logo
Экономические механизмы стимулирования работодателей снижать уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний в системе обязательного социального страхования Российской Федерации

1.1 Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Субъекты страхования:

застрахованный - физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ;

страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ;

страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации. 1

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС НС и ПЗ) решает две главные задачи:

обеспечение гарантированного возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работников на производстве;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска 2.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ страховые тарифы устанавливаются дифференцированно по классам профессионального риска. В настоящее время страховые тарифы распределены по 32 классам в диапазоне от 0,2 до 8,5%.

Класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

Для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях необходимо иметь финансово-экономическую основу, которая бы позволила реализовать страховую модель в решении основных задач данного страхования. Эта основа формируется за счёт страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, средств от финансовых санкций, связанных с начислением и уплатой этих взносов, капитализированных платежей при ликвидации страхователей и других, не противоречащих законодательству средств.

В соответствии с Федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд уже в течение 6-и лет направляет средства для осуществления обучения охране труда отдельных категорий застрахованных и обеспечивает контроль за их правильным использованием.

С учётом всего вышеизложенного можно заключить, что законодательство об ОСС НС и ПЗ предоставляет тем страхователям, которые соблюдают это законодательство, последовательно и успешно проводят работу по улучшению условий и повышению безопасности труда, конкретные серьёзные экономические стимулы путём прямого снижения себестоимости продукции, работ (услуг) за счёт установления скидок (до 40%) к страховому тарифу, использования части страховых взносов на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также обеспечивает обучение по охране труда целого ряда работников организаций за счёт средств Фонда 3.