Управление безопасностью труда

курсовая работа

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас-ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си-стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру-ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа-ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга-нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея-тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо-пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор-мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла-сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда -- это акт, устанавливаю-щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте-льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда -- это акт, устанавли-вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на-правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос-сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста-новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные пра-вовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста-новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо-мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис-темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба-тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито-рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при-менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако-нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас-ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру-гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет-ном предприятии (приказы, решения, инструкции)[2,329].

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио-нальные -- единым и межотраслевым, предприятий -- отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде-рации» (далее Закон) определяет основные направления государст-венной политики в области охраны труда, которыми являются:

* обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ-ников;

* принятие и реализация законодательных и нормативных пра-вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

* государственное управление охраной труда;

* государственный надзор и контроль за соблюдением требова-ний по охране труда;

* содействие общественному контролю в области охраны труда;

* расследование несчастных случаев на производстве, профес-сиональных заболеваний и их анализ;

* защита законных интересов работников, пострадавших от не-счастных случаев на производстве и профессиональных забо-леваний;

* установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

* координация деятельности в области охраны труда;

* распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

* государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

* подготовка и повышение квалификации специалистов по ох-ране труда;

* организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио-нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

* обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

* международное сотрудничество в области охраны труда;

* проведение эффективной налоговой политики, стимулирую-щей создание безопасных условий труда;

* установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче-скими средствами за счет средств работодателя[2,330].

Реализация перечисленных направлений государственной поли-тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо-ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ-ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода-телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред-приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирова-ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

* определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

* установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению тре-бований безопасности;

* проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;

* определение ответственности работодателя за вред, причи-ненный работнику трудовым увечьем, ответственности за не-выполнение нормативных правовых требований по охране труда;

* предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

* определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законо-дательных и нормативных правовых актов по охране труда;

* приостановление или закрытие производственной деятельно-сти предприятий за нарушение законодательных и норматив-ных правовых актов по охране труда[2,331].

Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в кото-рой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональ-ное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работода-теля о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и прие-мам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Рабо-тодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процес-сов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуата-цию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-про-филактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха ра-ботников, установленный законодательством.

Работодатель не имеет права применять новые сырье и матери-алы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ ра-ботодатель на основании медицинского заключения должен переве-сти его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (ста-тья 9 Закона).

Работник имеет право без каких-либо последствий для него от-казаться от выполнения работы в случае возникновения непосред-ственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опас-ности.

Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сооб-щать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.

Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осу-ществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специали-ста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих меро-приятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осущест-вляется в размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной де-ятельностью, -- в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

В трудовом кодексе Российской Федерации так-же нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия тру-да, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязатель-ное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», в котором законодательно определены:

* обязанности работодателя и работника по обеспечению безо-пасных условий труда;

* медицинские осмотры некоторых категорий работников (ра-ботающие на транспортных предприятиях, пищевой промыш-ленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):

* необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

* права работников на охрану труда и гарантии такого права;

* обязанность работников, в том числе руководителей, прохо-дить обучение и проверку знаний по охране труда;

* несчастные случаи на производстве, подлежащие расследова-нию, обязанности работодателя при несчастном случае, поря-док расследования несчастных случаев, оформления материа-лов расследования и рассмотрения разногласий по материа-лам расследования.

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается примене-ние труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вред-ными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транс-портировке и торговле спиртными напитками, табачными изделия-ми, наркотическими и токсическими препаратами).

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обяза-тельного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязатель-ному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обуче-ния. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

К основным нормативным правовым актам по безопасности труда относятся:

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утвер-ждаемая Госстандартом России, является основным видом норма-тивных правовых актов по безопасности труда.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) -- это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (но-мер) ССБТ в системе ГСС -- 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабо-чую конструкторскую и технологическую документацию. ССБТ включает в себя несколько подсистем.

Организационно-методические стандарты - устанавливают цель, задачи, струк-туру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, тер-минологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда

Стандарты требований и норм по видам ОВПФ - устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня

Стандарты требований безопасности к оборудованию - устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований

Стандарты требований безопасности к производственным процессам - уста-навливают общие требования безопасности к отдельным производственным и техноло-гическим процессам, методы контроля выполнения этих требований

Стандарты требований безопасности к системам защиты - устанавливают тре-бования безопасности к системам защиты от ОВПФ

Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям - устанавлива-ют требования безопасности к зданиям и сооружениям

Кроме ГОСТов ССБТ к нормативным правовым актам в обла-сти безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (Сан-ПиН) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и пра-вила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортех-надзора России; документация Госэнергонадзора России, напри-мер, правила устройства энергоустановок (ПУЭ), межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок: межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, выпуск которых начат недавно, а так-же межотраслевые организационно-методические документы (по-ложения, методические указания (МУ), методические руководства (МР), рекомендации, которые принимаются Правительством Рос-сии, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопас-ностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отрас-левыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-мето-дическими документами[7,51].

Делись добром ;)