнейшем подобных случаев.

Делись добром ;)