Безопасность и охрана труда в Московском метрополитене (на примере рабочего места слесаря-электрика электромеханической службы)
Глава 2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ТРУДА
Для того чтобы наиболее подробно изучить вопрос о безопасных условиях труда метрополитена, а в частности слесаря-электрика электромеханической службы, проанализируем условия труда, в которых осуществляет свою деятельность данный специалист. На основе выявленных факторов будет разработана система мероприятий, как организационных, так и технических.
Основными причинами опасностей в производственной среде являются применение различных машин и механизмов, использование вредных и/ или опасных веществ на производстве, которые могут вызвать острое или хроническое заболевание, в худшем случае - летальный исход. Работа в условиях повышенного шума, вибраций и различных излучений, таких как ионизирующее, ультрафиолетовое, инфракрасное, электромагнитное, лазерное, также несет в себе опасность в производственной среде и на рабочем месте.
Рабочий день сотрудников электромеханической службы метрополитена начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь. Затем слесарь-электрик проходит небольшой экзамен на знание последних инструкций по обслуживанию электроустановок и заступает в наряд.
Бригада слесарей-электриков состоит из 6 человек. Заступая в наряд, в смене всегда присутствует старший электрик. Обо всех своих передвижения по станции и железнодорожных путям рабочие докладывают диспетчеру и дежурному по станции.
Слесари-электрики электромеханической службы метрополитена работают по сменному графику: день/ночь - 12-часовая смена или пятидневная рабочая неделя по 8 часов, включающая 8 ночных смен по 12 часов в месяц. Для сотрудников электромеханической службы предусмотрены обеденные перерывы - 1 час и оборудованы комнаты отдыха.
Для анализа условий труда сотрудников электромеханической службы воспользуемся методом Файн-Кинни, который поможет оценить тяжесть трудового процесса. На основании данной оценки будет определен перечень мероприятий, обеспечивающих безопасность рабочего процесса [8, 9].
В методе Файн-Кинни подход основан на комбинации (произведении) степени подверженности работника воздействию вредного фактора на рабочем месте, вероятности возникновения угрозы на рабочем месте и последствий для здоровья и/или безопасности работников в том случае, если угроза осуществится. Этот метод выражается формулой:
R (риск) = Подверженность * Вероятность * Последствия
В методе Файн-Кинни степень подверженности варьируется от 0 (никогда нет подверженности) до 10 (постоянная подверженность). Вероятность варьируется от 0 (абсолютно невозможно) до 10 (это случится). Последствия варьируются от 1 (минимальные повреждения) до 100 (катастрофа). В таблице 1 приведены значения параметров, входящих в формулу расчета определения риска по данному методу.
Таблица 1
Балльная оценка риска в методе Файн-Кинни
Подверженность |
Вероятность |
Последствия |
Риск (R) |
|
10 - Постоянная |
10 - Ожидаемо, это случится |
100 - Катастрофа, много жертв |
>400 - Крайне высокий риск (немедленное прекращение деятельности) |
|
6 - Регулярная (ежедневно) |
6 -Очень вероятно |
40 - Авария, несколько жертв |
200-400 - Высокий риск (необходимы немедленные усовершенствования) |
|
3 - Время от времени (еженедельно) |
3 - Необычно, но возможно |
15 - Очень тяжелые, 1 человек погиб (сразу или через длительное время) |
70 -200 - Серьезный риск |
|
2 - Иногда (ежемесячно) |
1 - Невероятно |
7 - Тяжелые, инвалидность |
20-70 - Возможный риск |
|
1 - Редко (ежегодно) |
0,5 - Можно себе представить, но невероятно |
3 - Серьезные, травма и невыход на работу |
0-20 - Небольшой риск (возможно приемлемый риск) |
|
0,5 - Очень редко |
0,2 - Почти невозможно |
1 - Минимальные, оказание первой помощи |
||
0 - Никогда |
0,1 - Почти невообразимо |
|||
0 - Абсолютно невозможно |
Опасные факторы, которым подвергается слесарь-электрик метрополитена:
- вибрация при использовании электрического ручного инструмента (перфоратор, отбойный молоток)
Подверженность |
Вероятность |
Последствия |
Риск |
||
Развитие вибрационной болезни |
3 |
3 |
3 |
3*3*3 = 27 - возможный риск |
- поражение электрическим током (контактный рельс, токоведущая часть электроустановок)
Подверженность |
Вероятность |
Последствия |
Риск |
||
Удар током |
6 |
6 |
7 |
6*6*7 = 252 - высокий риск |
- движение электропоездов
Подверженность |
Вероятность |
Последствия |
Риск |
||
Попадание под поезд |
6 |
0,2 |
15 |
6*0,2*18 = 21 - небольшой риск |
Исходя из выше перечисленных факторов, которым подвержен работник по профессии «слесарь-электрик» можно сделать вывод, что данный специалист в основном подвержен опасностям несчастного случая в процессе трудовой деятельности. Химические и биологические факторы опасностей отсутствуют. Эргономические факторы опасностей в данной профессии присутствуют, но не несут в себе опасность для жизни или развития профессионального заболевания.