Система управления охраной труда
3. Органы управления государственной системой охраны труда в Республике Беларусь, их функции
Государственное управление охраной труда на различных уровнях осуществляется следующими субъектами:
на республиканском уровне - Правительством Республики Беларусь или уполномоченными им республиканскими органами государственного управления в сфере труда;
на отраслевом уровне - республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;
на территориальном уровне - местными исполнительными и распорядительными органами.
На республиканский орган государственного управления в сфере труда возлагаются следующие функции:
координация деятельности субъектов социального партнерства по реализации целей, задач и направлений государственного управления охраной труда;
осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в организациях, независимо от организационно-правовых форм;
осуществление мониторинга состояния условий и охраны труда, внесение предложений Правительству Республики Беларусь по решению проблем совершенствования государственного управления охраной труда;
разработка республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труду, осуществление контроля за ходом их выполнения.
На республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, возлагаются в пределах их компетенции следующие функции:
анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, а также оценка уровней рисков гибели и травмирования работников, разработка мероприятий по решению проблем безопасности и гигиены труда, характерных для отрасли;
разработка и принятие нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
разработка отраслевых систем управления охраной труда и обеспечение их функционирования;
принятие целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация их финансирования и выполнения;
организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций;
осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях и др.
В функции местных исполнительных и распорядительных органов входят:
анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, оценка уровней рисков гибели и травмирования работников в организациях государственной и частной форм собственности, разработка мероприятий по решению проблем безопасности и условий труда;
подготовка и реализация территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организация финансирования предусмотренных в них мероприятий;
создание территориальных систем управления охраной труда, содействие внедрению системного подхода к управлению охраной труда в организациях;
охрана труд государственная система
принятие мер по обучению, повышению квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, не имеющих вышестоящих органов управления;
информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда;
осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда в организациях;
анализ и оценка работы руководителей органов управления и организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.
Конечной целью государственной системы управления охраной труда является снижение социальных и экономических потерь, обусловленных заболеваемостью и травматизмом на производстве.