Экономические механизмы стимулирования работодателей снижать уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний в системе обязательного социального страхования Российской Федерации
2.1 Основные направления совершенствования действующего механизма финансирования предупредительных мер
Основные направления совершенствования действующего механизма финансирования предупредительных мер состоят в следующем:
- расширение перечня мероприятий путем включения в него наиболее действенных и результативных с точки зрения профилактики и предупреждения травматизма и профессиональной заболеваемости;
- предоставление возможности страхователям с незначительными объемами страховых взносов производить накопления таких сумм и получать разрешение на финансирование 1 раз в несколько лет;
- повышение эффективности использования этих средств самими страхователями, наиболее полная реализация принятых планов финансирования мероприятий.
Целью проведения дополнительных и углубленных медосмотров является:
- профилактика и выявление на ранней стадии таких общих заболеваний,
которые имеют статус социально-опасных в связи с высокими показателями наступления инвалидности;
- расширение сферы медицинских услуг, предоставляемых работающим гражданам, формирование у них заинтересованного отношения к своему здоровью;
- увеличение финансирования учреждений здравоохранения.
За период 2001-2013 гг. на финансирование предупредительных мер было направлено свыше 44,2 млрд. руб.
Рисунок 1 - Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
В 2013 году: 27 658 страхователей использовали средства Фонда на финансирование предупредительных мер.
На этих предприятиях работает более 5 млн. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, что составляет более 73% от общего числа данной категории работников.
На финансирование предупредительных мер было направлено свыше 6 332,5 млн. руб. - это составляет 40% от средств Фонда, которые могли бы быть направлены на финансирование предупредительных мер в 2013 году.
Всего - 6 332,5 млн. руб.
Рисунок 2 - Структура предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (по статьям расходов), 2013 год
За период с 2001 по 2013 годы работодателями приобретено:
- около 19 млн. единиц средств индивидуальной защиты;
- 650 тыс. санаторных путевок для лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Работодателями проведены:
- аттестация около 3,5 млн. рабочих мест по условиям труда;
- обязательные периодические медицинские осмотры около 4 млн. работников, подлежащих указанным осмотрам.
Рисунок 3 - Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний
В 2014 году на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний планируется направить 9 447,2 млн. руб. (на 22% больше, чем в 2013 году)
Рисунок 4 - Результаты проведенного в 2013 году реабилитационного лечения пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве за счет средств Фонда
Рисунок 5 - Динамика расходов на лечение пострадавших непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве
Рисунок 6 - Динамика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Всего пострадавших - из них: мужчин - (68%), женщин - (32%)
Рисунок 7 - Классификация производственных травм , 2013 год
Рисунок 8 - Количество производственных травм, выраженное в процентах
"right">Таблица 1Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих
Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих , Кч |
||
Российская Федерация |
0,090 |
|
Центральный федеральный округ |
0,069 |
|
Северо-Западный федеральный округ |
0,074 |
|
Южный федеральный округ |
0,083 |
|
Приволжский федеральный округ |
0,092 |
|
Уральский федеральный округ |
0,081 |
|
Сибирский федеральный округ |
0,138 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
0,125 |