История пожарной техники

курсовая работа

4. История пожарной автоматики.

пожарный техника автоматический огонь

1. История пожарной техники и водоснабжения в России

Русские инженеры и мастера внесли большой вклад в развитие пожарного дела и пожарной техники. Так, в 1779 г. мастер слесарного дела Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и за свое изобретение был награжден медалью Российской Академии Наук. В 1809 г. механик К.В. Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее в Петербурге и был награжден медалью «За полезное» Безбородько М.Д. Пожарная техника. Учебник.- М.: Академия ГПС МЧС России. - 2004. - 550 с..

В 80-х гг. член Русского технического общества И.А. Вермишев предложил тушить нефтепродукты диспергированной водой. В 1901-1904 гг. преподаватель физики в Баку инж. А.Г. Лоран предложил тушить нефтепродукты пеной.

Повлияло на развитие пожарного дела строительство водопроводов. Они были созданы в Москве в 1805 г., Новгороде -- в 1848 г., Киеве -- в 1870 г., Харькове -- в 1879 г.

В 1913 г., обобщая опыт тушения пожаров, брандмейстер Нарвской пожарной части Петербурга Н.П. Требизов опубликовал книгу «Пожарная тактика», которая переиздавалась до 1928 г.

Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных труб (насосов).

Мощность паровых насосов была 11-30 кВт. Это позволяло при напоре до 15 м обеспечивать подачу воды 750-2250 л/мин. В 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей.

После Великой Октябрьской социалистической революции состояние пожарной охраны было крайне тяжелое. К началу 1918 г. в стране не было ни одного промышленного предприятия, производившего пожарную технику и пожарный инвентарь. В пожарных депо-мастерских пожарные Москвы, Петрограда ремонтировали пожарное оборудование и изготовляли пожарный инвентарь кустарным способом.

Энтузиасты приспосабливали для перевозки боевых расчетов и пожарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», пожарный автонасос «Паккард» и др. Безбородько М.Д. Пожарная техника. Учебник.- М.: Академия ГПС МЧС России. - 2004. - 550 с..

17 апреля 1918 г. был обнародован декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление контроля над производством противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов и машин.

В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной техники за границей. Принимались меры к производству пожарной техники в стране.

В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в стране начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15.

Пожарные машины явились мощным средством механизации работ по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного технического обслуживания. С этими работами могли справиться только специально подготовленные кадры. В 1924 г. в Ленинграде открылся пожарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно-техническое училище.

В период 1932-1937 гг. была создана серия пожарных автоцистерн на базе отечественных автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10.

В 1931-1932 гг. вступили в строй Горьковский и Московский автозаводы. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато проектирование и создание пожарных машин ПМГ (горьковского завода) и ПМЗ (московского завода ЗИС). Началась разработка пожарных машин со специальными средствами тушения.

С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечественных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц. В этот период был создан первый автомобиль воздушно-пенного тушения. Был разработан углекислотно-снежный пожарный автомобиль на шасси ЗИС-5. Создавались водозащитные пожарные автомобили, пожарные автомобили освещения.

Промышленность страны начала выпускать пожарные автонасосы и автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 Безбородько М.Д. Пожарная техника. Учебник.- М.: Академия ГПС МЧС России. - 2004. - 550 с..

Для пожарной охраны впервые было разработано специальное шасси. На его базе был создан автонасос ЗИС-11.

В предвоенные годы были сформулированы требования к пожарным центробежным насосам, которые должны создавать напор до 140 м и всасывать воду с глубины не менее 7 м. Созданные пожарные автомобили обладали хорошими тактико-техническими характеристиками.

В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появились пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.

Создание мощной пожарной техники потребовало более качественной подготовки кадров. В 1957 г. был организован инженерный факультет в Высшей школе МВД СССР. На базе этого факультета в 1974 г. была создана Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР. В 1997 г. она была преобразована в Московский институт пожарной безопасности. На его базе в 1999 г. была создана Академия Государственной противопожарной службы МВД России.

В типаже пожарных автомобилей устанавливается их оптимальная номенклатура, обосновываются параметры и показатели их типоразмерного ряда. Наряду с этим определяются базовые модели пожарных автомобилей и их модификации.

Начиная с 1959 г. была создана серия новых более совершенных автомобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137, автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131.

Промышленность стала производить пожарные автомобили тяжелого типа, например АЦ-40(375н) Ц1А, на большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с Безбородько М.Д. Пожарная техника. Учебник.- М.: Академия ГПС МЧС России. - 2004. - 550 с..

При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд факторов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых автомобилей в стране успешно освоен. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям.

Так, были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигателями.

С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40 на шасси Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310.

Автомобиль АКТ используют для тушения пожаров на машиностроительных заводах, аэродромах, объектах нефтехимической промышленности.

Новый этап развития пожарной техники начался с образования Российской Федерации.

Начиная с 1993 г. предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практически всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров.

Разработана серия пожарных насосов нового поколения. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымососы и т.д.

Заводами разработана серия специальных автомобилей: аварийно- пасательных, связи и освещения, газодымозащитной службы и др. Безбородько М.Д. Пожарная техника. Учебник.- М.: Академия ГПС МЧС России. - 2004. - 550 с..

2. Пожарное дело в эпоху средневековья

Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Так было не только на Руси Пожарная охрана. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк // Объединенная редакция МВД России. - Москва. 1996 г..

В течение первого периода средних веков на значительной части Европы из-за постоянных войн полыхали пожары. Их быстрому распространению способствовало и то обстоятельство, что при строительстве домов применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же строились они очень тесно.

Вплоть до XV в. пожар считался большим, если огнем уничтожалось несколько тысяч дворов. Если сгорало 100--200 домов, то о таком пожаре не говорили. В 1212 году огонь уничтожил в Новгороде 4300 дворов из 5000. Москва не была исключением. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически всю Москву, включая Кремль и посады. Крупные пожары оставили след в истории многих городов. Город Вормос (Германия) выгорел в 1221 году от пожара, вспыхнувшего в жилом доме. В 1376 и 1380 гг. почти полностью сгорели города Кельн-на-Шпрее и Берлин, Страсбург в XIV веке горел восемь раз. Неоднократно горел город Любек.

Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали негативное влияние на катастрофические последствия возникающих пожаров.

Феодальное общество, основанное на глубоких социально-экономических противоречиях, оказалось полностью неспособным к борьбе с пожарами. Не было единой структуры, которая могла бы противостоять огню. Поэтому по мере развития и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение Там же..

Результатом явилось принятие многочисленных противопожарных правил, которыми государственные структуры хотели оказать влияние на обстановку с пожарами, соблюдение населением мер предосторожности обращения с огнем.

В частности, стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время представляла собой большой город. Причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня Пожарная охрана. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк // Объединенная редакция МВД России. - Москва. 1996 г..

Указы подобного рода принимались многими городами Европы. Учитывая степень общественно-экономического развития государств того времени, имеется достаточно оснований считать эти документы как нормы права, хотя они и носили декларативный характер, и их практическая ценность была невелика. В ряде государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Франции, например, имелась как королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников Пожарная охрана. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк // Объединенная редакция МВД России. - Москва. 1996 г.. Срок повинности граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII века целиком возлагалась на жителей, которые в соответствии с законом держали в домах инструменты для борьбы с огнем. Несмотря на некоторые отличия, общим было одно - борьба с пожарами на этом этапе развития цивилизации за рубежом возлагалась, в основном, на ремесленников, горожан и цеховые организации, которые не обладали способностью к совместным организованным действиям.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. По концам городских улиц устанавливаются особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин.

Службу решеточных приказчиков контролировали должностные лица из дворян, так называемые "объезжие головы". Последние вместе с конной стражей объезжали город, следили за выполнением жителями царских указов об использовании огня, вылавливали поджигателей, руководили тушением пожаров. Назначенные в помощь "объезжим головам" из жителей "десятские, сотские и тысяцкие" поднимали население в случае пожара.

Основная техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.

На Руси самотечные водопроводы появляются в XI-XII вв. (Новгород), в странах Западной Европы - в XII-XII вв. Большое распространение получают и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в города.

Вплоть до XIV века столицы европейских государств внешне напоминали большие перенаселенные деревни. Современники отмечали, что плотность построек, особенно в сельской местности, была такой, что в некоторых поселениях можно было по крышам пройти с одного края до другого.

На Руси первые каменные здания начали строить после пожара в Москве в 1382 году. Ранее Х века о таких постройках сведений нет. Царские указы о суровом наказании виновников пожаров чередовались с требованиями применять при строительстве камень. В 1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля. К концу XV века в Москве улицы расширяют, городские стены возводят из огнестойкого материала.

И все же пожарное дело в эпоху средневековья развивалось медленно. В период повсеместного использования в качестве строительного материала древесины возникавшие пожары имели катастрофические последствия. Главным способом борьбы с огнем был снос ближайших к пожару строений. Для спасения не загоревшихся построек их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, которые поливали водой.

Средневековые документы содержали правила, касающиеся использования открытого огня, покрытия крыш, водообеспечения, а также строгие меры наказания за неосторожное пользование огнем. Пренебрегая правилами, владельцы домов возводили новые на месте сгоревших построек. При этом плотность строений оставалась на прежнем уровне, сохранялась та же опасность возникновения пожаров. Существовала и еще одна причина, приводящая к опустошительным пожарам. Связано это было с суеверием. Несмотря на жестокие наказания со стороны городских властей, большое количество горожан отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер. В 1547 году эти меры дополнил указ Ивана Грозного, обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Теперь же к тушению можно было приступать сразу, не допуская развития пожара Пожарная охрана. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк // Объединенная редакция МВД России. - Москва. 1996 г..

Распространению огня при пожарах в городах способствовало и то, что по укрепившейся европейской традиции тротуары на улицах делались деревянными, а в дни праздников украшались ветками и травой. Деревянные настилы укладывали также и в Москве.

С развитием промышленности, ремесел, роста населения (численность населения в Москве в XVI веке - 100 тыс. человек) пожары становились тормозом экономического прогресса. Это вынуждало власти искать эффективные меры борьбы с огнем. Созданная пожарно-сторожевая охрана не могла оказать серьезного противостояния огню.

С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы. Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Им не надо было тратить время на сборы по тревоге, они сразу выезжали к месту пожара. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Этим опытом позднее воспользовались в Японии, Франции.

В 1582 году правила пожарной безопасности, действующие на территории Москвы, были распространены и за ее пределы. Для контроля за соблюдением правил Борис Годунов в 1603 году разделил столицу на 11 округов, назначив в каждом из них ответственным за "береженье от огня" члена Боярской Думы. Сам факт, что среди них были такие известные в России люди, как Н.Р. Трубецкой, И.Ф. Баеманов, В.В. Толицин и другие, говорит о том, что царь уделял серьезное внимание предупреждению пожаров. Более того, он в приказном порядке обязал вновь назначенных лиц использовать любые меры для того, чтобы "...на Москве по всем улицам и переулкам... пожаров... не было" Пожарная охрана. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк // Объединенная редакция МВД России. - Москва. 1996 г..

3. История становления и развития пожарного образования в России

Для эффективной борьбы с огнем необходимы были специальные знания и навыки.

Как и в любом новом деле, в процессе формирования пожарных команд возникали трудности. Прежде всего, не хватало специального пожарного оборудования. Однако самая большая проблема заключалась в отсутствии профессионально подготовленных специалистов пожарного дела, способных выполнять обязанности брандмейстеров, то есть начальников пожарных частей. На этих должностях нередко оказывались люди, не имевшие не только никакого опыта в пожарном деле, но и просто не способные обращаться с техникой.

Подбор кадров для руководства пожарными частями входил в обязанности обер-полицмейстеров. Среди них редко встречались лица, компетентные в вопросах пожаротушения и способные оценить должным образом возможности того или иного претендента на должность брандмейстера. При этом небходимо отметить, что опыта в пожарном деле и знания пожарной техники от них никто и не требовал. Чаще всего назначение носило случайный характер, что впоследствии создавало дополнительные трудности в процессе борьбы с огнем. Нередки были случаи, когда на должность брандмейстера назначались унтер-офицеры в отставке или даже бывшие городовые Щаблов, Н.Н. Пожарное дело в России /Н.Н. Щаблов. - СПб., 2007. - 688 с..

Решение об открытии школы брандмейстеров было одобрено всеми участниками Нижегородского съезда. Это мероприятие требовало значительного финансирования. Одних пожертвований оказалось недостаточно, и основные денежные средства выделил князь Львов, который выполнил свое обещание съезду и уже в 1897 г. организовал курсы повышения квалификации брандмейстеров. Однако эти курсы не могли решить проблему в целом. Необходимо было создать специализированное учебное заведение, в котором могла бы осуществляться качественная подготовка специалистов пожарного дела.

Большую подготовительную работу провела Городская Дума Санкт-Петербурга, которая на многих своих заседаниях рассматривала вопросы создания и функционирования нового учебного заведения. На основе доклада подготовительной противопожарной комиссии, избранной Городской Думой 17 декабря 1904 г. и занимавшейся разработкой проекта переустройства пожарной охраны Санкт-Петербурга, Дума на заседании 6 апреля 1905 г. постановила:

1. Учредить Курсы пожарных техников в здании на углу Лиговской улицы и Обводного канала.

2. Поручить городской Управе произвести для этой цели надстройку третьего этажа указанного здания.

3. Ходатайствовать перед Министерством внутренних дел об отпуске для надстройки здания денежных средств.

В соответствии с Уставом Курсов пожарных техников, руководил курсами Попечительский совет, состоявший из председателя и шести членов Бородин Д.Н. Курсы пожарных техников // Справочник пожарного на 1916 год. Петроград. - 1915. .

Целью создания курсов являлась подготовка пожарных специалистов, которые могли бы не только успешно руководить пожаротушением, но и обладали бы компетентностью в области эксплуатации пожарной техники.

В июне 1906 г. в петербургских газетах появилось объявление об учреждении Курсов пожарных техников. На курсы принимались лица не моложе 18 лет, вполне здоровые и без физических недостатков. Прием на курсы проводился по конкурсу аттестатов не ниже 4-классного городского училища Новичкова Н.Ю. Становление системы пожарно-технического образования в России // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Том I..

Торжественное открытие курсов состоялось 5 октября 1906 г.

Учебная программа курсов была рассчитана на двухлетний срок обучения. На первый курс было принято 20 человек (на столько мест было рассчитано казарменное помещение, где жили курсанты). В основу организации обучения была положена система подготовки, принятая в берлинской пожарной команде. Курсанты изучали устройство пожарных машин, пожарную тактику, страховое дело, теорию горения, электротехнику, черчение, физику, химию, математику, черчение, иппологию. В ходе обучения проводились практические занятия по химии, оказанию первой медицинской помощи, ремонту пожарной техники. Обязательной была служба в учебной пожарной команде. Летом слушатели проходили практику в пожарных частях Санкт-Петербурга либо в сельской местности Новичкова Н.Ю. Становление системы пожарно-технического образования в России // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Том I..

Выпускники курсов направлялись на работу в различные губернии России на должности брандмейстеров городских пожарных частей, инструкторов и организаторов пожарного дела, преподавателей курсов.

Таким образом, курсы пожарных техников, открытые в Санкт-Петербурге в 1906 г., стали первым в России специальным учебным заведением по профессиональной подготовке специалистов пожарного дела. Открытие курсов позволило улучшить качество подготовки российских брандмейстеров и повысить уровень обеспечения пожарной безопасности в губерниях Российской империи.

Образованный в последующем на базе Курсов, Ленинградский пожарный техникум в 20-30-х годах стал прообразом аналогичных учебных заведений в Свердловске и Харькове.

Потребовалась подготовка инженерных кадров, которая была начата в 1933 г. на базе Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства.

Создание мощной пожарной техники потребовало более качественной подготовки кадров. С этой целью в 1948 г. были созданы высшие пожарно-технические курсы.

С 1953 года училищу поручена подготовка пожарных работников из целого ряда иностранных государств, таких как Венгрия, Монголия, Корея, Куба, Болгария, Афганистан, Гвинея-Бисау, Йемен, Вьетнам. Всего коллектив училища подготовил более 1000 специалистов из зарубежных стран.

С 1986 года училище преобразовано в Ленинградскую высшую пожарно-техническую школу МВД России, и лишь спустя одиннадцать лет на базе высшей школы создается институт пожарной безопасности МВД России. А с 1998 года институт входит в состав университета МВД как факультет подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы Щаблов, Н.Н. Пожарное дело в России /Н.Н. Щаблов. - СПб., 2007. - 688 с..

2002 год стал началом нового этапа истории учебного заведения. Постановлением Правительства от 13 августа создан Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В год 100-летия учебного заведения Распоряжением Правительства Российской Федерации № 458 от 3 апреля 2006 года учебному заведению присвоен статус университета.

Делись добром ;)