logo
Совершенствование системы учета и контроля ядерных материалов хранилища отработавшего ядерного топлива

1.8 Программа применения пломб

В местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются ЯМ, устанавливаются идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения.

Объектами пломбирования в хранилище ОЯТ РУ ВВЭР-1000 являются отсеки БВ, полностью или частично загруженные ОЯТ и вагоны-контейнеры с упаковками.

Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности УЕ, и целостность которых обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем.

На ИХЗ ФГУП «ГХК» в СУиК ЯМ применяются пломбы типа «Скат» и «Спрут-777» производства концерна ЗАО ИПК «Страж. [5]

Концерн «Страж» в течение последних лет поставлял для потребителей уникальное по своей конструкции силовое пломбировочное устройство тросового типа «Спрут-Универсал». На сегодняшний день ассортимент тросовых ЗПУ фирмы "Страж" значительно расширился. Среди последних разработок такие модели как "Спрут - 777", "Спрут-М4", различные модификации типа «Страж-1,2,3,4,5», "Скат", "Скат-М", "Закрутка", «Кобра».

Моноблочное запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ) «Спрут-777» (Рисунок 1.1) относится к группе охранных средств повышенной надежности, является универсальным устройством для блокирования дверей всех типов железнодорожных вагонов и контейнеров, автофургонов, складских помещений и опасных объектов, имеющих диаметр пломбировочных отверстий не менее 5 мм и где наряду с высокими показателями прочностных свойств необходима повышенная устойчивость к подделке и криминальному воздействию.

Пломбирование объектов с помощью «Спрут-777» выполняется вручную без вспомогательных инструментов путем последовательного продевания каната гибкого стержня через пломбировочные отверстия запирающего узла и входного отверстия корпуса с последующим затягиванием до упора образованной канатом петли. Проверка замкнутого состояния ЗПУ проводится попыткой сместить корпус по канату в сторону ослабления петли. Снятие ЗПУ проводится путем перерезания каната тросорезами (кусачками).

Рисунок 1.1 - Общий вид ЗПУ «Спрут-777»

Рисунок 1.2 - Маркировка ЗПУ «Спрут-777»

Моноблочное запорно-пломбировочное устройство «Спрут-777» состоит из: корпуса с запирающим механизмом невозвратной фиксации; гибкого стержня (каната), жестко закрепленного в корпусе. На корпус ЗПУ наносится следующая маркировка (Рисунок 1.2):

- наименование изделия;

- индивидуальный контрольный знак из 7 цифр;

- сокращенное наименование предприятия пользователя;

- последняя цифра года выпуска;

- товарный знак и наименование изготовителя ЗАО ИПК «Страж».

Таблица 1.1 - Технические характеристики ЗПУ «Спрут-777»

Разрушающее усилие при растяжении

Свыше 2000 кгс

Диаметр гибкого стержня

4,7 мм

Длина гибкого стержня

500 мм

Габаритные размеры корпуса

50 x 24 x 12 мм

Масса

110 г

Основными преимуществами ЗПУ «Спрут-777» являются:

- моноблочное исполнение;

- возможность использования ЗПУ на всех видах транспорта, различных перемещаемых и стационарных объектах;

- малогабаритность, сочетающаяся с высокой стойкостью к внешним механическим нагрузкам;

- высокая стойкость к криминальному вскрытию;

- удобство в эксплуатации (установка, снятие).

ЗПУ «Скат» (Рисунок 1.3) относится к группе охранных средств одноразового использования и предназначено для запирания и одновременного пломбирования узлов запирания автофургонов, цистерн, складских помещений, имеющих диаметр пломбировочных отверстий от 2,5 мм.

ЗПУ «Скат» устанавливается вручную следующим образом: гибкий стержень (канат) пропускают через совмещенные пломбировочные отверстия узла запирания, затем свободный конец гибкого стержня вводят во входное отверстие корпуса, протягивая через корпус гибкий стержень, затягивают петлю до упора. Снятие запорно-пломбировочного устройства «Скат» производится путем перекусывания каната с помощью клещей-кусачек или бокорезов.

Моноблочное запорно-пломбировочное устройство «Скат» состоит из корпуса, жестко зафиксированного в нем охватывающего элемента в виде гибкого стержня (каната) и стопорного элемента (2-х фиксаторов). Фиксаторы стопорного элемента расположены внутри корпуса и обеспечивают надежное запирание устройства. Корпус, охватывающий элемент и фиксаторы, выполнен из стали и имеют антикоррозийное покрытие. [5]

Рисунок 1.3 - Общий вид ЗПУ «Скат»

Рисунок 1.4 - Маркировка ЗПУ «Скат»

На поверхность корпуса (Рисунок 1.4) наносится следующая маркировка:

- наименование изделия;

- буквенный шифр пользователя;

- индивидуальный заводской номер из 7 цифр;

- наименование ЗПУ и товарный знак изготовителя -- ЗАО ИПК «Страж»;

- последняя цифра года выпуска;

- сведения о патентовании.

Таблица 1.2 - Технические характеристики ЗПУ «Скат»

Разрушающее усилие при растяжении

Свыше 350 кгс

Диаметр каната

2,2 мм

Длина каната

500 мм

Масса

35 г

На основании плана работы службы УиК ЯМ предприятия или производственной необходимости хранитель пломб оформляет заявку в произвольной форме на приобретение необходимого количества и типа пломб, подписывает ее у ответственного за программу применения пломб, помощника директора по хозяйственным вопросам, руководства завода.

Приобретенные предприятием пломбы, прошедшие входной контроль, передаются в подразделения предприятия. В течение трех рабочих дней с момента получения пломб, хранитель пломб обязан осуществить их постановку на учет в журнал учета пломб.

Установка пломб на объект контроля производится ответственным исполнителем в присутствии «второго лица», выступающего в качестве свидетеля, в следующем порядке:

- трос продевается в пломбировочные отверстия объекта контроля и вводится в входное отверстие корпуса пломбы;

- трос проводится через корпус пломбы;

- петля троса затягивается до упора;

- проверяется надежность установки попыткой перемещения корпуса пломбы по тросу в обратном направлении;

- оформляется факт установки пломбы на объект.

При невозможности установки пломбы на объект контроля по причине ее неработоспособности необходимо выполнить следующие действия:

- взять новую, ранее неиспользованную, пломбу и установить ее на объект контроля;

- дефектную пломбу сдать хранителю пломб под роспись в журнале «Установки и снятия пломб».

После установки пломбы запрещается отрезать хвостовик.

Снятие пломбы с объекта контроля выполняет ответственный исполнитель в присутствии «второго лица» в следующем порядке:

- проверяется целостность пломбы, соответствие номера и типа установленной пломбы с учетной документацией (подтверждается надлежащее состояние пломбы);

- тросорезом перерезается трос непосредственно у корпуса пломбы, так, чтобы пломбу нельзя было использовать повторно;

- перерезанный трос извлекается из пломбировочных отверстий объекта контроля;

- оформляется факт снятия пломбы с объекта контроля в журнале «Установки и снятия пломб»;

- снятая пломба сдается хранителю под роспись.

Снятые пломбы уничтожаются - переводятся в состояние, исключающее их повторное использование или воспроизведение их идентификационных признаков.

Для уничтожения пломбы необходимо, удерживая корпус пломбы за перерезанный трос, ударным способом при помощи молотка привести идентификационный номер на корпусе пломбы в нечитаемое состояние. Уничтожение пломб производится комиссией с оформлением акта, утверждаемого руководителем программы применения пломб. На основании акта уничтожения в учетных документах и в электронной базе данных пломб производится отметка о снятии соответствующих пломб с учета.

Утилизация пломб производится в контейнер для твердых радиоактивных отходов.

В промежутках между инвентаризациями ЯМ необходимо выполнять выборочный (эксплуатационный) контроль установленных пломб в ЗБМ. Эксплуатационный контроль проводят с целью определения правильности установки, исправности и целостности пломб, возможности их дальнейшей эксплуатации на объекте установки, обнаружения и фиксации видимых следов несанкционированных воздействий.