Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

реферат

1. ИСТОРИЯ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ РСЧС

Во всех развитых странах мира, как и в России, в начале ХХ века возникла острая необходимость на государственном уровне обеспечивать безопасность населения и объектов экономики. Первая Мировая Война показала эффективность использования невиданного прежде способа доставки средств поражения в тыл противника - самолетов. Сначала с самолетов вручную сбрасывались обычные снаряды артиллерии, но военная мысль очень скоро смогла расширить возможности авиации, добавив в арсенал фугасные, осколочные и зажигательные бомбы. Еще чуть позже к поражающим элементам добавился и отравляющий газ. Кроме самолетов активно развивалась и артиллерия, увеличивая мощь и дальность стрельбы.

Как известно, любое действие рождает противодействие, возникла необходимость в создании сил и средств для защиты населения. В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Некоторые меры нам сейчас покажутся наивными, например, совет затыкать окна подушками при газовой атаке, но в целом система защиты населения была продуманной и логичной [4.1].

После окончания этой войны, подводя итоги, руководство нашей страны осознало необходимость создания такой структуры, которая могла бы решать задачу защиты населения и территорий от опасностей военных действий. 4 октября 1932 года эту задачу возложили на местную противовоздушную оборону (МПВО).

Во время Великой Отечественной войны и в послевоенный, восстановительный период силы МПВО не только успешно спасали население при авиационных и артиллерийских ударах противника (разбирали завалы, осуществляли первичное жизнеобеспечение населения, обезвреживали неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, разминировали здания и сооружения), но и восстанавливали водопровод и канализацию, линии связи и электроснабжения, командные пункты и другие важные гражданские объекты [2.1.2, с. 5]. Основу этих сил составили пожилые люди, женщины (Рисунок 1) и даже дети.

Рисунок 1. Бойцы КПП на боевом посту

ликвидация чрезвычайный безопасность население

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения [4.1]. Таким образом, МПВО была трансформирована в Гражданскую оборону СССР в 1961 году.

На образованную систему гражданской обороны было возложено:

1. Обеспечение защиты людей и объектов экономики от оружия массового поражения;

2. Решение задач по повышению живучести промышленных объектов в военное время и обеспечение необходимым имуществом и едой граждан, выживших после ядерного удара противником;

3. Ликвидация массовых разрушений и оказание помощи огромному количеству пострадавших;

4. Для мероприятий ГО был определен общегосударственный и общенародный характер.

Ближе к 90-м годам в мире и на территории СССР произошло большое количество природных и техногенных катастроф (Чернобыльская АЭС, жуткие землетрясения в Туркмении и Армении), которые показали неготовность имеющихся сил и средств осуществлять защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не военного времени. К тому же градус международной напряженности стал заметно снижаться. Это побудило правительство СССР предпринять целый ряд шагов в сторону улучшения способов защиты населения и территорий от угроз мирного характера. Так, в середине 1990 года было принято Президиумом Верховного Совета РСФСР постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей», 15 декабря 1990 года постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. В эти тяжелейшие годы распада СССР, политическое руководство страны, тем не менее, продолжало заниматься реформированием вновь созданных систем и образований спасательных служб. В результате Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [2.1.2, с. 7]. А Российский корпус спасателей после нескольких трансформаций указом президента Российской Федерации от 10 01.1994 года был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Целью создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было объединить усилия органов всех уровней власти и организаций для обеспечения защиты населения и территорий в мирное время, что, в свою очередь ведет и к исполнению требований Конституции РФ [1.1.1]. Система РСЧС построена на определенных принципах:

1. Всеобъемлющий принцип. Защите подлежит все население страны, вся территория, все предприятия и культурные ценности без исключений.

2. Принцип заблаговременности. Все мероприятия, направленные на предупреждение ЧС проводятся заранее.

3. Принцип учета особенностей территориальных, экономических, природных и иных характеристик.

4. Принцип необходимой достаточности. Невозможно обеспечить абсолютную безопасность, поэтому расчет затрат на проведение мероприятий по защите населения берется от достижения допустимого уровня риска.

5. Принцип обязательности. В мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных территорий принимают участие все органы власти, организации и предприятия независимо от форм собственности.

6. Принцип разделения полномочий между федеральными, территориальными и местными органами исполнительной власти.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Правительство Российской Федерации совместно с общественными организациями провело грандиозную работу по созданию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО и чрезвычайных ситуаций (МЧС) и системы, объединяющей все федеральные органы исполнительной власти, органы власти других уровней и организации для проведения работ по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий. Это определило качественно иной уровень безопасности на несколько десятков лет вперед. Рассмотрение функций, задач, состава сил и средств МЧС в данной работе не предусмотрено, а структуру и принципы функционирования системы РСЧС мы рассмотрим в следующей главе.

Делись добром ;)