Результаты государственной экспертизы условий труда

дипломная работа

8) информировать общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в муниципальном образовании.

Исполнение переданных полномочий в 36 муниципальных образованиях осуществляют 40 освобожденных единиц специалистов по охране труда, содержание которых финансируется из государственного бюджета республики в виде субвенций местным бюджетам (Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г.№227 «Об утверждении порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на выполнение отдельных государственных полномочий в области охраны труда»).

2.3 Межведомственная комиссия по охране труда в Республике Саха (Якутия)

Одним из инструментов в системе управления охраной труда является деятельность Межведомственной комиссии по охране труда РС(Я), которая позволяет обеспечить взаимодействие государственных органов управления, надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов, других заинтересованных организаций. В связи с изменением структуры и кадрового состава исполнительных органов государственной власти распоряжением Республики Саха (Якутия) «О Межведомственной комиссии по охране труда Республики Саха (Якутия)» от 10.12.2014г. №1446-р внесены изменения в состав комиссии.

Межведомственная комиссия по охране труда в Республике Саха (Якутия):

· разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда;

· обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов государственного надзора и контроля, Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), республиканских объединений работодателей при решении вопросов, связанных с охраной труда, профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

· координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по Республике Саха (Якутия) в части реализации мер воздействия на работодателей, нарушающих требования охраны труда;

· определяет приоритетные направления федеральных и республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;

· рассматривает проекты законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

· рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения органов государственной власти Республики Саха (Якутия), Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканских объединений работодателей, касающиеся вопросов охраны труда;

· рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране труда;

· рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.

За отчетный период проведено три заседания Межведомственной комиссии по охране труда Республики Саха (Якутия) (29.01.2014, 17.06.2014, 08.12.2014), где было рассмотрено 13 вопросов, касающихся состояния охраны и условий труда в различных организациях (подведомственных Министерству культуры РС (Я), Министерству промышленности РС (Я)), качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, соблюдения законодательства по охране труда в республике, состояния условий труда и профессиональных заболеваний на территории РС (Я), проведения государственной экспертизы условий труда, и др.

Министерство труда и социального развития РС(Я) ведет координацию и контроль исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий в области охраны труда. В республике реализуется подпрограмма «Охрана труда» государственной программы РС(Я) «Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», в которой предусмотрены субвенции на осуществление органами МСУ переданных полномочий.

Таблица 1. Динамика показателей работы органов местного самоуправления в области охраны труда

Показатели

2012

2013

2014

Проведено заседаний МВК по охране труда

131

143

128

Наличие системы управления охраной труда в муниципальных образованиях

26

26

35

Наличие целевых программ по улучшению условий и охраны труда в муниципальных образованиях

19

20

24

Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) 10 апреля 2014 года проведен семинар-совещание для главных специалистов по охране труда муниципальных образований республики. Семинар был посвящен предметному обсуждению ряда принятых изменений в трудовом и пенсионном законодательстве, организации общественного контроля и взаимодействия с профсоюзными организациями, отчетности исполнения переданных полномочий в области охраны труда муниципальными образованиями, итогов работы по финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональным заболеваниям в республике за 2013 год и пр. С докладами выступили представители Государственной инспекции труда, управления Роспотребнадзора, Саха(Якутия)стат, регионального отделения Фонда социального страхования, центра профпатологии, профсоюзных органов, а также представители компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.

2.4 Социальное партнерство в сфере условий и охраны труда. Общественный контроль за охраной труда

Система социального партнерства начала формироваться в Республике Саха (Якутия) с 1992 года. На сегодня можно констатировать, что социальное партнерство в республике превратилось в многоуровневую систему. Одним из важных направлений в работе по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) является конструктивный диалог сторон социального партнерства на различных уровнях.

В целях реализации Закона РС(Я) «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в РС(Я)» территориальные соглашения за отчетный период заключены в 5 районах: Олекминском, Чурапчинском, Нюрбинском, Хангаласском, Среднеколымском. Таким образом, в настоящее время действуют 18 соглашений о регулировании социально-трудовых отношений.

Таблица 2. Динамика зарегистрированных территориальных соглашений и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в РС(Я)

Показатель

2012

2013

2014

Территориальные соглашения

24

21

18

Территориальные комиссии

30

30

25

В целях усиления работы территориальных трехсторонних комиссий в план работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2015 год включен вопрос о деятельности территориальных трехсторонних комиссий по повышению социальной защиты прав и законных интересов граждан, по итогам рассмотрения, которого, будут выработаны задачи для дальнейшей работы по заключению территориальных соглашений во всех районах республики, а также по разработке планов работ территориальных комиссий с дальнейшей их реализацией.

По состоянию на 31.12.2014 года в республике действует 9 отраслевых соглашений. Одним из основных документов, регулирующим социально-трудовые отношения на уровне организации, является коллективный договор. Так, заключено 96 коллективных договоров крупных предприятий, органов государственной власти, федеральных и республиканских учреждений. В настоящее время в республике действует 1888 коллективных договора, прошедшие уведомительную регистрацию в период с 2012 по 2014 годы, а также пролонгировавшие свое действие.

Из общего количества коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию 89% заключено в бюджетных учреждениях и 11% во внебюджетных организациях. При этом доля работников, охваченных действующими коллективными договорами в бюджетной сфере, составляет 51,6%, во внебюджетных организациях - 48,4%.

Таблица 3. Сведения о количестве зарегистрированных коллективных договоров в Республике Саха (Якутия) и действующих по состоянию на 01.01.2015 года

№№

п/п

Район (улус)

Количество коллективных договоров

2012

2013

2014

Действующие колдоговора

Количество работников, охваченных действующими колдоговорами, чел

1

Абыйский улус (район)

10

2

6

16

44

2

Алданский улус (район)

10

45

24

66

3690

3

Аллаиховский улус (район)

4

7

7

16

240

4

Амгинский улус (район)

19

39

16

55

1925

5

Анабарский улус (район)

4

4

1

14

281

6

Булунский улус (район)

2

3

19

23

800

7

Верхневилюйский улус (район)

30

6

26

40

1209

8

Верхнеколымский улус (район)

4

6

5

15

591

9

Верхоянский улус (район)

19

5

15

43

1486

10

Вилюйский улус (район)

43

69

22

113

3901

11

Горный улус (район)

33

1

8

15

821

12

Жиганский улус (район)

22

24

13

32

667

13

Кобяйский улус (район)

33

8

14

41

1773

14

Ленский улус (район)

31

25

15

70

2605

15

Мегино-кангаласский улус (район)

89

24

22

130

3596

16

Мирнинский улус (район)

40

30

25

65

40980

17

Момский улус (район)

14

11

6

16

304

18

Намский улус (район)

48

58

13

94

4070

19

Нерюнгринский улус (район)

23

34

40

81

6957

20

Нижнеколымский улус (район)

14

2

9

25

461

21

Нюрбинский улус (район)

47

7

10

46

1543

22

Оймяконский улус (район)

9

9

18

30

611

23

Олекминский улус (район)

3

25

42

82

2010

24

Оленекский улус (район)

2

3

3

26

643

25

Среднеколымский улус (район)

8

37

3

28

932

26

Сунтарский улус (район)

116

173

5

153

2602

27

Таттинский улус (район)

12

6

27

40

1920

28

Томпонский улус (район)

16

23

14

30

1161

29

Усть-Алданский улус (район)

37

44

6

86

3187

30

Усть-Майский улус (район)

8

15

19

30

1178

31

Усть-Янский улус (район)

35

35

8

33

987

32

Хангаласский улус (район)

18

10

18

18

934

33

Чурапчинский улуч (район)

13

11

18

30

1806

34

Эвено-бытантаский национальный наслег улус (район)

4

10

1

14

167

35

г. Якутск

170

171

141

272

47911

Всего

990

982

639

1888

143993

В рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию механизма проведения экспертизы коллективных договоров разработаны и утверждены методические рекомендации по экспертизе коллективных договоров, а также макет коллективного договора. Данные методические рекомендации были разработаны на основании анализа типичных ошибок, допускаемых при составлении и заключении коллективных договоров. В целях разъяснения и обсуждения данных методических рекомендаций в декабре проведен семинар с участием руководителей территориальных органов Минтруда РС(Я) по разъяснению проведения экспертизы коллективных договоров.

Организация общественного контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях Республики Саха (Якутия) в 2014 году.

Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2015 года объединяет 22 членские организации, в том числе 18 республиканских комитетов, 2 территориальных и 1 бассейновый комитетов, 1 Межрегиональный профсоюз с общей численностью 219468 членов профсоюза, в том числе 194509 работающих членов профсоюза, 17612 студентов и учащихся, 7347 пенсионеров. На профсоюзном обслуживании объединения находятся 3052 первичных профсоюзных организации.

В соответствии планом основных работ и предоставленными профсоюзам федеральными законами правами осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства работа в области охраны труда проводится в следующих направлениях:

· проведение проверок за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, выполнении обязательств коллективных договоров и соглашений;

· проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий и организаций;

· принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· получение от руководителей и иных должностных лиц организаций информации об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, доведение ее до членов профсоюза;

· принятие участия в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

· принятие участия в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также соглсование их в установленном Правительством РФ порядке;

· принятие участия в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных соглашениями и колдоговорами, а также с изменениями условий труда.

Техническая инспекция труда Федерации профсоюзов РС(Я) состоит из 5 специалистов, в том числе 2 инспектора в Аппарате и 3 инспектора в отраслевых профсоюзных организациях работников государственных учреждений и социального обслуживания, здравоохранения и народного образования.

Таблица 4. Показатели работы технической инспекции труда за отчетный период следующие:

Наименование показателей

2014 год

2013 год

1

Проведено проверок, всего

111

107

2

Выявлено нарушений

466

501

3

Выдано представлений

111

107

4

Из числа проверок проведено тематических проверок, всего

94

93

4.1

Из них по вопросам: регулирования труда женщин

17

8

4.2

несовершеннолетних

-

7

4.3

Обеспечения сиз

22

41

4.4

Гарантий и компенсаций за вредные условия труда

28

9

4.5

Рабочего времени и времени отдыха

-

11

4.6

Проведения спецоценки условий труда

4

-

4.7

Выполнения обязательств коллективных договоров и соглашений

23

17

5

Направлено требований о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение требований охраны труда

3

5

6

Приостановлена работа оборудования, станков и механизмов

1

1

7

Проведено расследований несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом и групповых

72

76

8

Рассмотрено заявлений, обращений членов профсоюза, связанных с нарушением их прав по охране труда

69

115

Из них разрешено в пользу работников

48

98

В целях осуществления общественного контроля за соблюдением требований охраны труда в Федерации профсоюзов РС(Я) созданы комиссии по охране труда в рескомах профсоюзов, Постоянная комиссия Совета Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) по охране труда и экологической безопасности, комиссии по охране труда первичных профорганизаций, избраны уполномоченные по охране труда профсоюзных комитетов.

По отчетным данным за 2014 год в целом по Федерации профсоюзов РС(Я) избрано 2534 уполномоченных по охране труда, ими проведено более 11 тысяч проверок, выявлено 11800 нарушений требований охраны труда, выдано около 9 тысяч представлений на их устранение.

По сравнению с 2013 годом отмечается снижение количества уполномоченных по охране труда (в 2013 году было 3045 чел.), что объясняется некоторыми мерами по оптимизации количества уполномоченных и корректировки соответствия отчетных данных фактическим обстоятельствам. Снижение количества уполномоченных отмечается в организациях образования, здравоохранения и государственных учреждений.

Наибольшее количество уполномоченных по охране труда избрано в организациях народного образования - 740 человек, на предприятиях - АК «Алроса» - 720 чел., в государственных учреждениях - 275, в коллективах здравоохранения - 346, предприятиях энергетики - 146, угледобывающих предприятиях - 75.

Проведено проверок соблюдения требований охраны труда уполномоченными «Профалмаза» - 6947, «Электропрофсоюз» - 3726, профсоюза образования - 345, профсоюза здравоохранения - 290, профсоюза работников ОАО «Якутуголь» - 125.

Одним из основных форм общественного контроля является участие профсоюзного актива в расследовании несчастных случаев на производстве, совместное обсуждение с работодателем их причин и обстоятельств, разработка мер, направленных на предупреждение в дальнейшем подобных случаев.

Глава 3. Результаты государственной экспертизы условий труда

3.1 Цели и задачи

Важнейшим в обеспечении конституционных гарантий граждан на свободный и безопасный труд является обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Контроль за условиями труда призвана обеспечить государственная экспертиза условий труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (далее - объект государственной экспертизы условий труда).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

а) Обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (далее - заявитель);

б) Определений судебных органов;

в) Представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственной инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Делись добром ;)