Вредные влияния условий, возникающих при механической обработке металлов на человека, меры защиты от их воздействия

курсовая работа

1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Закон Республики Беларусь «Об охране труда», принятый в 2008 году. Он направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, является также Трудовой кодекс Республики Беларусь, который:

- определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда;

- устанавливает гарантии права работников на охрану труда;

- регламентирует деятельность службы охраны труда;

- предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.

Указ Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности» от 25.08.2006 № 530 направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулирует вопросы возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда, стимулирует реализацию мер по предупреждению и сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, и определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности Министерствами, государственными комитетами, концернами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Он определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, всех субъектов правоотношений в этой области.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.

Имеются также другие законодательные акты, которые в той или иной части регулируют правоотношения в области охраны труда (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и др.).

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 № 150 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Республике Беларусь» к межотраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты.

Право разрабатывать и утверждать межотраслевые нормативные правовые акты предоставлено Министерству труда и социальной защиты или данному министерству совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности). К отраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты.

Право разрабатывать и утверждать отраслевые нормативные правовые акты предоставлено республиканским органам государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

На основе данных Правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, с учетом конкретных условий труда нанимателем принимаются или приводятся в соответствие с ними инструкции по охране труда, другие локальные нормативные акты.

Определено, что лица, виновные в нарушении данных Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Конституцией Республики Беларусь (статья 2) провозглашено, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства», а в статье 221 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средств.

Таким образом, основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности.

Принципиально важное значение для совершенствования организации охраны труда имеет ратификация 3 мая 1999 года Республикой Беларусь Конвенции «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» Международной организации труда. Основной целью ратификации Конвенции является признание на государственном уровне, с учетом международного опыта, необходимости разработки национальной политики в области охраны труда и создание необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации, как на национальном уровне, так и на уровне предприятий, организаций.

В соответствии с положениями указанной Конвенции разработка и реализация государственной политики предполагает принятие на национальном уровне государственной системы управления охраной труда на современном этапе.

Министерством труда Республики Беларусь с участием других заинтересованных органов разработана Концепция государственного управления охраной труда, которая одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 года №28.

Концепция определяет, что цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам

производственной деятельности;

обеспечение гарантий права работников на охрану труда; установление

обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

совершенствование правоотношений и управления в этой сфере,

включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

- государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по этим вопросам;

- принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;

- комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда с учетом других направлений социальной и экономической политики, достижений в области науки, техники, технологий и охраны окружающей среды;

- использование экономического механизма в управлении охраной труда, проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, эффективных средств защиты;

- взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;

- обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а так же членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;

- организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда;

- международное сотрудничество, создание условий для ратификации конвенций Международной организации труда, других международных организаций, межгосударственных договоров и соглашений в области охраны труда.

Государственное управление охраной труда направлено на:

- реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны труда;

- создание здоровых и безопасных условий труда у нанимателя;

- обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социального партнерства в решении вопросов охраны труда;

- защиту прав и законных интересов работников.

Государственное управление охраной труда реализуется на республиканском, отраслевом, региональном уровнях.

На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканское органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений.

На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.

На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Делись добром ;)