Безопасность жизнедеятельности человека

контрольная работа

1. Параметры микроклимата в производственных помещениях

Нормы производственного микроклимата в производственных помещениях установлены системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" и СанПиН 2.24.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений". Они едины для всех производств и всех климатических зон с некоторыми незначительными отступлениями.

В этих нормах отдельно нормируется каждый компонент микроклимата в рабочей зоне производственного помещения: температура, относительная влажность, скорость воздуха в зависимости от способности организма человека к акклиматизации в разное время года, характера одежды, интенсивности производимой работы и характера тепловыделений в рабочем помещении.

Для оценки характера одежды (теплоизоляции) и акклиматизации организма в разное время года введено понятие периода года. Различают теплый и холодный период года. Теплый период года характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха +10oС и выше, холодный - ниже +10oС.

При учете интенсивности труда все виды работ, исходя из общих энергозатрат организма, делятся на три категории: легкие, средней тяжести и тяжелые. Характеристику производственных помещений по категории выполняемых в них работ устанавливают по категории работ, выполняемых 50% и более работающих в соответствующем помещении.

К легким работам (категории I) с затратой энергии до 174 Вт относятся работы, выполняемые сидя или стоя, не требующие систематического физического напряжения (работа контролеров, в процессах точного приборостроения, конторские работы и др.). Легкие работы подразделяют на категорию Iа (затраты энергии до 139 Вт) и категорию Iб (затраты энергии 140...174 Вт).

К работам средней тяжести (категория, II) относят работы с затратой энергии 175...232 Вт (категория IIа) и 233...290 Вт (категория IIб). В категорию IIа входят работы, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей, в категорию IIб - работы, связанные с ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей (в механосборочных цехах, текстильном производстве, при обработке древесины и др.).

К тяжелым работам (категория III) с затратой энергии более 290 Вт относят работы, связанные с систематическим физическим напряжением, в частности с постоянным передвижением, с переноской значительных (более 10 кг) тяжестей (в кузнечных, литейных цехах с ручными процессами и др.).

По интенсивности тепловыделений производственные помещения делят на группы в зависимости от удельных избытков явной теплоты. Явной называется теплота, воздействующая на изменение температуры воздуха помещения, а избытком явной теплоты - разность между суммарными поступлениями явной теплоты и суммарными теплопотерями в помещении.

Явная теплота, которая образовалась в пределах помещения, но была удалена из него без передачи теплоты воздуху помещения (например, с газами от дымоходов или с воздухом местных отсосов от оборудования), при расчете избытков теплоты не учитывается. Незначительные избытки явной теплоты - это избытки теплоты, не превышающие или равные 23 Вт на 1 м3 внутреннего объема помещения. Помещения со значительными избытками явной теплоты характеризуются избытками теплоты более 23 Вт/м3.

Интенсивность теплового облучения работающих от нагретых поверхностей технологического оборудования, осветительных приборов, инсоляции на постоянных и непостоянных рабочих местах не должна превышать 35 Вт/м2 при облучении 50 % поверхности человека и более, 70 Вт/м2 - при облучении 25...50 % поверхности и 100 Вт/м2 - при облучении не более 25 % поверхности тела.

Интенсивность теплового облучения работающих от открытых источников (нагретого металла, стекла, открытого пламени и др.) не должна превышать 140 Вт/м2, при этом облучению не должно подвергаться более 25% поверхности тела и обязательно использование средств индивидуальной защиты.

В рабочей зоне производственного помещения согласно ГОСТ 12.1.005-88 могут быть установлены оптимальные и допустимые микроклиматические условия.

Оптимальные микроклиматические условия - это такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивает ощущение теплового комфорта и создает предпосылки для высокой работоспособности.

Допустимые микроклиматические условия - это такие сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать напряжение реакций терморегуляции и которые не выходят за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает нарушений в состоянии здоровья, не наблюдаются дискомфортные теплоощущения, ухудшающие самочувствие и понижение работоспособности. Оптимальные параметры микроклимата в производственных помещениях обеспечиваются системами кондиционирования воздуха, а допустимые параметры - обычными системами вентиляции и отопления.

2. Мотопомпы, пожарные автомобили, их назначение, устройство и

область применения.

Пожарные машины - это моторизованные средства с оборудованием, предназначенные для использования при тушении пожаров.

Пожарными машинами являются: автомобили, самолеты, вертолеты, поезда, суда, мотопомпы.

Пожарные автомобили предназначены для:

- доставки в требуемый район боевых расчетов, огнетушащих средств в очаги горения;

- подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаги горения;

- выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара.

В зависимости от назначения оборудования, которым оборудованы пожарные автомобили, их разделяют на основные, специальные и вспомогательные.

Основные служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи их в очаги пожара. Их делят на две группы: пожарные машины для тушения пожаров в городах и населенных пунктах, которые называются пожарными автомашинами общего применения, и пожарные автомашины для тушения пожаров на предприятиях, которые называются пожарными автомашинами целевого применения.

Специальные - предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. К ним относятся пожарные автолестницы, автомобили технической службы, газодымозащитной службы и другие.

Вспомогательные обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники.

Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР). Эти пожарные автомобили являются технической основой вооруженности пожарных частей. Они создаются на шасси грузовых автомобилей отечественного производства УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ и др.

Наибольший удельный вес в выпуске пожарных автомобилей занимают автоцистерны (свыше 80%), которые, благодаря своей универсальности, широко применяются в подразделениях пожарной охраны всех отраслей объектов экономики, и в противопожарных подразделениях частей и формирований гражданской обороны.

Промышленность выпускает автоцистерны трех основных типов:

- легкого - грузоподъемностью базового шасси до четырех тонн;

- среднего - грузоподъемностью базового шасси от четырех до пяти тонн;

- тяжелого - грузоподъемностью базового шасси свыше пяти тонн.

Автонасосы отличаются от автоцистерн отсутствием бака для воды, расширенным комплектом противопожарного оборудования, большим числом мест для боевого расчета и увеличенной емкостью бака пенообразователя. Автонасосы, как правило, применяют в комплекте с автоцистернами, однако, они могут быть с успехом использованы и самостоятельно при тушениях пожаров в районах с широко развитой сетью водоснабжения.

Основные пожарные автомобили целевого применения.

К ним относятся:

- пожарные машины пенного тушения, применяются в том случае, когда пожары могут быть потушены воздушно-механической пеной;

- пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на промышленных объектах химической, нефтеперерабатывающей промышленности, атомной энергетики, а также в сооружениях и на воздушных судах;

- пожарные машины газоводянного тушения для тушения пожаров газонефтяных фонтанов;

- пожарные автомобили газового тушения для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожаров в труднодоступных местах;

- пожарные автомобили комбинированного тушения. Компоновка может быть различной (порошковой, пенной, водопенной);

- пожарные аэродромные автомобили для спасения пассажиров и экипажа самолета, тушения возможного пожара и производства работ по ликвидации последствий аварии;

- пожарные насосные станции для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к передвижным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар;

- пожарные самолеты и вертолеты для авиопатрулирования и доставки к месту пожара людей и средств для тушения пожаров с воздуха.

- пожарные суда для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре. Они доставляют боевой расчет, пожарное оборудование и вооружения, огнетушащие средства и подают воду к месту пожара как по рукавным линиям, так и по мощным лафетным стволам. Могут тушить и пожары нефтепродуктов;

- пожарные поезда - для тушения пожаров на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта.

К специальным автомобилям относятся:

- пожарные автомобильные лестницы для доставки боевого расчета, эвакуации людей из горящих зданий и обеспечивают от посторонней насосной установки подачу огнетушащих средств в очаг горения ручным или лафетным стволами, кроме того, они могут использоваться для подъема грузов массой до 300 кг, освещения места пожара прожекторами, закрепленными на вершине лестницы;

- пожарные автоподъемники, как и автолестницы служат для проведения работ, связанных с тушением пожаров и спасением людей на высоте. Кроме того, наличие грузовой люльки позволяет также использовать подъемники в качестве наблюдательного командного поста. Грузоподъемность люльки - 350 кг;

- пожарные автомобили газодымозащитной службы - для доставки к месту пожара боевого расчета, средств дымоудаления, средств индивидуальной защиты органов дыхания, специального инструмента и служат для проведения разведки в задымленных помещениях, оказания помощи людям и создания условий, облегчающих работы в задымленном помещении.

К техническому вооружению газодымозащитной службы относятся и автомобили дымоудаления, которые предназначены для доставки боевого расчета, технического вооружения к месту пожара и служат для откачки дыма, ядовитых газов из помещений, подачи свежего воздуха внутрь помещений и обеспечения регенеративными патронами и кислородными баллонами изолирующих противогазов на месте пожара;

- пожарные рукавные автомобили для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, а так же для тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарных или передвижных лафетных стволов;

- пожарные автомобили связи и освещения для осуществления управления подразделениями на пожаре, обеспечения информации, освещения мест работы подразделений. К этой группе автомобилей относятся: автомобили связи и освещения, автомобили связи, автомобили освещения;

- пожарные автомобили технической службы для доставки к месту пожара боевого расчета, производства аварийно-спасательных работ, создания нормальных условий работы боевого расчета в задымленных помещениях;

- вспомогательные автомобили предназначены для обеспечения вспомогательных работ при тушении пожаров (автотопливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские, автомобили-лаборатории, автобусы и т.д.), для оперативно-служебной деятельности (легковые автомобили) и транспортно-хозяйственных работ в подразделениях пожарной охраны (грузовые автомобили, тракторы и т.д.);

- пожарные мотопомпы - для подачи воды из водоисточников к месту пожара как в сельской местности, так и на небольших промышленных объектах, где содержание автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей невозможно или нецелесообразно по экономическим причинам. Они так же применяются для тушения лесных пожаров, для заполнения водяных емкостей пожарных вертолетов, приспособленной сельскохозяйственной техники и транспортных автоцистерн, используемых для подачи воды к месту пожара.

Делись добром ;)