Совершенствование структуры и функций комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Калужской области с использованием информационных технологий

дипломная работа

2.2 Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что для общества гораздо важнее предупредить чрезвычайные ситуации или существенно уменьшить их масштабы в случае возникновения. Это крайне важно и в экономическом, и в социальном плане.

Для решения этой задачи необходимо осуществление целенаправленной государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, под которой понимается деятельность государственных органов всех уровней по определению целей, постановке принципиальных задач, выработке направлений, форм и методов деятельности, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Основными задачами, реализуемыми государством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

- обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной жизнедеятельности человека, общества, государства, всех его социально-экономических и иных структур при любых угрозах и воздействиях техногенного и природного характера, поддержание допустимого уровня риска чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов;

- поддержание постоянной готовности государства и всех его структур к оперативному реагированию на возникающие угрозы и к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- оказание помощи в рамках международного сотрудничества государствам, подвергшимся воздействию стихийных бедствий, аварий и техногенных катастроф.

Государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется и реализуется с учетом ряда основополагающих принципов, к числу которых относятся:

1. Приоритет безопасности жизни и здоровья человека и общества в целом.

2. Научная обоснованность при выборе направлений, методов и способов реализации государственной политики.

3. Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения.

5. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

6. Наличие нормативно-правовой базы для деятельности всех органов государственной власти, организаций и учреждений.

7. Обеспечение достаточности сил и средств для осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и возможности их наиболее рационального использования.

8. Гласность при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, обеспечение органов управления и населения полной, достоверной и своевременной информацией об угрозах и возможных опасностях для населения и территорий.

9. Учет экономических возможностей государства при реализации мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

10. Международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. Большинство из вышеизложенных принципов не требует особого пояснения. Однако на некоторых из них необходимо остановиться более подробно.

Принцип приоритета безопасности жизни и здоровья людей полностью согласуется с конституционными правами граждан Российской Федерации. Этот принцип провозглашает право каждого человека на защиту государством его жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях, невзирая на возможные экономические и материальные потери, связанные с проведением в первую очередь мероприятий по спасению людей. Ни одно решение не должно снижать степень безопасности общества в целом и каждого человека в отдельности, какими бы намерениями и условиями оно ни диктовалось. Это означает, что не должна приниматься ни одна программа деятельности, если она снижает уровень безопасности населения, не может быть начато никакое строительство, эксперимент и т.д. без обоснования их соответствия организационно-правовым нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципиальное значение имеет положение о разграничении полномочий федеральных органов и органов государственной власти на местах. Оно также вытекает из положений Конституции Российской Федерации. Этот принцип предполагает обязанности и взаимную ответственность всей вертикали государственной власти за состояние безопасности населения на подведомственных территориях, определяет уровни реагирования на чрезвычайные ситуации (рис. 2.1).

Формирование системы правового регулирования в области безопасности населения, реализация требований законодательных и нормативных правовых актов в практической деятельности - одна из важнейших функций государства. Следует отметить, что еще пятнадцать лет назад не было необходимой нормативной правовой базы для решения проблем природной и техногенной безопасности. В рамках административно-командной системы все решалось в директивно-распорядительном порядке. В новых условиях такой подход практически уже не мог быть реализован. Поэтому в качестве первоочередной встала задача по созданию современной нормативной правовой базы обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Также крайне важно дифференцированно подходить к планированию и реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Каждый регион, город, район, организация имеет свои особенности (природные, климатические, технологические и т.д.), свои специфические уровни и характеры опасностей.

Делись добром ;)