Статическое электричество, его воздействие на человека

реферат

3. Защита от статического электричества

Допустимые уровни напряженности электростатических полей установлены в ГОСТ 12.1.045-84. «Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.» Допустимые уровни напряженности полей зависят от времени пребывания на рабочих местах. Предельно допустимый уровень напряженности электростатических полей равен 60 кВ/м в 1 ч.

Применение средств защиты работающих обязательно в тех случаях, когда фактические уровни напряженности электростатических полей на рабочих местах превышают 60 кВ/м.

При выборе средств защиты от статического электричества должны учитываться особенности технологических процессов, физико-химические свойства обрабатываемого материала, микроклимат помещений и др., что определяет дифференцированный подход при разработке защитных мероприятий.

Защита от статического электричества осущест-вляется двумя путями:

* уменьшением интенсивности образования электрических зарядов;

* устранением образовавшихся зарядов ста-тического электричества.

Уменьшение интенсивности образования элек-трических зарядов достигается за счет снижения скорости и силы трения, различия в диэлектричес-ких свойствах материалов и повышения их элек-тропроводимости. Уменьшение силы трения дос-тигается смазкой, снижением шероховатости и площади контакта взаимодействующих поверхно-стей. Скорости трения ограничивают за счет сни-жения скоростей обработки и транспортировки материалов.

Так как заряды статического электричества обра-зуются при плескании, распылении и разбрызгива-нии диэлектрических жидкостей, желательно эти процессы устранять или, по крайней мере, их огра-ничивать. Например, «наполнение диэлектрическими жидкостями резервуаров свободно падающей струёй не допускается. Сливной шланг необходимо опустить под уровень жидкости или, в крайнем случае, струю направить вдоль стенки, чтобы не было брызг». Долин П.А. Справочник по технике безопасности. - М., 1984. - с. 557.

Поскольку интенсивность образования зарядов тем выше, чем меньше электропроводность мате-риала, то желательно применять по возможности материалы с большей электропроводностью или повышать их электропроводность путем введения электропроводных (антистатических) присадок. Так, для покрытия полов нужно использовать антистатический линолеум, желательно перио-дически проводить антистатическую обработку ковров, ковровых материалов, синтетических тка-ней и материалов с использованием препаратов бытовой химии.

Соприкасающиеся предметы и вещества пред-почтительнее изготовлять из одного и того же ма-териала, так как в этом случае не будет происхо-дить контактной электролизации. Например, полиэтиленовый порошок желательно хранить в полиэтиленовых бочках, а пересыпать и транспор-тировать по полиэтиленовым шлангам и трубопро-водам. Если сделать это не представляется возмож-ным, то применяют материалы, близкие по своим диэлектрическим свойствам. Например, электриза-ция в паре фторопласт-полиэтилен меньше, нежели в паре фторопласт-эбонит.

Таким образом, для защиты от статического электричества необходимо применять слабоэлек-тризующиеся или неэлектризующиеся материалы, устранять или ограничивать трение, распыление, разбрызгивание, плескание диэлектрических жид-костей.

«Устранение зарядов статического электричества достигается прежде всего заземлением корпусов оборудования. Заземление для отвода статическо-го электричества можно объединять с защитным заземлением электрооборудования. Если заземление используется только для снятия статического электричества, то его электрическое сопротивление может быть существенно больше, чем для защитно-го сопротивления электрооборудования (до 100 Ом). Достаточно даже тонкого провода, чтобы электрические заряды постоянно стекали в землю». Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика для поступающих в вузы. - М., 1991. - с.328.

Для снятия статического электричества с кузова автомобиля применяют электропроводную полоску -- «антистатик», прикрепленную к днищу автомоби-ля. Если при выходе из автомобиля вы заметили, что кузов «искрит», разрядите кузов, прикоснув-шись к нему металлическим предметом, например, ключом зажигания. Для человека это не опасно. Обязательно сделайте это, если собираетесь запра-вить машину бензином.

Самолеты снабжены металлическими тросика-ми, закрепленными на шасси и днищах фюзеляжа, что позволяет при посадке снимать с корпуса ста-тические заряды, образовавшиеся в полете.

Для снятия электрических зарядов заземляют-ся защитные экраны мониторов компьютеров. Бензозаправщики снабжаются заземлителями в виде цепей, постоянно контактирующих с землей при движении автомобиля. При сливе бензина в цистерны на бензозаправочной станции автомо-биль-заправщик и система слива бензина обяза-тельно заземляются дополнительно.

Влажный воздух имеет достаточную электропро-водность, чтобы образующиеся электрические заря-ды стекали через него. Поэтому во влажной воздуш-ной среде электростатических зарядов практически не образуется, и увлажнение воздуха является од-ним из наиболее простых и распространенных ме-тодов борьбы со статическим электричеством.

Еще один распространенный метод устранения электростатических зарядов -- ионизация воздуха. Образующиеся при работе ионизатора ионы нейтра-лизуют заряды статического электричества. Таким образом, бытовые ионизаторы воздуха не только улучшают аэроионный состав воздушной среды в по-мещении, но и устраняют электростатические заря-ды, образующиеся в сухой воздушной среде на ков-рах, ковровых синтетических покрытиях, одежде. На производстве используют специальные мощные ио-низаторы воздуха различных конструкций, но наибо-лее распространены электрические ионизаторы.

В качестве индивидуальных средств защиты могут применяться антистатическая обувь, антистатические халаты, заземляющие браслеты для защиты рук и другие средства, обеспечивающие электростатическое заземление тела человека.

Делись добром ;)